Решение по делу № 33а-1752/2022 от 11.05.2022

    дело № 2а-1275/2021 (№ 33а-1752/2022)                                         судья Сафронова И.М.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    14 июня 2022 года                                                                              город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Епихиной О.М., Исаковской Э.Л.,

при секретаре Павловой Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 15 ноября 2021 г. по делу по административному иску Узловского межрайоного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об обязании передать имущество по концессионному соглашению.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об обязании в срок до 01.07.2022 совершить действия, необходимые для передачи по концессионному соглашению находящихся в собственности муниципального образования Узловский район объектов водоотведения:

1) сети канализации, протяженностью 2410 м, год строительства 1987, по адресу: <адрес>;

2) сети канализации, протяженностью 8213 м, год строительства 1957, по адресу: <адрес>

3) сети канализации, протяженностью 7961 м, год строительства 1989, по адресу: <адрес>;

4) сети канализации, протяженностью 6785 м, год строительства 1954, по адресу: <адрес>;

5) сети канализации, площадь застройки 35,3 кв.м., год строительства 1993, по адресу: <адрес>;

6) сеть канализации, площадью застройки 81,9 кв.м, год завершения строительства 1993, по адресу: <адрес>

7) сеть канализации, протяженностью 87 м, год строительства 1949, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

8) сеть канализации, протяженностью 8 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

9) сети канализации, протяженностью 127 м, год завершения строительства 1951, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

10) сети канализации, протяженностью 55 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

11) сети канализации, протяженностью 158 м, кадастровый номер , год завершения строительства 1991, по адресу: <адрес>;

12) сети канализации, протяженностью 21 м, год завершения строительства 1954, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

13) сети канализации, протяженностью 202 м, год завершения строительства 1949, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

14) сети канализации, протяженностью 217 м, год завершения строительства 1968, кадастровый номер , по адресу: <адрес>

15) сети канализации, протяженностью 177 м, год завершения строительства 1966, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

16) сети канализации, протяженностью 14 м, год завершения строительства 1965, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

17) сети канализации, протяженностью 13 м, год завершения строительства 1965, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

18) сети канализации, протяженностью 18 м, год завершения строительства 1965, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

19) сети канализации, протяженностью 146 м, год завершения строительства 1969, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

20) сети канализации, протяженностью 102 м, год завершения строительства 1978, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

21) сети канализации, протяженностью 154 м, год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

22) сети канализации, протяженностью 239 м, год завершения строительства 1954. кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

23) сети канализации, протяженностью 22 м, год завершения строительства 1950, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

24) сети канализации, протяженностью 100 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

25) сети канализации, протяженностью 103 м, год завершения строительства 1970, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

26) сети канализации, протяженностью 144 м, год завершения строительства 1953, кадастровый номер, по адресу: <адрес>;

27) сети канализации, протяженностью 135 м, год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

28) сети канализации, протяженностью 77 м, год завершения строительства 1973, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

29) сети канализации, протяженностью 145 м, год завершения строительства 1987, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

30) сети канализации, протяженностью 21 м., год завершения строительства 1961, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

31 сети канализации, протяженностью 12 м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

32) сети канализации, протяженностью 8 м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

33) сети канализации, протяженностью 90 м, год завершения строительства 1956, кадастровый номер , по аесу: <адрес>;

34) сети канализации, площадью 63,6 кв.м., год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Узловский район законодательства об использовании объектов недвижимости муниципальной собственности водоотведения и ее организации в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях.

В ходе проверки установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости находятся в собственности муниципального образования Узловский район.

Учитывая сроки ввода в эксплуатацию спорных объектов централизованных систем водоотведения, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами водоотведения должна осуществляться исключительно по концессионным соглашениям в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

С момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования Узловский район, то есть с 2017-2020 годов по настоящее время концессионные соглашения не заключены, конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов не проводились.

26.02.2021 заместителем прокурора главе администрации муниципального образования Узловский район внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены.

Указал, что выявленные нарушения создают благоприятную обстановку для коррупционных проявлений в сфере распоряжения муниципальной собственностью со стороны должностных лиц администрации муниципального образования Узловский район, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.

