дело № 2-867/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 мая 2016 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гайфуллина Р.Р., при секретаре Чиркуновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аглиевой М.К. к исполнительным комитетам Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Калмашского сельского поселения, Харисовой Э.Г. о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследства,
У С Т А Н О В И Л :
М.К. Аглиева обратилась в суд к Э.Г. Харисовой с вышеназванным иском, в обоснование указав, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО1 владеет и пользуется на праве собственности земельным участком с кадастровым № по адресу: <адрес>, и домом, расположенным на данном земельном участке. Нотариус отказал во включении данного имущества в состав наследства в связи с отсутствием регистрации права, в связи с чем просила включить земельный участок и дом в состав наследства умершего признать свое право собственности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены исполнительные комитеты Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Калмашского сельского поселения.
В судебном заседании М.К. Аглиева поддержала требования по указанным в иске основаниям.
Э.Г. Харисова иск признала; представитель Калмашского сельского поселения Р.К. Габдуллина не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что ФИО1 с семьей всегда проживал по указанному адресу, построил дом, однако право собственности не оформил.
Представитель исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Л.Х. Варенникова в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1152 Кодекса, для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2). Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4).
Согласно статье 1153 Кодекса, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества (пункт 2).
В силу пункта 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования:
на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> истицы, ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, на праве пожизненного наследуемого владения принадлежал земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из похозяйственной книги Калмашского сельского поселения, заполненной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; сведения о владении ФИО1 данным земельным участком имеются и в похозяйственной книге сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям из технического паспорта и кадастрового паспорта, на данном земельном участке расположен жилой дом площадью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ постройки, с кадастровым №
Согласно выписке из кадастрового паспорта площадь земельного участка составляет <данные изъяты>, в качестве правообладателя указан ФИО8.
Как следует от ответа нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, отказано во включении указанного имущества в состав наследства ФИО1 в связи с отсутствием правоустанавливающих документов; решением Тукавеского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия М.К. Аглиевой наследства, открывшегося после смерти ФИО1.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
С учетом того, что наследователю земельный участок предоставлялся до ведения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на основании государственного акта, изданного органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, при обстоятельствах, когда истица вступила во владение и управление наследственным имуществом, в том числе спорным, приняла меры по сохранению, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, являясь наследницей умершего, произвела за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, суд полагает иск подлежащим удовлетворению. При принятии решения в части домовладения суд исходит также от одного из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Аглиевой М.К. – удовлетворить.
Включить в состав наследства ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым № и расположенный на данном земельном участке жилой дом с кадастровым №, по адресу: <адрес>
Признать право собственности Аглиевой М.К. на земельный участок с кадастровым № и расположенный на данном земельном участке жилой дом с кадастровым №, по адресу: <адрес> в порядке наследования после ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья