Дело № 2а-3005/2019
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
13 мая 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Яковлевой П.П.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ исполняющего обязанности заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РќСЏРЅРґРѕРјСЃРєРѕРіРѕ района РІ защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Роскомнадзора РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации,
установил:
Рё.Рѕ. заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РќСЏРЅРґРѕРјСЃРєРѕРіРѕ района обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ признании информации Рѕ продаже больничных листов без прохождения медицинского освидетельствования, размещенной РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу https://spravki.msk.ru/oformit-bolnichnyy-list-v-gorode-arhangelsk.html, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Р’ обоснование требований указано, что РІ С…РѕРґРµ проведенного прокуратурой мониторинга сети В«Рнтернет» установлено, что РЅР° указанном сайте содержится информация Рѕ продаже листков нетрудоспособности без прохождения лечения, обследования. Размещенная информация находится РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе, доступ Рє ней имеет неопределенный РєСЂСѓРі лиц. Распространение информации влечет уголовную ответственность, противоречит целям Рё задачам действующего законодательства РІ сфере образования, негативно сказывается РЅР° нравственном развитии детей Рё молодежи, подрывает авторитет государственной власти.
Прокурор в суд не явился.
Административный ответчик своего представителя в суд не направил, в представленном суду отзыве указывает, что сайт находится в свободном доступе, в реестре не значится.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, изучив дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации права РЅР° обжалование решений Рё действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений Рё должностных лиц Рё РІ соответствии СЃРѕ статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РљРђРЎ Р Р¤, Кодекс) СЃСѓРґС‹ общей юрисдикции, Верховный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее также - СЃСѓРґС‹) рассматривают Рё разрешают подведомственные РёРј дела, возникающие РёР· административных Рё иных публичных правоотношений (административные дела) Рѕ защите нарушенных или оспариваемых прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов граждан, прав Рё законных интересов организаций (части 1 Рё 2 статьи 1 РљРђРЎ Р Р¤).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия РІ сфере контроля Р·Р° распространением информации РІ РЎРњР, РІ том числе Рё РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений РІ рамках предоставленных ему полномочий.
Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» (далее - Закон Рѕ защите информации) РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено" (далее - Реестр).
Р’ отношении РІРёРґРѕРІ информации, причиняющей вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, указанных РІ Рї. 1 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Закона Рѕ защите информации, решения Рѕ включении РІ Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим РёРЅСѓСЋ распространяемую посредством сети В«Рнтернет» информацию, причиняющую вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ административного судопроизводства РІ рамках осуществления обязательного судебного контроля Р·Р° соблюдением прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РїСЂРё реализации отдельных административных властных требований Рє физическим лицам Рё организациям (С‡. 3 СЃС‚. 1 РљРђРЎ Р Р¤).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.
Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ). При этом неявка административного ответчика в судебное заседание, за исключением случая, когда его явка признана судом обязательной, непредставление им объяснений по административному делу не препятствуют рассмотрению дела по существу.
Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети В«Рнтернет», РїРѕ результатам которого РЅР° страницах сайта РІ сети В«Рнтернет» выявлено наличие информации, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Рнформация, размещенная РЅР° страницах сети Рнтернет РїРѕ указанным РІ административном РёСЃРєРµ адресам, содержит сведения Рѕ продаже листков нетрудоспособности.
Доступ к сайтам открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным ответчиком.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
В соответствии со ст. 11.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых, или послерейсовых медицинских осмотров.
Обязанность проведения медицинского осмотра и получение на основании него медицинской справки установленного образца предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Аналогичное требование закреплено и в Приказе Минздрава СССРот 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
Также ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Абзацем 15 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное в установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки противопоказаний к владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Более того, согласно п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских документов.
Распространение указанной информации влечет уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровья граждан, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере образования, негативно сказывается на нравственном развитии, подрывает авторитет государственной власти.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что РІ соответствии СЃ Рї. 2 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ основанием для включения РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ данном случае будет являться вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, Р° Федеральная служба РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что РёСЃРє заявлен Рє надлежащему ответчику.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе, вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным ответчиком, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный РёСЃРє исполняющего обязанности заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РќСЏРЅРґРѕРјСЃРєРѕРіРѕ района РІ защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации удовлетворить.
Признать информацию Рѕ продаже листков нетрудоспособности без прохождения лечения, обследования, размещенную РІ информационно-коммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу https://spravki.msk.ru/oformit-bolnichnyy-list-v-gorode-arhangelsk.html, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Настоящее решение СЃСѓРґР° является основанием для включения Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайта РІ сети В«Рнтернет» https://spravki.msk.ru/oformit-bolnichnyy-list-v-gorode-arhangelsk.html, содержащего информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (Рѕ продаже листков нетрудоспособности без прохождения лечения, обследования), РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года
Председательствующий А.В. Калашникова