Шабалинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Олина П.В.
при секретаре Глушковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-107/2024 (УИД 43RS0041-01-2024-000156-03) по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области об устранении нарушения правил пожарной безопасности при содержании источников наружного противопожарного водоснабжения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области об устранении нарушения правил пожарной безопасности при содержании источников наружного противопожарного водоснабжения. В обоснование заявленных требований указано, что в населенных пунктах д. Михненки, д. Колбины отсутствуют водоисточники, предназначенные для наружного пожаротушения, что является нарушением ФЗ "О пожарной безопасности", ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Прокурор просит обязать ответчика обеспечить в целях пожаротушения жилые дома, здания, сооружения, расположенные в д. Михненки, д. Колбины Шабалинского района Кировской области водоисточниками, предназначенными для целей наружного пожаротушения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Шабалинского района Плотников П.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в судебном заседании не участвует, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на согласие с исковыми требованиями, просил предоставить срок для исполнения решения суда до 31.12.2025 года в связи с необходимостью изыскания бюджетных средств.
Выслушав истца, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в вопросам местного значения городского поселения в том числе относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Пунктом 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения; противопожарные резервуары).
Пунктами 8.9, 10.4 свода правил 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 установлено, что расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания или сооружения на уровне планировочных отметок земли снаружи здания или сооружения не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Допускается предусматривать прокладку рукавных линий по проездам и подъездам для пожарной техники.
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей – 200 метров; при заборе воды мотопомпами – 100-150 метров.
Вместе с тем, по информации Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Шабалинского района, в нарушение указанных выше норм действующего законодательства здания, строения, сооружения, расположенные в д. Михенки, д. Колбины Шабалинского района Кировской области на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» не обеспечены водоисточниками, предназначенными для целей наружного пожаротушения, в радиусе 200 метров.
Таким образом, требования действующего законодательства о пожарной безопасности не исполнены, контракты на выполнение работ по устранению отмеченных нарушений не заключены, бюджетные средства на данные цели не выделены.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь человеческие жертвы и уничтожение имущества граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и не позволяют в настоящее время реализовать одну из важнейших функций государства — обеспечение безопасности граждан.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области подлежат удовлетворению.
С учетом необходимости изыскания бюджетных средств для выполнения решения суда, срока, необходимого для выполнения работ по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, суд считает заслуживающим внимания доводы административного ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 31.12.2025.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской областиобеспечить в целях пожаротушения жилые дома, здания, сооружения, расположенные в д. Михненки, д. Колбины Шабалинского района Кировской области водоисточниками, предназначенными для целей наружного пожаротушения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» до 31.12.2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 08 июля 2024 года.
С у д ь я : П.В. Олин