Председательствующий по делу судья Слепцов И.В. | Дело № 33-3995-2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего Кузнецовой О.А., судей Щаповой И.А., Лещевой Л.Л., при секретаре Печеревиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 31 августа 2017 г.
гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Литвинцевой Л.А., к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» (далее - ОАО «Читаэнергосбыт»), открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее ОАО «МРСК Сибири») о признании непригодным для расчета платы на общедомовые нужды прибора учета, установленного ОАО «МРСК Сибири», признании незаконной установки общедомового прибора учета, возложении обязанности произвести перерасчет объема потребления электрической энергии с применением расчетного способа по нормативу за период с момента установки прибора учета до даты принятия решения, о возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» начислять плату за общедомовые нужды в соответствии с нормативами,
по апелляционной жалобе представителя ПАО «МРСК Сибири»
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 февраля 2016 г., которым постановлено:
исковые требования Борзинского межрайонного прокурора в интересах Литвинцевой Л.А. удовлетворить.
Признать установку общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного ОАО «МРСК Сибири» - филиалом «Читаэнерго» для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, незаконной.
Признать действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии Литвинцевой Л.А. на основании показаний общедомового прибора учета, установленного ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» без соблюдения установленной законом процедуры установки общедомовых приборов учета в период с 1 апреля 2013 г. до 17 февраля 2016 г. (до даты принятия решения судом), незаконными.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Литвинцевой Л.А. перерасчет платы за коммунальные услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с 17 февраля 2016 г. в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомового прибора учета в установленном законом порядке.
Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет госпошлину с каждого в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор обратился в суд в интересах жителя <адрес> в <адрес> Литвинцевой Л.А., ссылаясь на следующее.
В многоквартирном доме <адрес> установлен общедомовой прибор учета (далее по тексту - ОДПУ) и его показания приняты к расчету. Собственниками решение об установке ОДПУ не принималось, акты об установке, замене, проверке и допуске приборов учета подписывались без их ведома. ОАО «МРСК Сибири», ОАО «Читаэнеросбыт» не направляли собственникам помещений предложений об оснащении зданий приборами учета. Приборы не были допущены в установленном законом порядке в эксплуатацию в течение месяца с момента установки. ОДПУ допущены лишь на основании акта проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии, что не тождественно процедуре установки и допуска в эксплуатацию. Также при установке приборов учета не исследован вопрос о технической возможности установки ОДПУ, соответствующие акты не составлялись. Истец просил признать установленный ОАО «МРСК Сибири» коммерческий прибор учета электрической энергии по адресу: <адрес>, непригодным для расчета платежей на общедомовые нужды (далее - ОДН) в жилом помещений, расположенном по адресу: <адрес>; признать действия по начислению и предъявлению платы за ОДН Литвинцевой Л.А. на основании показаний указанного прибора в период с момента его установки до принятия решения судом, незаконным; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Литвинцевой Л.А. перерасчет платы за электроэнергию на ОДН с момента установки прибора до даты принятия решения по установленному нормативу; в дальнейшем производить начисление платы за потребленную на ОДН электроэнергию по нормативам до установки ОДПУ в установленном порядке (л.д. 3-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация городского поселения «Борзинское» (далее – администрация ГП «Борзинское») (л.д. 23), Государственная жилищная инспекция, упраздненная в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края № 395 от 6 октября 2016 г., полномочия переданы образованной Государственной инспекции Забайкальского края (л.д. 40-41).
К моменту рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции ОАО «Читаэнергосбыт» переименовано в АО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» переименовано в ПАО «МРСК Сибири».
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 63-69).
В апелляционной жалобе представитель ПАО «МРСК Сибири» Маркова О.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Считает решение принятым с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно установлены фактические обстоятельства дела. Судом применены нормы Федерального закона № 261-ФЗ и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, которые не действовали на момент установки прибора учета. Суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности цель установки прибора. С 2011 года ПАО «МРСК Сибири» устанавливало приборы учета в многоквартирных домах в г. Борзя и п. Шерловая Гора, в том числе по адресу: <адрес>, для расчетов между АО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири». Указывает, что доказательств принятия прибора учета в состав общего имущества материалы дела не содержат, при этом суд не указывает, в связи с чем прибор учета признан общедомовым. Прибор учета находится на балансе ПАО «МРСК Сибири» и собственникам помещений многоквартирного дома не передавался. Предоставленный в материалы дела актдопуска прибора учета в эксплуатацию не содержит заключения о принятии его в качестве общедомового. Стороной истца не представлено доказательств того, что прибор учета был установлен и допущен ПАО «МРСК Сибири» для расчета платы ОДН, а тот факт, что АО «Читаэнергосбыт» принимает показания прибора учета для расчета платы ОДН доказательством того, что ПАО «МРСК Сибири» устанавливало прибор для данной цели, не является. Считает, что ИП Гусаров, являясь управляющей организацией, должен обеспечить эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем был вправе проводить мероприятия по вводу приборов в эксплуатацию, снятию показаний (л.д. 74-76).
