Решение по делу № 33-1647/2022 от 04.05.2022

    Судья Калганова С.В.                                                   Дело № 2-837/2022

    (первая инстанция)

    № 33-1647/2022

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи    - Балацкого Е.В.,

судей                     - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                - Бабийчук Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по иску фио1 к Государственному учреждению отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю о признании распоряжения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным,

заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

фио1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю, в котором просила признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления фио1 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязать государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю направить принадлежащие фио1 средства материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий ее семьи в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами материнского капитала.

Исковые требования мотивированы тем, что истец, обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на приобретение жилья в территориальный орган ПФР в г.Севастополе ДД.ММ.ГГГГ, приобщив кредитный договор ВК от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом вносимых в него изменений и дополнений).

По результатам рассмотрения заявления истцом получено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, в связи с тем, что ответчиком установлено несоответствие организации, с которой заключен кредитный договор на строительство жилого помещения требованиям, установленным ч.7 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Закон 256-ФЗ), а также несоблюдения условия, установленного ч.8 статьи 10 Закона 256-ФЗ, а именно основной вид деятельности ГУП «Севастопольстройпроект» (по коду ОКВЭД 64.92.3) - предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, что не соответствует требованиям Закона 256-ФЗ. Указанное решение ответчика истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем вынуждена была обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление фио1 удовлетворено.

Судом признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления фио1 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. На Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю возложена обязанность направить принадлежащие фио1 средства материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий ее семьи в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами материнского капитала.

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Апеллянт указывает, что организация, с которой заключен кредитный договор, не соответствует требованиям, установленным законодательством для погашения долга за счет средств материнского капитала. Указывают, что Закон 256-ФЗ содержит исчерпывающий перечень организаций, которым могут быть перечислены средства материнского (семейного) капитала в счет погашения первоначального взноса или основного долга по кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании представитель ответчика фио2, просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.

Истец фио1, представитель ГУП «Дирекция управления имуществом» фио3 просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Реализуя предписания ст. 7, ч. 1 и ч. 2 ст. 38 и ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, законодателем предусмотрены меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определен круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи.

Положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

В силу ч. 1, ч. 3 ст. 7 вышеуказанного закона, распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 настоящего закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по направлениям, в частности, на улучшение жилищных условий.

В соответствии с пп. 1 ч. 1, ч. 5, ч. 6 ст. 10 вышеуказанного закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Согласно ч. 7 ст. 10 вышеуказанного закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся: кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»; кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации; учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании решения Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Севастополя (межрайонное) истице в связи с рождением 2-го ребенка был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 453026 руб.

Соответственно, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, истица стала обладателем права распорядиться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по направлениям, установленным законом, в частности, на улучшение жилищных условий.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение задолженности по кредитному договору, заключенному ею ранее в целях строительства жилья.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на погашение основного долга по уплате процентов по займу было отказано со ссылкой на то, что кредитный договор на приобретение жилья заключен с организацией, не соответствующей требованиям, установленным ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Обращаясь с данным иском в суд, истица полагала свои права нарушенными и просила об их защите.

Суд первой инстанции, разрешая дело, установил, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Севастопольским региональным управлением Государственной специализированной финансовой организации «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» был заключен кредитный договор на сумму 227378 грн.

Условия данного договора свидетельствуют о цели получения истицей кредита на строительство жилого помещения.

Из материалов дела также следует, что в обеспечение исполнения заключенного кредитного договора между истицей и Севастопольским региональным управлением Государственной специализированной финансовой организации «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» был заключен ипотечный договор.

    Согласно п. 1.4 Положения о Севастопольском региональном управлении государственной специализированной финансовой организации «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», региональное управление Фонда создано с целью практической реализации государственных, региональных и местных программ строительства и покупки жилья для молодежи, объектов социально-культурного строительства в целях оказания социальной помощи семьям и гражданам для решения жилищных проблем, выполнения программ обеспечения населения жильем и других программ, выполнение которых также возложено на Фонд или региональное управление Фонда.

    Аналогичное положение содержится в абз. 1 ст. 2 Положения о порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья утвержденного Постановлением Кабинета министров Украины от 29 мая 2001 года № 584.

    Таким образом, суд указал, что в силу ст. 1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» Севастопольское региональное управление государственной специализированной финансовой организации «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», с которым заключен кредитный договор, является финансовым учреждением, которое соответственно закону имеет право за счет привлеченных средств предоставлять финансовые кредиты на собственный риск.

    В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

    Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

    В соответствии с Распоряжением Губернатора города Севастополя, Председателя Правительства Севастополя от 18 декабря 2014 года № 506 «О ликвидации Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» и Приказа от 18 декабря 2014 года № 10 «О создании ликвидационной комиссии» Севастопольское региональное управление Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» находилось в стадии ликвидации.

    Решением Севастопольского городского Совета № 7156 от 17 марта 2014 года «О статусе города–героя Севастополя», Законом города Севастополя от 24 апреля 2014 года № 3–ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», собственником имущества Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» определен город Севастополь.

    Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03 октября 2016 года Севастопольское региональное управление Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» было признано банкротом.

    Определением Арбитражного суда города Севастополя от 19 апреля 2018 года в соответствии со ст. ст. 72, 92, 99 АПК РФ обеспечены доказательства по делу путем передачи документов и имущества Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» на хранение Государственному унитарному предприятию «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» согласно перечню документов и имущества, указанного в акте приема передачи от 10 апреля 2018 года, с правом Государственного унитарного предприятия «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» на доступ, инвентаризацию, обработку, учет, работу с документами, в том числе, осуществление сверки расчетов по кредитным договорам, выдачи соответствующих справок, включая справки о размере задолженности по кредитным договорам. На Государственное унитарное предприятие «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» по результатам проведения инвентаризации возложена обязанность предоставить суду соответствующий акт.

27 июля 2018 года Государственным унитарным предприятием «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя», в лице директора, действующего на основании Устава и определения Арбитражного суда города Севастополя от 19 апреля 2018 года по делу № А84-2265/2016, в соответствии со ст. 382 ГК РФ, ч. 2 ст. 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» передано, а собственником имущества в лице уполномоченного органа государственной власти города федерального значения Севастополь – Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице директора Департамента, принято в собственность имущество, а также обязательства в виде прав требований и все связанные с требованием права и обязанности по 98 кредитным договорам, в том числе, обеспечивающие исполнение обязательств, возникшие из договоров залога в полном объеме, а также документы, подтверждающие указанные материально-правовые требования к гражданам на общую сумму прав требования в размере 54560333,23 руб., а также иное имущество согласно изложенного в Акте.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07 ноября 2018 года № 17435–РДИ «О включении государственного имущества в Реестр собственности города Севастополя и закрепления на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя» указанное выше имущество было включено в реестр собственности города Севастополя и передано на праве хозяйственного ведения ГУП «АИЖК города Севастополя».

Согласно п. 1.2 Устава Государственного унитарного предприятия «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя», предприятие создано для осуществления функций уполномоченного регионального оператора Открытого Акционерного Общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и уполномоченного координатора и реализатора городских, муниципальных программ жилищного строительства и ипотечного кредитования в целях реализации федеральных, муниципальных и национальных программ на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования.

Акционерное Общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» создано как открытое акционерное общество, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в целях реализации федеральной целевой программы «Свой дом» и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий, единственный акционер - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), Агентство осуществляет деятельность по приобретению и реализации прав требования по обязательствам, обеспеченным ипотекой жилых помещений.

    Согласно представленной в материалы дела исторической справке из ГУП «Севастопольстройпроект» от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на письмо ОАО «АИЖК» от ДД.ММ.ГГГГ -СП, ГУП «АИЖК города Севастополя» аккредитован в ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и является региональным оператором, а также поставщиком закладных для участия в программах Агентства по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию.

    Также Постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП ГУП «АИЖК города Севастополя» переименовано в ГУП «Севастопольстройпроект», Постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП ГУП «Севастопольстройпроект» переименовано в ГУП «Дирекция управления имуществом».

При рассмотрении дела установлено, что ГУП «Дирекция управления имуществом» является организацией, которая относится к единому институту развития в жилищной сфере, определенному вышеприведенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Истица, обратившись с заявлением к ответчику о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение задолженности по кредитному договору, заключенному с целью получения кредитных средств на строительство жилья, представила все необходимые документы, предусмотренные законом, т.е. соблюла порядок данного обращения. Однако, ей в заявлении было отказано.

    Вместе с тем, с учетом вышеуказанных изменений ГУП «Дирекция управления имуществом», как кредитор, является залогодержателем по ипотечному договору, заключенному с фио1 В настоящее время основной долг не погашен и его часть может быть погашена средствами материнского (семейного) капитала по выданному истице сертификату.

    Разрешая дело, суд, вопреки позиции апеллянта, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и обосновано пришел к выводу о том, что заявленные истицей требования подлежат удовлетворению, а решение ответчика об отказе истице в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала подлежит отмене с обязательством ответчика направить принадлежащие истице средства материнского (семейного) капитала на улучшения жилищных условий в соответствии с поданным ею ранее заявлением.

    Оспаривая выводы судебного решения, апеллянтом в жалобе приведены доводы, которые сводятся к тому, что ГУП «Севастопольстройпроект» не является организацией, деятельность которой подпадает под действие п. 7 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ.

    Однако, отмену состоявшегося по делу правильного судебного решения данные доводы не влекут, поскольку им в качестве возражений ответчика на иск судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.

    Иных доводов в числе приведенных, имеющих правовое значение для дела и подтверждающих незаконность решения жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                     Е.В. Балацкий

Судьи                                 А.В. Ваулина

                                    Е.В. Герасименко

33-1647/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Балацкий Евгений Васильевич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
04.05.2022Передача дела судье
06.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Передано в экспедицию
06.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее