Дело *
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2019 года *
Поронайский городской суд * в составе:
председательствующего судьи Л.В. Домниковой,
при секретаре *2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению *1 к агентству ЗАГС * о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и морального вреда,
у с т а н о в и л:
*1 обратилась в суд с исковым заявлением к ЗАГС * о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, морального вреда. В обоснование иска указала, что она дата была назначена на должность государственной гражданской службы начальника отдела ЗАГС * и с ней был заключён служебный контракт. Приказом руководителя агентства ЗАГС * * от дата трудовые отношения с *1 прекращены по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 40 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Полагает увольнение незаконным, так как указанные нормы права не обеспечивают прекращение трудовых отношений по инициативе нанимателя, а также в связи с несоблюдением процедуры увольнения и проведения служебной проверки с последующим уведомлением работника. В силу указанных обстоятельств и на основании статей 139, 234, 237 и 394 Трудового кодекса Российской Федерации истец просит суд о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула в сумме * рубля и взыскании морального вреда в сумме *.
В судебном заседании истец *1 поддержала требования иска по изложенным в нем основаниям; ее представитель, действующий по ордеру адвокатского кабинета * от дата , адвокат *7 в судебное заседание не явился, уведомлен под роспись, ходатайств об отложении дела и об уважительности причин неявки не заявлял.
В судебном заседании руководитель агентства ЗАГС * *3 требования иска не признала со ссылкой на письменный отзыв, просила в иске отказать. Дополнительно суду сообщила, что накануне издания приказа об увольнении разговаривала с *1 по факту представления прокурора и проведенной в отношении нее проверки и предлагала *1 рассмотреть вопрос об увольнении по собственному желанию, на что получила отказ.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося представителя истца по основанию статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав присутствующие в деле стороны, заключение старшего помощника Поронайского городского прокурора *4, полагавшей в иске отказать, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 2).
К основным обязанностям гражданского служащего, перечисленным в ст. 15 указанного Федерального закона, относятся: соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, не нарушение запретов, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 11); а также сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12).
Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, является ограничением, в силу которого гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата № 79-ФЗ).
Требования к служебному поведению гражданского служащего перечислены в части 1 статьи 18 этого же Федерального закона, в которой указано, что гражданский служащий обязан: не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (п. 5); соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих (п. 6); не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (п. 8); не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (п. 13).
В соответствии с частью 3 статьи 59.2 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 15 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что применительно к гражданской службе под утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения гражданским служащим действий (бездействия), которые порождают у представителя нанимателя обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности. Несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также непринятие им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, влекут утрату к нему доверия со стороны представителя нанимателя, в связи, с чем гражданский служащий подлежит безусловному освобождению от замещаемой должности и увольнению, а служебный контракт с ним - расторжению.
Также из системного толкования пункта 10 части 1 статьи 16, части 5 статьи 22 Федерального закона от дата № 79-ФЗ, статьи 15 Федерального закона от дата № 273-ФЗ следует, что лица, уволенные представителем нанимателя в связи с утратой доверия, не могут быть принятыми вновь на должности гражданской службы (находится на гражданской службе), пока не исключены из Реестра.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя агентства ЗАГС * *-л.с. от дата *1 уволена и освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы начальника отдела ЗАГС * по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Приказом руководителя агентства ЗАГС * *-л.с. от дата *1 назначена на должность государственной гражданской службы начальника отдела ЗАГС * с дата и с ней был заключен служебный контракт о прохождении государственной службы в должности начальника отдела ЗАГС * * от дата .
Из пункта 6 служебного контракта * от дата следует, что гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, соблюдать ограничения, не нарушать запреты, предусмотренные статьями 15, 16, 17 Федерального закона № 79-ФЗ и других.
Из представления * * от дата следует, что * проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в агентстве ЗАГС *, в результате чего выявлено, в частности, незаконное осуществление прохождения государственной гражданской службы начальником отдела ЗАГС * *1, ранее уволенной в связи с утратой доверия.
Из письма Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений * *.24-711/19-Вн от дата следует, что учитывая требования пункта 10 части 1 статьи 16, Федерального закона от дата № 79-ФЗ руководителю агентства ЗАГС * предложено незамедлительно рассмотреть вопрос о расторжении служебного контракта с *1
Из письма руководителя аппарата Губернатора и * - министра * от дата в адрес * следует, что в соответствии с поручением * была проведена проверка агентства ЗАГС * по фактам, изложенным в представления * * от дата , при которой выявлено, в частности, незаконное осуществление прохождения государственной гражданской службы начальником отдела ЗАГС * *1, ранее уволенной в связи с утратой доверия, и которая до настоящего времени не уволена, в связи с чем, в числе прочих, к руководителю ЗАГС * должно быть применено дисциплинарное взыскание.
Из распоряжения * *-к от дата следует, что на руководителя ЗАГС * наложено дисциплинарное взыскание по указанному выше факту.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» Постановлением Правительства Российской Федерации» * от дата утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в пункте 22 которого указывается, что реестр размещается в открытом доступе на официальном сайте единой системы по адресу http://gossluzhba.gov.ru/reestr в виде списка, который сформирован в алфавитном порядке (в формате PDF).
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
По данным официального сайта федеральной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» по состоянию на дата *1 уволена дата в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, о чем на этом сайте дата размещена информация.
Приказом руководителя агентства ЗАГС * от дата * трудовые отношения с *1 прекращены по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 40 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является: нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона).
Из пункта 4 части 1 статьи 40 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В судебном заседании истица не отрицала о наличие к ней утраты доверия, сообщив, что с прежним приказом руководителя агентства ЗАГС * *-л.с. от дата была согласна, так как признала факт совершения ею коррупционного правонарушения. При последующем назначении ее на ту же должность от дата представителю нанимателя не сообщила о ранее допущенном ею факте совершения коррупционного правонарушения, которое к моменту ее назначения не было погашено.
Принимая решение, суд исходит из того, что государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий в данном случае, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Проанализировав исследованные в своей совокупности доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований о признании увольнения незаконным и восстановления на прежней должности, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что для увольнения истца имелись законные основания и порядок увольнения истца, установленный законом, ответчиком не нарушен, а доводы истца об обратном опровергаются доказательствами, исследованными судом.
С учетом необоснованности требований истца о незаконности его увольнения не подлежат удовлетворению также требования производные от указанных о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и морального вреда.
Довод истца о том, что увольнение по основанию п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не отнесено законом к числу увольнений по инициативе нанимателя, не основан на законе, так как из смысла ст. 37 и п. 3 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что фактически увольнение производится именно по инициативе представителя нанимателя, поскольку он принимает окончательное решение об увольнении государственного служащего.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от дата *-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой *5, которая содержит положение о том, что увольнение по названному основанию хотя и не отнесено законом к числу увольнений по инициативе нанимателя, но фактически производится именно по инициативе представителя нанимателя, поскольку он принимает окончательное решение об увольнении государственного служащего по своему усмотрению.
Остальные доводы, изложенные в иске в обоснование своей позиции, направлены на иное толкование закона и не могут повлиять на постановленное решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ *1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ * ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░