Дело № 2-191/2024
25RS0017-01-2024-000318-75
Решение
Именем Российской Федерации
(Заочное решение)
пгт.Кавалерово 8 мая 2024 года
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Гидрович О.В.
при секретаре Фадеевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы государственной социальной помощи,
установил:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы государственной социальной помощи в размере 350 000 руб.
В обоснование требований истец указал, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения» в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О государственной социальной помощи в <адрес>» и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении Положения о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта» принято решение о назначении ФИО1 как малоимущему гражданину социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, в целях стимулирования его к активным действиям по выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ на счет ответчика истцом осуществлена единовременная денежная выплата по социальному контракту в размере 350 000 руб. на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления им предпринимательской деятельности. В связи с непредоставлением ответчиком ни одного отчета по расходованию выделенных денежных средств, истцом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и досрочном расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику направлено уведомление о возврате необоснованно полученной суммы, которое до настоящего времени не исполнено.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены, представитель истца КГКУ «Центр социальной поддержки населения» письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивал в полном объеме, не возражал против вынесения заочного решения, ответчик дважды извещался по месту его регистрации заказными письмами с уведомлениями, которые возвращены в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
В силу ст. ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст.167, 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу абзаца восьмого статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с абзацем четвертым ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 6(1) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О государственной социальной помощи в <адрес>», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятия. Размер, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также форма социального контракта устанавливаются <адрес>.
Финансирование расходов по предоставлению государственной социальной помощи осуществляется за счет средств краевого бюджета (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ).
Положение о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждено Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
Согласно пунктам 1.7, 1.10 Положения, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), в том числе на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения, размер, продолжительность и периодичность выплаты государственной социальной помощи определяются в зависимости от нуждаемости в помощи и обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации
В целях реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности выплата социального пособия осуществляется в размере не более 350000 рублей, которая может быть направлена: до 10 процентов денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с подготовкой и оформлением разрешительной документации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, на приобретение программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также на приобретение носителей электронной подписи; до 15 процентов - на принятие имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности; до 5 процентов - на размещение и (или) продвижение продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях. Оставшаяся часть социального пособия (или вся ее сумма в случае отсутствия вышеуказанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов (за исключением подакцизных товаров), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, и связанных с их приобретением работ, услуг (далее - основные средства, материально-производственные запасы). (ч.2 п. 5.1 Положения)
В силу ч.5 п. 5.1 Положения, в редакции, действовавшей на момент выдачи социального пособия, выплата социального пособия на реализацию указанного выше мероприятия осуществляется единовременно или по частям, исходя из содержания мероприятий программы социальной адаптации.
Для осуществления контроля выполнения мероприятий программы социальной адаптации и организации осуществления государственной социальной помощи заявитель, заключивший социальный контракт (далее - получатель государственной социальной помощи), в сроки, установленные в программе социальной адаптации, представляет в структурное подразделение КГКУ отчет по исполнению установленных в ней мероприятий по форме согласно приложению N 8 к настоящему Положению (далее - отчет) (п. 5.3 Положения).
Согласно пунктам 5.7, 5.7.2. для подтверждения целевого расходования средств социального пособия, к отчету о выполнении мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, получатель государственной социальной помощи прилагает следующие документы: а) документы, подтверждающие расходы, связанные с приобретением основных средств, материально-производственных запасов, приобретением программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также с приобретением носителей электронной подписи, размещением и (или) продвижением продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях, принятием имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности: договоры на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, а также работ и услуг, связанных с их приобретением; договоры на приобретение программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также на приобретение носителей электронной подписи; договоры аренды и иные договоры, подтверждающие наличие имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности; платежные документы, подтверждающие факт оплаты основных средств, материально-производственных запасов, программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, носителей электронной подписи, имущественных обязательств (квитанции, кассовые (товарные) чеки, платежные поручения, чеки по банковским операциям); документы, подтверждающие факт размещения и (или) продвижения продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях; документы (товарные накладные, универсальные передаточные документы, акт приема - передачи неисключительного права на использование программного продукта и иные документы), подтверждающие фактическое получение основных средств, материально-производственных запасов, программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, носителей электронной подписи, принятие имущественных обязательств, а также фактическое выполнение работ, услуг, связанных с приобретением основных средств, материально-производственных запасов; б) иные документы, подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации (в случае если представление указанных документов предусмотрено программой социальной адаптации).
Одним из оснований для досрочного расторжения социального контракта и прекращения оказания государственной социальной помощи является непредставление получателем государственной социальной помощи отчета о выполнении программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин, указанных в пункте 4.6 настоящего Положения. (п.п. «ж» п. 5.13 Положения).