        В судебном заседании представитель административного истца помощник Узловского межрайонного прокурора Черных Н.Г. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

        Представители административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности Панкрушина Т.С., заинтересованных лиц ООО «Сток-Транзит» директор Дмитриев М.Н., ООО «БОС» генеральный директор Жилин А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных требований, считая их необоснованными.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 15 ноября 2021 г. постановлено:

    административное заявление Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район об обязании совершить определенные действия, необходимые для передачи объектов водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования Узловский район в пользование по концессионному соглашению, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области в срок до 31 декабря 2022 года совершить определенные действия, необходимые для передачи объектов водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования Узловский район в пользование по концессионному соглашению:

1. сети канализации, протяженностью 2410 м, год строительства 1987, по адресу: <адрес>;

2. сети канализации, протяженностью 8213 м, год строительства 1957, по адресу: <адрес>;

3. сети канализации, протяженностью 7961 м, год строительства 1989, по адресу: <адрес>;

    4. сети канализации, протяженностью 6785 м, год строительства 1954, по адресу: <адрес>;

    5. сети канализации, площадь застройки 35,3 кв.м, год строительства 1993, по адресу: <адрес>;

    6. сети канализации, площадью застройки 81,9 кв.м., год завершения строительства 1993, по адресу: <адрес>;

    7. сети канализации, протяженностью 5302 м, площадью застройки 157 кв.м., год завершения строительства 1984, по адресу: <адрес>;

    8. сети канализации, протяженностью 87 м., год строительства 1949, кадастровый номер , по адресу:, <адрес>;

    9. сети канализации, протяженностью 8 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

    10. сети канализации, протяженностью 127 м, год завершения строительства 1951, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

    11. сети канализации, протяженностью 55 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

    12. сети канализации, протяженностью 21 м, год завершения строительства 1954. кадастровый номер , по адресу: <адрес>

13. сети канализации, протяженностью 202 м, год завершения строительства 1949, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

14. сети канализации, протяженностью 217 м, год завершения строительства 1968, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

15. сети канализации, протяженностью 154 м, год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

16. сети канализации, протяженностью 239 м, год завершения строительства 1954. кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

17. сети канализации, протяженностью 22 м, год завершения строительства 1950, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

18. сети канализации, протяженностью 100 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

19. сети канализации, протяженностью 103 м, год завершения строительства 1970, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

20. сети канализации, протяженностью 144 м, год завершения строительства 1953, кадастровый номер, по адресу: <адрес>

21. сети канализации, протяженностью 135 м, год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

22. сети канализации, протяженностью 21 м., год завершения строительства 1961, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

23. сети канализации, протяженностью 90 м, год завершения строительства 1956, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

24. сети канализации, площадью 63,6 кв.м., год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>.

В остальной части иска отказать.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Узловский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца Узловского межрайонного прокурора старшего помощника прокурора Черных Н.Г., административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности Якубовой Е.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим

Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный законодатель, предусматривая в ч. 1 ст. 124 КАС РФ перечень требований, которые может содержать административное исковое заявление, указал в качестве самостоятельных как требование о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (п. 2), так и требование об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 3).

В настоящем дела административным истцом к административному ответчику предъявлены требования об обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что не противоречит требованиям КАС РФ и подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования Узловский район находятся следующие объекты недвижимости:

сеть канализации протяженностью 2410 м, год строительства 1987, по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 8213 м, год строительства 1957, по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 7961 м, год строительства 1989, по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 6785 м, год строительства 1954, по адресу: <адрес>;

сеть канализации площадь застройки 35,3 кв.м, год строительства 1993, по адресу: муниципальное образование <адрес>;

сеть канализации площадью застройки 81,9 кв.м, год завершения строительства 1993, по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 87 м, год строительства 1949, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 8 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 127 м, год завершения строительства 1951, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сети канализации протяженностью 55 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 158 м, кадастровый номер 71:20:011509:555, год завершения строительства 1991, по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 21 м, год завершения строительства 1954, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 217 м, год завершения строительства 1968, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 177 м, год завершения строительства 1966, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 14 м, год завершения строительства 1965, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 13 м, год завершения строительства 1965, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 18 м, год завершения строительства 1965, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 146 м, год завершения строительства 1969, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 102 м, год завершения строительства 1978, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 154 м, год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 239 м, год завершения строительства 1954. кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 22 м, год завершения строительства 1950, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 100 м, год завершения строительства 1955, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 103 м, год завершения строительства 1970, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 144 м, год завершения строительства 1953, кадастровый номер, по адресу: <адрес>;

сеть канализации, протяженностью 135 м, год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 77 м, год завершения строительства 1973, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 145 м, год завершения строительства 1987, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 21 м, год завершения строительства 1961, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 12 м, кадастровый номер

сеть канализации протяженностью 8 м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации протяженностью 90 м, год завершения строительства 1956, кадастровый номер , по адресу: <адрес>;

сеть канализации площадью 63,6 кв.м., год завершения строительства 1957, кадастровый номер , по адресу: <адрес>.

Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Узловский район Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области на протяжении длительного периода времени не принимаются меры по передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления водоотведения в соответствии с требованиями законодательства, что послужило основанием для внесения представления.

Письмом администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 02.04.2021 № на представление заместителя Узловского межрайонного прокурора сообщено о том, что по акту приема-передачи объектов нефинансовых активов от 23.12.2020 в муниципальную казну муниципального образования Узловский район Тульской области конкурсным управляющим муниципального предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства (далее также МП ВКХ). В отношении которого с 2006 года открыто конкурсное производство, возвращены объекты водоснабжения и водоотведения. Объекты водоотведения эксплуатируются ООО «Сток-Транзит» на основании договора аренды, заключенного с конкурным управляющим МП ВКХ. 21.01.2021 на внеочередном заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Узловский район рассмотрен вопрос о необходимости оформления арендных отношений на объекты водоотведения, возвращенные в казну муниципального образования. 03.02.2021 с ООО «Сток-Транзит» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества № в отношении объектов водоотведения.

ООО «Сток-Транзит», ООО «БОС» в настоящее время продолжают осуществлять содержание и техническое обслуживание вышеуказанного имущества, пользуются им на основании договоров аренды.

Однако до настоящего времени конкурсная документация не подготовлена, объекты в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не переданы, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском о возложении на администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области обязанности устранить допущенные нарушения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданского кодекса РФ, Устава муниципального образования Узловский район, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о частично удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация муниципального образования Узловский район Тульской области в нарушение положений ст.41.1 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в течение длительного времени не осуществила передачу прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем по заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с организацией, оказывающей коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, концессионным соглашением.

Также отказывая в удовлетворения требований в отношении части объектов недвижимости, закрепленных за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, суд первой инстанции указал, что действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, следовательно, объекты водоотведения, переданные муниципальным учреждениям в оперативное управление, передаче по концессионным соглашениям не подлежат.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Проверяя соблюдение административным истцом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ, судебная коллегия исходит из того, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемое бездействие уполномоченного органа является длящимся и требования могут быть предъявлены в течение всего срока, в рамках которого у этого органа сохраняется обязанность совершить определенное действие.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 13 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01.05.2015 допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Статьей 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.

Часть 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Из содержания ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание сроки ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования спорными объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Административным ответчиком не оспаривалось, что конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении указанных выше объектов водоотведения не проводились, концессионные соглашения до настоящего времени не заключены.

Исходя из норм действующего законодательства, изложенных выше, и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел выводу об удовлетворении заявленных требований в части объектов водоотведения, поскольку муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоотведения на территории муниципального образования Узловский район Тульской области, передано в пользование хозяйствующему субъекту вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, спорные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем коммунальной инфраструктуры, обеспечение бесперебойного водоотведения, однако административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из спорных объектов не решен.

Имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, нарушает права неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания.

Доводы апелляционной жалобы о нецелесообразности заключения концессионных соглашений ввиду строительства напорных канализационных коллекторов не состоятельны, не влекут отмену постановленного по делу решения, поскольку реализация в будущем проекта по строительству напорных канализационных коллекторов, канализационных сетей на территории Узловского района Тульской области не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения возложенных на него действующим законодательством полномочий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно определил субъектный состав лиц, участвующих в деле, и возложил обязанность по совершению действий, необходимых для передачи спорных объектов водоотведения в пользование по концессионному соглашению именно на администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области – собственника спорных объектов недвижимости.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Таким образом, по концессионному соглашению, предметом которого являются объекты водоотведения, третьей стороной, действительно, выступает субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению.

Однако концедентом по такому соглашению применительно к рассматриваемому спору будет являться муниципальное образование Узловский район Тульской области, в связи с чем обязанность по передаче спорных объектов водоотведения несет администрация муниципального образования Узловский район Тульской области, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в то время как утверждение конкурсной документации, условий концессионного соглашения осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта, выступающими третьей стороной концессионного соглашения.

Установленный судом срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц – до 31.12.2022, судебная коллегия находит достаточным и разумным.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной административного ответчика в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и процессуального права, дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые в рамках рассмотрения административного иска и оценки доводов в обоснование заявленных административных исковых требований не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 15 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области – без удовлетворения.

    В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-1752/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Узловсикй межрайонный прокурор
Ответчики
администрация МО Узловский район
Другие
ООО "БОС"
ООО "Сток-Транзит"
Суд
Тульский областной суд
Судья
Юркова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
11.05.2022Передача дела судье
14.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Передано в экспедицию
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее