Дело №
№-№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ года Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи ФИО при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Министерству социального развития МО, Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития МО о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО обратилась в суд с вышеуказанным иском о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки по выплате компенсации за оплату ЖКУ. В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом второй группы, в связи с чем, получала компенсацию расходов на оплату ЖКУ. С ДД.ММ.ГГ. выплата компенсации была прекращена, в связи с наличием задолженности, которую истец полностью погасила в ДД.ММ.ГГ.. Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГ. с заявлением о выплате компенсации за прошедший (ДД.ММ.ГГ период, истец получила отказ, не согласившись с которым обратилась в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что срок исковой давности ею не пропущен, т.к. о нарушении своего права она узнала только в ДД.ММ.ГГ., обратившись к ответчику с заявлением о выплате компенсации за прошедший период.
Представитель ответчиков (по доверенности ФИО) в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
Представитель 3-го лица – Министерства экономики и финансов МО в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец, проживающая по адресу: МО <адрес>А <адрес>, является инвалидом второй группы, в связи с чем, получала компенсацию расходов на оплату ЖКУ.
С ДД.ММ.ГГ. выплата компенсации была прекращена, в связи с наличием задолженности, которую истец полностью погасила в ДД.ММ.ГГ..
Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГ. с заявлением о выплате компенсации за прошедший (с ДД.ММ.ГГ.) период, истец получила отказ, мотивированный тем, что в период наличия задолженности компенсация расходов по ЖКУ не предоставляется. С ДД.ММ.ГГ., в связи с погашением имеющейся задолженности, выплата компенсации возобновлена.
Суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении компенсации за прошедший период, в котором у истца имелась задолженность по оплате ЖКУ, является правомерным, соответствующим нормам действующего законодательства. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены, в том числе, такие меры социальной поддержки инвалидам как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Также ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В Московской области меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с «Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», утвержденным постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении порядка …» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 20 указанного Порядка расчет Компенсации производится территориальными структурными подразделениями Министерства на основании сведений, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, о начисленных (оплаченных) платежах по согласованной сторонами форме либо на основании документов, подтверждающих произведенные затраты по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктами 18, 28, 29 Порядка, с п.3 ст. 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата компенсации приостанавливается в случаях неуплаты текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства).
Таким образом, Люберецким управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области заявителю правомерно отказано в выплате компенсации в размере 50% за оплаченные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что выплата компенсации за период, в котором имелась задолженность, Порядком не предусмотрена.
Абзац второй преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 18 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" предусматривает, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.
Часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Установленный федеральным законодателем объем мер социальной поддержки право истца на получение компенсации не прекращает и фактически направлено на реализацию определенного федеральным законодателем условия о предоставлении ежемесячной компенсации при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Пункт 28 Порядка определяет основания для приостановления выплаты компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства.
Выплата компенсации приостанавливается в следующих случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства);
невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства).
Пункт 29 Порядка определяет, что предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1.2 письма от ДД.ММ.ГГ N № Министерства Финансов Российской Федерации, предоставление гражданам компенсаций за период, в которых у граждан имелась задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, не соответствует Жилищному кодексу РФ и не стимулирует граждан к повышению платежной дисциплины. А также о том, что в указанном случае предоставление компенсаций следует осуществлять с момента полного погашения задолженности либо заключения (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с абзацем вторым преамбулы Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Таким образом, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с первого числа месяца, в котором получателем погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению, предусмотренное оспариваемой нормой, является одним из условий предоставления меры социальной поддержки, поскольку в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг обусловлено отсутствием у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключением и (или) выполнением гражданами соглашений по ее погашению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом суд считает необоснованным ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку отказ в выплате истцу компенсации датирован ДД.ММ.ГГ.
В связи с отказом в удовлетворении иска, расходы истца по оплате госпошлины взысканию с ответчиков не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО к Министерству социального развития МО, Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития МО о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья ФИО
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.