УИД 56RS0028-01-2022-000288-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года п. Переволоцкий
Оренбургская область
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре судебного заседания Бикбаеве И.Г. с участием представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Филипповой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны в отношении водозаборных скважин,
установил:
истец прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, муниципальной собственности, санитарно-эпидемиологического законодательства в администрации Кариновский сельсовет, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проверки установлено, что на территории МО Кариновский сельсовет Переволоцкого района расположено ... объектов водоснабжения: водозаборных скважин № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, расположенных на территории <адрес>.
Вместе с тем, в нарушение норм федерального законодательства на указанные объекты водоснабжения не установлены границы зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют.
Данный факт подтверждается информацией администрации муниципального образования, а также информацией начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>.
Отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны создает реальную угрозу загрязнения водного объекта, что может повлечь ухудшение состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также угрозу возникновения заболеваний лиц, проживающих на территории населенных пунктов и иных лиц, пользующихся водой.
При этом именно администрация сельского поселение как собственник указанных систем водоснабжения должна исполнить обязанность по организации разработки проекта зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны.
Просит, с учетом уточнения исковых требований, обязать администрацию муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны в отношении водозаборных скважин № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, расположенных на территории <адрес> в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Переволоцкого района Филиппова Г.В. иск поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласноп. 4 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные нормы закреплены в ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области».
Исходя из положений статей 125, 210 и 215 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, в частности в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования, - органы местного самоуправления в рамках их компетенции
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 18 закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1, 3, 4 статьи).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который, согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
В ч. 1 ст. 55 ВК РФ предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
Органы местного самоуправления сельского поселения реализуют полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 ст. 27 ВК РФ).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, муниципальной собственности, санитарно-эпидемиологического законодательства в администрации Кариновский сельсовет, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области расположено ... объекта водоснабжения: водозаборная скважина № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, расположенных на территории <адрес>.
Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных норм федерального законодательства на указанные объекты водоснабжения не установлены границы зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют.
Данный факт подтверждается информацией администрации муниципального образования, а также информацией начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>.
Отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны создает реальную угрозу загрязнения водного объекта, что может повлечь ухудшение состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также угрозу возникновения заболеваний лиц, проживающих на территории населенных пунктов и иных лиц, пользующихся водой.
При этом именно администрация сельского поселение как собственник указанных систем водоснабжения должна исполнить обязанность по организации разработки проекта зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны.
Суд приходит к выводу, что на указанные объекты водоснабжения не установлены границы зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют.
В связи с изложенным суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны в отношении водозаборных скважин № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером №, расположенных на территории <адрес> в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда ответчик должен уведомить суд и прокуратуру Переволоцкого района в течение месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Чарикова
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2022.
Судья Т.Н. Чарикова