Пунктом 4.6 Положения предусмотрено, что уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) реализацию мероприятий программы социальной адаптации, являются: а) чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (непреодолимая сила) (паводок, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, техногенная катастрофа, авария и другое); б) смерть одного или нескольких членов семьи заявителя; в) длительное лечение заявителя (более одного месяца); г) осуществление заявителем ухода за ребенком, матерью, отцом, нуждающимися в постоянном постороннем уходе в связи с заболеванием (травмой); д) неполучение денежных средств в срок, установленный социальным контрактом, не по вине заявителя; е) приостановление деятельности либо введение иных ограничений в связи с принятием акта органа власти об установлении режима чрезвычайной ситуации, введение режима повышенной готовности; ж) призыв лица, заключившего социальный контракт на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом № (далее - мобилизованное лицо, заключившее социальный контракт).
В соответствии с п. 5.16 Положения, сумма социального пособия, выплаченная на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, по которым не представлен отчет в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин, указанных в пункте 4.6 настоящего Положения, (в случае прекращения оказания государственной социальной помощи по основанию, указанному в подпункте "ж" пункта 5.13 настоящего Положения) подлежит возврату в полном объеме.
Суммы выплаченного социального пособия возвращаются получателем государственной социальной помощи добровольно, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п. 5.20 Положения, уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи, расторжении социального контракта, а также о возврате в краевой бюджет средств государственной социальной помощи оформляется структурным подразделением КГКУ и направляется почтовым отправлением получателю государственной социальной помощи в течение пяти дней со дня принятия решения, указанного в пункте 5.19 настоящего Положения.
Возврат средств государственной социальной помощи в краевой бюджет осуществляется в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в уведомлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества (увеличение стоимости собственного имущества приобретателя); приобретение или сбережение произведено за счет другого лиц (за чужой счет); отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, поскольку его семья является малоимущей, он является безработным, желает заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
По результатам рассмотрения заявления решением истца от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен социальный контракт № на осуществление предпринимательской деятельности и составлена программа социальной адаптации на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, целью которой являлось выполнить, в том числе, следующие мероприятия: до ДД.ММ.ГГГГ приобрести основные средства и материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, согласно безнес-плану и предоставить подтверждающие документы для подачи заявления по форме 13 и получения выплаты: до ДД.ММ.ГГГГ предоставить отчетность о выполнении мероприятий программы социальной адаптации (договоры купли-продажи, счета, товарные накладные, кассовые чеки).
Пунктом 3.2 социального контракта на ответчика возложена обязанность предоставлять истцу документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» имеет право досрочно расторгнуть социальный контракт в одностороннем порядке при непредоставлении ответчиком отчета о выполнении программы социальной адаптации в установленный срок (п. 7 социального контракта).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к истцу с заявлением о предоставлении социального пособия на основании социального контракта, к которому он приобщил предварительные счета поставщиков на оплату товаров (цемента, кистей, стационарной мини линии РТМ-2МУ) на сумму 350 000 руб., которые он планирует приобрести.
На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ на счет ответчика истцом осуществлена единовременная денежная выплата по социальному контракту в размере 350 000 руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение условий социального контракта ответчик не представил ни одного отчета о расходовании денежных средств и выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом.
В связи с непредоставлением ответчиком отчета по расходованию выделенных денежных средств без уважительных причин, истцом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и досрочном расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлены уведомления о возврате необоснованно полученной суммы, которые до настоящего времени не исполнены.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, из представленных доказательств в их совокупности следует, что истец выполнил возложенные на него обязательства социального контракта по оказанию государственной социальной помощи, перечислив на расчетный счет ответчика предусмотренные программой социальной адаптации 350 000 рублей.
В то же время со стороны ответчика имеются существенные нарушения условий социального контракта – не предоставление отчета о реализации программы и расходовании целевых денежных средств.
Действие программы социальной адаптации граждан, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, является предоставление гражданам помощи в преодолении им трудной жизненной ситуации.
В свою очередь на гражданина, получающего такую помощь, возлагается обязанность по реализации мероприятий, предусмотренных социальной программой, то есть исполнение целевого израсходования перечисленных денежных средств, достигнув цели, на которую такая программа была рассчитана и заключен соответствующий социальный контракт.
ФИО1, воспользовавшись выделенными денежными средствами, не исполнил отмеченные в Программе мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
В нарушение условий социального контракта, ответчик получил от КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» единовременную социальную выплату, не приобрел основные средства и материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, не предоставил соответствующих отчетов о выполнении программы социальной адаптации, не сообщил о причинах неиспользования денежных средств или преодолении трудной жизненной ситуации, на которую были выделены эти средства.
Согласно акту, составленному ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», ФИО1 в ходе беседы ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что выделенной суммой социального пособия распорядился не в соответствии с программой социальной адаптации, потратив их на поездку и проживание в <адрес>, в настоящее время у него денежные средства отсутствуют. Доказательств уважительной причины, влияющей на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) реализацию мероприятий программы социальной адаптации ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, ст.ст.50, 61.1 БК РФ с ответчика в доход бюджета Кавалеровского муниципального округа <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 700 руб.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (СНИЛС №) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (ИНН 2537108468) необоснованно полученную сумму государственной социальной помощи в размере 350 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 (СНИЛС №) в доход бюджете Кавалеровского муниципального округа приморского края государственную пошлину в размере 6 700 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Апелляционная жалоба подается через Кавалеровский районный суд Приморского края.
И.о. судьи О.В. Гидрович