Решение по делу № 2-4305/2020 от 22.06.2020

Дело

-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ года Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи ФИО при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Министерству социального развития МО, Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития МО о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО обратилась в суд с вышеуказанным иском о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки по выплате компенсации за оплату ЖКУ. В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом второй группы, в связи с чем, получала компенсацию расходов на оплату ЖКУ. С ДД.ММ.ГГ. выплата компенсации была прекращена, в связи с наличием задолженности, которую истец полностью погасила в ДД.ММ.ГГ.. Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГ. с заявлением о выплате компенсации за прошедший (ДД.ММ.ГГ период, истец получила отказ, не согласившись с которым обратилась в суд с настоящим иском.

Истец в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что срок исковой давности ею не пропущен, т.к. о нарушении своего права она узнала только в ДД.ММ.ГГ., обратившись к ответчику с заявлением о выплате компенсации за прошедший период.

Представитель ответчиков (по доверенности ФИО) в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности.

Представитель 3-го лица – Министерства экономики и финансов МО в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец, проживающая по адресу: МО <адрес>А <адрес>, является инвалидом второй группы, в связи с чем, получала компенсацию расходов на оплату ЖКУ.

С ДД.ММ.ГГ. выплата компенсации была прекращена, в связи с наличием задолженности, которую истец полностью погасила в ДД.ММ.ГГ..

Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГ. с заявлением о выплате компенсации за прошедший (с ДД.ММ.ГГ.) период, истец получила отказ, мотивированный тем, что в период наличия задолженности компенсация расходов по ЖКУ не предоставляется. С ДД.ММ.ГГ., в связи с погашением имеющейся задолженности, выплата компенсации возобновлена.

Суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении компенсации за прошедший период, в котором у истца имелась задолженность по оплате ЖКУ, является правомерным, соответствующим нормам действующего законодательства. Выводы суда основаны на следующем.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены, в том числе, такие меры социальной поддержки инвалидам как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Также ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В Московской области меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с «Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», утвержденным постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении порядка …» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 20 указанного Порядка расчет Компенсации производится территориальными структурными подразделениями Министерства на основании сведений, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, о начисленных (оплаченных) платежах по согласованной сторонами форме либо на основании документов, подтверждающих произведенные затраты по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Пунктами 18, 28, 29 Порядка, с п.3 ст. 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата компенсации приостанавливается в случаях неуплаты текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства).

Таким образом, Люберецким управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области заявителю правомерно отказано в выплате компенсации в размере 50% за оплаченные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что выплата компенсации за период, в котором имелась задолженность, Порядком не предусмотрена.

Абзац второй преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 18 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" предусматривает, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.

Часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Установленный федеральным законодателем объем мер социальной поддержки право истца на получение компенсации не прекращает и фактически направлено на реализацию определенного федеральным законодателем условия о предоставлении ежемесячной компенсации при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Пункт 28 Порядка определяет основания для приостановления выплаты компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства.

Выплата компенсации приостанавливается в следующих случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства);

невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства).

Пункт 29 Порядка определяет, что предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1.2 письма от ДД.ММ.ГГ N Министерства Финансов Российской Федерации, предоставление гражданам компенсаций за период, в которых у граждан имелась задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, не соответствует Жилищному кодексу РФ и не стимулирует граждан к повышению платежной дисциплины. А также о том, что в указанном случае предоставление компенсаций следует осуществлять с момента полного погашения задолженности либо заключения (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с абзацем вторым преамбулы Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Таким образом, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с первого числа месяца, в котором получателем погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению, предусмотренное оспариваемой нормой, является одним из условий предоставления меры социальной поддержки, поскольку в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг обусловлено отсутствием у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключением и (или) выполнением гражданами соглашений по ее погашению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

При этом суд считает необоснованным ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку отказ в выплате истцу компенсации датирован ДД.ММ.ГГ.

В связи с отказом в удовлетворении иска, расходы истца по оплате госпошлины взысканию с ответчиков не подлежат.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО к Министерству социального развития МО, Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития МО о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                  ФИО

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.

2-4305/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Адьянова Саглар Владимировна
Ответчики
Люберецкое управление социальной защиты населения
Другие
Министерство экономики и финансов Московской области
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Лобойко Илона Эдуардовна
Дело на сайте суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2021Дело оформлено
26.07.2022Дело передано в архив
06.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее