Решение по делу № 5-262/2018 от 29.08.2018

Дело № 5-262/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

28 сентября 2018 года город Пермь

Судья Кировского районного суда г. Перми Разумовский М.О.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Садовиной Н.Л.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Мальцевой А.В. – Зеленкиной Е.Н.,

представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Шергиной Ю.В. по доверенности,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

индивидуального предпринимателя Мальцевой А.В.,

привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ. главным специалистом-экспертом Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Л. в отношении индивидуального предпринимателя Мальцевой А.В. составлен протокол об административном правонарушении , согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ИП Мальцева А.В. при осуществлении деятельности в аптеке по <адрес> допустила деятельность организации розничной торговли лекарственными средствами в специализированном магазине (аптеке) с ухудшением условий проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях, а именно: допущено размещение аптеки с режимом функционирования после 23:00 час., размещенной на первом этаже пятиэтажного жилого дома, по адресу, указанному ранее, при этом на вывеске указана информация «Режим работы – 24 часа», что является нарушением ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.2 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, пункта 4.10 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные».

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - Мальцева А.В. участия в судебном заседании не принимала, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием защитника Зеленкиной Е.Н. С учетом положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, с участием защитника Зеленкиной Е.Н.

Защитник Зеленкина Е.Н. в судебном заседании просила производство по делу об административном правонарушении в отношении Мальцевой А.В. прекратить, в связи с отсутствием в её действиях события и состава административного правонарушения предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, мотивируя тем, что режим работы аптечной организации в ночное время не ограничен действующим законодательством, положение п. 4.10 СНиП 31-01-2003 не распространяется на деятельность аптеки и не является обязательным, так как не распространяется на эксплуатируемый объект, кроме того, согласно Приказу Росстандарта от 30.03.2015 N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" данный документ подлежит применению на добровольной основе. Одновременно, приказ Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр признал не подлежащим применению СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 778, за исключением пунктов СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521. Согласно пункту 38 указанного Перечня национальных стандартов и сводов правил, на обязательной основе применяется пункт 4.10 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", за исключением слов "все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23ч» (данная редакция действует с 10.02.2017г., согласно Приказу Минстроя России от 10.02.2017 N 86/пр).

Вывод Роспотребнадзора о том, что аптека по <адрес> является специализированным магазином, не соответствует действительности. В настоящее время действует СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 1 сентября 2009 г. № 390), в приложении которого аптеки отнесены к помещениям здравоохранения и социального обслуживания населения (п. 2.1.3). К числу предприятий аптеки нормативными актами не отнесены.

Факт реализации настойки ....... относится к лекарственным препаратам и включена в государственный реестр лекарственных средств, реализация настойки не приостанавливалась и, соответственно, не являлась нарушением законодательства, реализация настойки ....... как лекарственного средства не может каким-либо образом ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилом здании.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по Пермскому краю Шергина Ю.В. просила привлечь ИП Мальцеву А.В. к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановление деятельности.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, письменные объяснения, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом в соответствии с требованиями статьи 26.1 настоящего Кодекса по каждому делу об административном правонарушении выяснению подлежат не только наличие события административного правонарушения (пункт 1) и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность (пункт 2), но и виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только непосредственной причастности лица к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, но и его вины.

Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Из материалов дела усматривается, что Мальцева А.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН . В сведениях об основном виде деятельности ИП Мальцевой А.В. указана торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

ДД.ММ.ГГГГ и.о.министра здравоохранения Пермского края ИП Мальцевой А.В. выдана Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, где в качестве перечня выполняемых работ и оказываемых услуг ИП Мальцевой А.В. указаны: хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения. В качестве одного из мест осуществления деятельности указан <адрес>.

Согласно договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «.......» (Арендодатель) и ИП Мальцевой А.В. (Арендатор), последняя приняла во временное возмездное владение и пользование встроенное нежилое помещение, принадлежащее арендодателю на праве собственности, расположенное по <адрес>. Помещение передано арендатору для организации аптеки (аптечного пункта) (п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Договора).

