Дело № 2-757/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славянск-на-Кубани 21 июня 2016 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Тараненко И.С.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Шеховцовой Е.Ю.,
с участием:
истца Вороновой О.И. и её представителя Лопатиной Н.В., ответчика в лице Стариковой Т.Ф., представителя ответчика Серогодской Т.Н., третьего лица Джигиль О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вороновой О.И. к СНТ «Приазовец» в лице председателя Стариковой Т.Ф. о признании недействительным общего обрания общего собрания членов СНТ «Приазовец» и решений, принятых на нем,
УСТАНОВИЛ:
Воронова О.И. обратилась в Славянский городской суд с указанным исковым заявлением, в котором указала, что 12 декабря 2015 года состоялось общее собрание членов СНТ «Приазовец», решения которого отражены в протоколе общего собрания членов СНТ «Приазовец» от 12 декабря 2015 г. (приложение № 3). Считает собрание незаконным. Принятые на нем решения и протокол недействительными, поскольку на собрании 12 декабря 2015 года кворум отсутствовал. Членов в СНТ «Приазовец» по списку 978 человек. На собрании присутствовали, согласно оглашенному списку 89 человек, при чем из 89 человек, присутствующих на собрании, 39 человек не являются членами СНТ «Приазовец»-это жены, мужья, дети, бабушки членов СНТ «Приазовец».Согласно Уставу СНТ «Приазовец» ст. 21 п. 2 общее собрание членов СНТ «Приазовец» правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов. Для правомочности собрания требуется квалифицированное большинство, поэтому на собрании необходимо присутствие 490 членов СНТ.
В протоколе общего собрания членов СНТ «Приазовец» (на листе 1) указано количество действующих членов СНТ «Приазовец», владельцев участков-500 человек. Но даже исходя из придуманного количества членов СНТ «Приазовец», для проведения собрания необходимо присутствие 250 человек, но никак не 89 или 50 человек. Д.Л.В., Старикова Т.Ф., Серогодская Т.Н., не являющиеся членами СНТ «Приазовец» нарушили её имущественные права. На собрании, которое не правомочно, приняты важнейшие решения: выборы председателя и членов правления СНТ «Приазовец», внесение изменений в Устав, утверждение сметы на 2016 год, утверждение размера членских взносов и др. Эта же группа самовольно и незаконно подменяет вид деятельности СНТ «Приазовец» при регистрации в ИФНС №11 с «садоводства» на «Управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда». Кроме того, её выступление на собрании 12 декабря 2015 года, по нарушениям, изложенным в данном заявлении, в протоколе собрания не отражено. Просит признать решения принятые на общем собрании членов СНТ «Приазовец» 12.12.2015 г. недействительными.
В судебном заседании Воронова О.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что получила участок в СНТ «Приазовец» в числе лиц, которым были первоначально распределены участки по решению горисполкома, т.е. была одним из учредителей товарищества. Затем купила еще один участок и оформила на своего несовершеннолетнего сына. Впоследствии свой участок продала, а после смерти сына получила его участок по наследству. В период после продажи участка и получения участка по наследству из членов СНТ не исключалась. Считает, что принятыми на общем собрании решениями нарушены её имущественные права, её интересовал вопрос распределения денежных средств, собранных по членским взносам, для этого необходимо было провести отчётное собрание с прежним председателем Джигиль О.А. Поскольку кворума не было, просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Вороновой О.И. - Лопатина Н.В. пояснила, что из членов товарищества гражданин может быть исключен только на основании решения общего собрания. Её доверительница решением собрания из членов СНТ не исключалась, то есть членство за ней сохранено, она продолжает платить членские взносы, у неё имеется пропуск и членская книжка садовода. Полагает собрание неправомочным, поскольку не было кворума, соответственно, решения, принятые на нем, недействительными.
В судебном заседании представитель СНТ «Приазовец» Старикова Т.Ф. не согласилась с заявленными требованиями, считала, что собрание было проведено законно, точное количество членов СНТ назвать не смогла. Пояснила, что на собрании 19.06.2015г. было уточнено число членов товарищества в количестве 250 человек. Собрание было организовано инициативной группой, так как было выражено недоверие предыдущему председателю Джигиль О.А. Не смогла подтвердить документально, являются ли участники проведённого 12.12.2015 г. собрания членами СНТ «Приазовец». Считала, что у Вороновой О.И. нет права на оспаривание принятых на собрании решений, так как она не является членом товарищества, поскольку продала свой участок в СНТ.
В судебном заседании от 02.06.16 г. представитель Стариковой Т.Ф. - Скачков Н.И. возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы своей доверительницы о том, что Воронова утратила своё членство в СНТ «Приазовец» продав участок, а после вступления в наследство на другой участок в число членов товарищества общим собранием не включалась. По мнению Скачкова Н.И. представленными документами Воронова О.И. не подтвердила, что является членом СНТ «Приазовец».
В судебном заседании представитель Стариковой Т.Ф. - Серогодская Т.Н. не согласилась с исковыми требованиями, пояснила, что на данный момент количество членов СНТ «Приазовец», по неуточнённым данным, составляет 250 человек. Также считает, что если человек продал земельный участок, он уже не является членом СНТ, он лишился права собственности. В Уставе написано, что членом СНТ может быть гражданин, достигший 18 лет, имеющий в собственности земельный участок в рамках этого товарищества. Если он продал этот земельный участок, то лишился этого права.
В судебном заседании третье лицо Джигиль О.А. пояснила, что присутствовала на собрании 12.12.2015 г. Членов СНТ всего978 человек, некоторые имеют несколько участков, по картотеке 1024 человека, заплатили членские взносы по приходным ордерам бухгалтеру 416 человек за 2015 год. Что касается списка регистрации, то бухгалтер тоже проводила регистрацию по количеству. Джигиль О.А. смотрела, что из 89 человек, указанных в этом списке, только 49 человек заплатили взносы, то есть чувствовали себя членами, а остальные вообще взносы не платили. Переизбрали её потому, что были претензии к её работе, с претензиями она не согласна, считает, что выполняла свою работу в соответствии с Уставом. Заявленные исковые требования Вороновой О.И. поддержала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу пункта 1 ст. 16 названного Федерального закона, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно пункту 1 ст. 18 Закона, членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
В соответствии с пунктом 4 ст. 18 Закона, учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно пункту 5 ст. 18 Закона, каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Согласно подпунктам 1, 8 пункта 1 ст. 19 Закона, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право: избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля; обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.
В соответствии со ст. 21 Закона, общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения.
Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.
Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных).
В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении.
Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.
Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.
Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.
Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как следует из материалов дела и установлено судом, садоводческое некоммерческое товарищество "Приазовец" зарегистрировано в качестве юридического лица. Коллективное товарищество садоводов и огородников создано на основании решения Славянского городского совета народных депутатов Краснодарского края Исполнительного комитета № I п.3/3-е от 06.01.1982 года. Участки были распределены в соответствии с приложением к указанному решению.
Воронова О.И. является членом СНТ "Приазовец" и собственником земельного участка В СНТ «Приазовец» (...), с кадастровым номером (...), площадью 390 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2015 г. (л.д. 6).
Ответчик в судебном заседании заявила, что Воронова О.И. прекратила своё членство в СНТ «Приазовец», поскольку продала участок, ранее принадлежащий ей на праве собственности, а после покупки другого участка в члены товарищества не принималась.
Суд не соглашается с мнением истца, поскольку участок (...) для садоводства и (...) для огородничества выдавался Вороновой О.И. на основании решения горисполкома (...) от 06.01.1982 г., согласно которому было создано коллективное товарищество садоводов и огородников. Членами коллективного товарищества включены рабочие и служащие предприятий организаций и учреждений города. На момент распределения участков Воронова О.И. работала экономистом в Госбанке, получив садовый участок, она была автоматически принята в члены товарищества. Согласно статье 21 Устава СНТ «Приазовец» исключение из членов товарищества относится к компетенции общего собрания членов СНТ «Приазовец». Решение об исключении Вороновой О.И. из членов товарищества общим собранием не принималось, доказательств обратного сторона ответчика не предоставила, следовательно даже продав ранее полученный земельный участок, членство в товариществе Воронова О.И. не утратила. Кроме того членство Вороновой О.И. подтверждено пропуском, выданным на имя Вороновой О.И., срок действия которого указан - постоянно, членской книжкой садовода, выданной 30.08.1993 г., квитанциями об оплате членских взносов.
Точное количество членов СНТ «Приазовец» в судебном заседании не установлено, так как у правления товарищества списки членов садоводческого товарищества отсутствуют. Из пояснений Стариковой Т.Ф. следует, что по состоянию на 19.06.2015 г. установлено членство 250 человек. Третье лицо Джигиль О.А., пояснила, что в 2015 году членские взносы внесли 416 человек и данный факт ответчиком не оспорен.
Судом установлено, что 12.12.2015 года было проведено общее собрание членов СНТ "Приазовец", что подтверждается протоколом (...) от 12.12.2015 года. Повестка дня собрания:
Отчёт ревкомиссии о финансово-хозяйственной деятельности за отчётный период.
Отчёт о проделанной работе председателя СНТ «Приазовец» Джигиль О.А.
Выборы председателя и членов правления СНТ «Приазовец»
Внесение изменений в устав СНТ «Приазовец».
Обсуждение и утверждение сметы на 2016 год.
Утверждение размера членских взносов на 2016 год.
Об изменении сведений в ЕГРЮЛ.
Разное.
Как следует из указанного протокола общего собрания членов СНТ "Приазовец" от 12.12.2015 года, на данном собрании присутствовало 89 человек, указания на то, сколько присутствовало членов СНТ и сколько человек участвовали в проведении собрания на основании доверенностей, протокол собрания не содержит. Из листов регистрации членов СНТ "Приазовец", составленного 12.12.2015 года также не прослеживается членство присутствующих в СНТ «Приазовец».
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что общее собрание членов СНТ от 12.12.2015 года не было правомочно принимать решения по вопросам, включенным в повестку дня, поскольку необходимый для этого кворум не имелся. Ссылка ответчиков на протокол собрания и регистрационные листы безосновательна, поскольку протокол не подтверждает факт присутствия на собрании именно 86 членов товарищества. Не могут служить таким доказательством и регистрационные листы при том условии, что паспортные данные лиц, которые в них зафиксированы, в данных документах отсутствуют. Таким образом, проверить то обстоятельство, что на собрании присутствовали именно члены СНТ "Приазовец", а не иные лица, именно в таком количестве, не представляется возможным. Кроме того, даже при условии присутствия на общем собрании членов товарищества в заявленном количестве (86 человек), указанное количество присутствующих составляет менее 50% от общего числа членов садоводческого некоммерческого товарищества. Старикова Т.Ф. в судебном заседании пояснила, что по её подсчётам всего членов СНТ «Приазовец» 250 человек, 50% от указанного количества составляет 125 человек.
Поскольку Воронова О.И. является членом СНТ "Приазовец", она, на основании п. 1.8. статьи 9 Устава СНТ «Приазовец» и п. 8 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вправе ставить вопрос об оспаривании решений, принятых общим собранием членов СНТ.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что требования Вороновой О.И. к СНТ "Приазовец" о признании принятых на собрании членов СНТ «Приазовец» от 12.12.2015 года решений недействительными подлежат удовлетворению, поскольку данное собрание было созвано и проведено с нарушением требований ст. 21 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 года и статьи 21 Устава СНТ «Приазовец».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вороновой О.И. к СНТ «Приазовец» в лице председателя Стариковой Т.Ф. удовлетворить.
Признать недействительными решения общего собрания членов СНТ «Приазовец», оформленные протоколом (...) от 12 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 24 июня 2016 года.
Копия верна:
Согласовано: судья Тараненко И.С.