В суд апелляционной инстанции истец Литвинцева Л.А., третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ПАО «МРСК Сибири» Чупрову Е.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя АО «Читаэнергосбыт» Долгову Е.В., просившую оставить решение суда без изменения, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Дьячкову Ж.В., полагавшую, что прибор учета незаконно используется для начисления на общедомовые нужды, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконными действий ОАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго», суд первой инстанции исходил из того, что установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена с нарушением требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и поэтому также начисление платы за электрическую энергию на основании показаний общедомового прибора учета, установленного с нарушением предусмотренного законом порядка, неправомерно.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. «б» п. 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из приведенных норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации именно она наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборамиучета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч.ч. 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учетаэнергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442).
По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 г. В противном случае в период с 1 июля 2012 г. до 1 июля 2013 г. сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета. Действовать от имени собственников при совершении названных действий вправе управляющая организация, товарищество или кооператив, либо иная организация, имеющая соответствующие полномочия от собственников.
Порядок установки и введения в действие общедомового прибора учета предусмотрен "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения № 442).
Из содержания п.п. 146, 147, 152, 154 Основных положений следует, что под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченного представителя исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска в эксплуатацию.
Судом первой инстанции установлено, что истец Литвинцева Л.А. является собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Из акта замены прибора учета от <Дата> следует, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» произвел замену прибора учета по адресу: <адрес>. При этом информация о снятом и установленном приборе учета совпадает (место установки, тип, №, показания), что свидетельствует о том, что фактически замена прибора учета места не имела (л.д. 17).
<Дата> между ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и ИП Г. составлен акт № разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание электроустановок ПО ЮЭС и ИП Г. по адресу: <адрес>. При этом приборы учета находятся на балансе ПО ЮЭС. В п. 3 указано, что установлены счетчики для общего учета активной и реактивной энергии, установлен прибор учета тип <данные изъяты> заводской №, как расчетный на фасаде здания (л.д.47-58).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ввод в эксплуатацию прибора учета имел место до введения в действие Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.
<Дата> инспекторами БРЭС А., Л. в присутствии представителя потребителя – техника ИП Г. - Ч. проведена внеплановая проверка работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии по адресу: <адрес>, о чем составлен соответствующий акт №, согласно которому по присоединению счетчик № - учет к коммерческим расчетам пригоден, находится на фасаде здания (л.д. 16).
Сведений о том, что Ч. являлась уполномоченным представителем собственников из дела не усматривается.
По информации Администрации городского поселения «Борзинское» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в период времени с 2011 г. по 2015 г. находился под управлением товарищества собственников жилья «Ломоносова», в настоящее время способ управления собственниками помещений не выбран.
Таким образом, из дела следует, что ОДПУ был установлен, для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды. ОДПУ был установлен в коммерческих целях для определения объема отпущенной электроэнергии на многоквартирный дом и производства расчетов между юридическими лицами - ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири», до введения в действие Основных положений №.
При таких обстоятельствах выводы суда о незаконности установки прибора учета являются ошибочными.
В тоже время оснований применять названный прибор учета в целях расчета с потребителями для ОДН также не имеется, поскольку в названных целях прибор стал использоваться только с апреля 2013 г., то есть после введения в действие Основные положения №, и процедура допуска прибора учета как ОДПУ соблюдена не была.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами представителя ПАО "МРСК Сибири" об отсутствии оснований для признания незаконным установки прибора учета, в тоже время данный прибор в силу несоблюдения процедуры его допуска для целей учета расходов на ОДН невозможно использовать при производстве расчетов с потребителями.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о необоснованности требований о возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет стоимости платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в соответствии с действующими нормативами.
Как указано выше, прибор учета № установлен исключительно для расчета между юридическими лицами и не был допущен в качестве общедомового прибора учета в установленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
Члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы в порядке, установленном органами управления товарищества (ч. 5 ст. 161 ЖК РФ).
Товарищество собственников жилья осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены соответствующие договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. (ч. 6.2. ст. 161 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания членов товарищества собственники и наниматели могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья, который отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 6.3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 г.) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8,9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
По смыслу приведенных норм, товарищество собственников является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 г. внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
С учетом изложенного, требования о возложения обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права) в части признания установки прибора учета незаконным и подлежащим изменению с указанием на незаконность использования данного прибора учета для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 17 февраля 2016 г. изменить в части признания установки общедомового прибора учета потребленной электроэнергии незаконной.
Признать использование общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного ОАО «МРСК Сибири» - филиалом «Читаэнерго» для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, незаконным.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Кузнецова О.А.
Судьи: Щапова И.А., Лещева Л.Л.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Кузнецова О.А.