В качестве доказательств виновности ИП Мальцевой А.В. представлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 4-6), рапорта УУП ОУУП и ПДН ОП М. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, 41), объяснение Г. (л.д. 42), фотоматериал (л.д. 46-50), сопроводительные документы на настойку ....... (л.д. 51-53, 60-61, 65-67), Лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 54-56), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства (л.д. 58), договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-63), акт приемки-передачи нежилого помещения по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 64), объяснения Мальцевой А.В. (л.д. 68), сведения ЕРГИП (л.д. 69-72) и другие доказательства.

Оценив указанные доказательства, можно сделать вывод о том, что они не содержат какого-либо обоснования виновности ИП Мальцевой А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позиция административного органа об обратном является ошибочной в связи со следующим.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении, ИП Мальцевой А.В. вменено, что она допустила размещение аптеки с режимом функционирования после 23:00 час., размещенной на первом этаже пятиэтажного жилого дома, по <адрес>, при этом на вывеске указана информация «Режим работы – 24 часа», что является нарушением ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.2 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, пункта 4.10 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные».

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии со статьей 24 данного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 31, организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 883/пр утвержден СП 54.13330 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные». Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой <*> до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения (п. 1.1).

Согласно названному Приказу с момента введения в действие СП 54.13330 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» (с 10.02.2017г.) не подлежит применению СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 778, за исключением пунктов СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.

В соответствии с пунктом 4.10 СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003) в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов.

Частями 1 и 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого Закона.

Национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень, указанный в части 1 названной статьи, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", с 01.07.2015 утвержден новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В пункте 38 данного Перечня указан Свод правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 - 4.7, абзацы третий - шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов "все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч"), 4.11, 4.12).

В соответствии с положениями СП 118.13330.2012* (введены в действие с 01.01.2013 года). Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10), в приложении В которого аптеки отнесены к учреждениям здравоохранения и социального обслуживания населения (п. 2.1.3). К числу предприятий аптеки нормативными актами не отнесены.

Кроме того, в пункте 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" дается понятие фармацевтической деятельности, под которой понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (подп. 35 ст. 4 ФЗ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ).

Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется, как указано в ст. 55 ФЗ РФ "Об обращении лекарственных средств", "аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями".

Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н утверждены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, устанавливающие требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…

В соответствии с п. 22 которых установлено, что субъект розничной торговли должен иметь вывеску с указанием: а) вида аптечной организации на русском и национальном языках: "Аптека" или "Аптечный пункт" или "Аптечный киоск"; б) полного и (в случае, если имеется) сокращенного наименования, в том числе фирменного наименования, и организационно-правовой формы субъекта розничной торговли; в) режима работы.

Субъект розничной торговли, осуществляющий торговлю товарами аптечного ассортимента в ночное время, должен иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время.

Следовательно, из анализа вышеперечисленных норм и материалов дела прихожу к выводу, что аптека, расположенная на первом этаже пятиэтажного жилого дома, по <адрес>, не относится к перечню объектов, размещение которых запрещено с режимом функционирования после 23 часов в цокольном, первом и втором этажах жилого здания (п. 4.10 СНиП 31-01-2003), а сам факт работы аптеки в ночное время не является нарушением фармацевтической деятельности. Какие-либо иные нарушения санитарных норм и правил при осуществлении деятельности аптеки, которые бы побочно влияли на условия проживания граждан в многоквартирном доме, ИП Мальцевой А.В. не вменялись.

Доводы защитника Зеленкиной Е.Н. о том, что реализация в аптеке, принадлежащей ИП Мальцевой А.В., настойки Боярышника, не противоречит действующему законодательству, обсуждению не подлежит, поскольку, согласно протоколу об административном правонарушении, указанные обстоятельства ИП Мальцевой А.В. не вменялись.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При установленных обстоятельствах, прихожу к выводу о необходимости прекращения в отношении ИП Мальцевой А.В. производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Мальцевой А.В., привлекаемой к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.О.Разумовский

5-262/2018

Категория:
Административные
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Разумовский Максим Олегович
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее