№ 16-2355/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владивосток 5 сентября 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Алешкина М.С., действующего на основании доверенности в защиту акционерного общества «Корфовский каменный карьер», на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу Воробьева Ю.В. от 1 августа 2023 года 27 № 010094, решение судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 9 ноября 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества «Корфовский каменный карьер»,
у с т а н о в и л а:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу Воробьева Ю.В. от 1 августа 2023 года 27 № 010094, оставленным без изменения решением судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 9 ноября 2023 года, решением судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2024 года, юридическое лицо - акционерное общество «Корфовский каменный карьер» (далее - АО «Корфовский каменный карьер», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Алешкин М.С., действуя на основании доверенности в защиту АО «Корфовский каменный карьер», обратился с жалобой в Девятый кассационный суд общей юрисдикции на вышеуказанные акты в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в которой ставится вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, что влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пунктами 2, 3 части 1 статья 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещено в частности: осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось; осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением тяжеловесных транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых не более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, в пункте 6 которых указано, что тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
- указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
- владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация.
Как следует из положений части 15 статьи 31 Закона № 257-ФЗ, частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Материалами дела установлено, что 18 января 2022 года между АО «Корфовский каменный карьер» и ООО «Востоктехсервис» заключен договор поставки продукции № Щ-22/22, в соответствии с которым на основании товарной накладной № 6727 от 1 июня 2023 года, 7 июня 2023 года в 09 часов 19 минут, по адресу: Хабаровский край, пос. Корфовский, ул. Промышленная, д.5 АО «Корфовский каменный карьер» осуществило погрузку груза (песка из отсевов дробления) в транспортное средство - грузовой автомобиль марки «<данные изъяты> (грузовой самосвал), государственный регистрационный номер <данные изъяты> находящийся в собственности ФИО8 под управлением ФИО7 по маршруту «п. Корфовский – г. Хабаровск» с превышением допустимой нагрузки: на ось № 2 - 20,27 т при допустимой 8 т (превышение на 153.37%), на ось № 3 - 19,09 т при допустимой 8 т (превышение на 138.62%), а также с превышением полной массы трехосного транспортного средства на 49,38 т при допустимой 25 т (превышение на 97.52%) без специального разрешения.
Измерение осуществлено с использованием автомобильных электронных портативных весов ВА-20П (регистрационный № 46357-11), свидетельство о поверке № С-М/26-12-2022/214294452, срок поверки до 25 декабря 2023 года в ходе осмотра при проведении постоянного рейда 7 июня 2023 года, осуществленного в соответствии с решением от 30 мая 2023 года № ПР-ХК-10, о чем должностным лицом Ространснадзора составлен акт № 14 от 7 июня 2023 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Корфовский каменный карьер» - юридического лица, осуществившего погрузку груза в транспортное средство, с превышением допустимой массы транспортного средства и допустимой нагрузки на оси №2 и № 3 транспортного средства, - к административной ответственности, установленной частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в соответствии санкцией нормы в размере 250 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица, судебных актах нижестоящих инстанций, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица и судей, не имеется.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, с приведением конкретных доказательств, опровергающих утверждения заявителя, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Корфовский каменный карьер» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
При разрешении жалобы, поданной АО «Корфовский каменный карьер» на постановление по делу об административном правонарушении, правила подсудности соблюдены. Жалоба рассмотрена судьей Бикинского городского суда Хабаровского края, а затем – Хабаровским краевым судом, исходя из места вынесения постановления по делу – Хабаровский край, г. Бикин, ул. Тигровая, 5 в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Указание в тексте постановления 27 №010094 от 1 августа 2023 года о том, что оно вынесено в г. Хабаровске, является технической ошибкой. Как следует из определения №36/Б о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 июня 2023 года (л.д.59), определения № 31/Б об истребовании сведений от 15 июня 2023 года (л.д.64), протокола об административном правонарушении 27 №010054 от 18 июля 2023 года (л.д.53), досудебное производство по делу было осуществлено в г. Бикине, по ул. Тигровой, 5 и по этому же адресу Общество вызывалось для вынесения постановления по делу об административном правонарушении 1 августа 2023 года в 10-00 часов.
Ссылки в жалобе на недопустимость полученных доказательств по делу, поскольку Общество контролируемым лицом не являлось, в отношении его акт по результатам постоянного рейда не составлялся, данное дело исходя из положений части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ могло быть возбуждено исключительно по результатам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия - внеплановой проверки, проведенной в отношении АО «Корфовский каменный карьер», нельзя признать состоятельными в силу следующего.
Действительно, акт постоянного рейда № 58 от 7 июня 2023 года был составлен в отношении ФИО5 – собственника транспортного средства грузовой автомобиль марки «<данные изъяты> модели «<данные изъяты> (грузовой самосвал), государственный регистрационный номер Р081ВЕ27, которым в момент перевозки груза с превышением общей массы и нагрузки на ось транспортного средства управлял водитель ФИО6 (л.д.86). Об этом же факте составлен протокол опроса водителя ФИО6 (л.д.88), протокол осмотра транспортного средства (л.д.89), протокол инструментального обследования от 7 июня 2023 года (л.д.91-93), акт № 14 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 7 июня 2023 года (л.д.94-96).
Проведя в соответствии с решением от 30 мая 2023 года № ПР-ХК-10 (л.д.171) постоянный рейд в целях предупреждения, выявления и пресечения обязательных требований в отношении транспортных средств, деятельности и действий граждан и организаций на территории Хабаровского края, должностное лицо Ространснадзора, являясь лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, непосредственно обнаружило факт совершения АО «Корфовский каменный карьер» настоящего административного правонарушения, о чем и составило протокол об административном правонарушении.
Таким образом, настоящее дело возбуждено при наличии повода, указанного в пункте 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.6 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Как было выше указано, факт нарушения обязательных требований был установлен по результатам постоянного рейда и оформления его результатов.
Под постоянным рейдом понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований (часть 1). Постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий граждан и организаций на определенной территории (акватории) (часть 5) (статья 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Постоянный рейд поименован в части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ. Следовательно, его проведение при наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, позволяло возбудить дело об административном правонарушении.
Поскольку 7 июня 2023 года постоянный рейд был проведен, по его результатам были оформлены необходимые документы и лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении установило факт нарушения обязательных требований, то оно было вправе возбудить настоящее дело в отношении Общества, не проводя в отношении его внепланового контрольного мероприятия, внеплановой проверки.
То обстоятельство, что АО «Корфовский каменный карьер» в ходе постоянного рейда контролируемым лицом не являлось, контроль был осуществлен в отношении остановленного тяжеловесного транспортного средства, принадлежащего ФИО5, под управлением водителя ФИО6, о незаконности оформленных в ходе рейда документов не свидетельствуют, их относимость и допустимость к доказываемым по настоящему делу обстоятельств под сомнение не ставит.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.1 кодекса и является минимальным.
Порядок и срок давности привлечения АО «Корфовский каменный карьер» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу Воробьева Ю.В. от 1 августа 2023 года 27 № 010094, решение судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 9 ноября 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества «Корфовский каменный карьер» оставить без изменения, жалобу защитника Алешкина М.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева