Дело № 33-1874/2024
(№ 2-1527/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 30.01.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г., судей Мурашовой Ж.А., Ершовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Рамзаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Бек-Мухамбет Галины Львовны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 31.10.2023.
Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения истца Бек-Мухамбет Г.Л. судебная коллегия
установила:
Бек-Мухамбет Г.Л. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (далее по тексту - Управление социальной политики №10) о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обосновании исковых требований истец указала, что с 13.02.2018 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в период с 20.08.1991 по 28.06.2011 она осуществляла трудовую деятельность в должности медсестры Пансионата с лечением «Белый камень», старшей медсестры ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень», дежурной медсестры ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень», дежурной медсестры ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень.
Решением Управления социальной политики №10 от 30.08.2023 №10 ей было отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что она не относится к категории медицинских работников медицинских организаций, предусмотренных ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».
Не согласившись с указанным решением, истец просит признать решение Управления социальной политики №10 от 30.08.2023 №10 незаконным, возложить на ответчика обязанность по выдаче ей справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также взыскать с ответчика издержки в виде расходов по оплате юридических услуг в размере 3000 руб. и государственную пошлину в размере 300 руб.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 31.10.2023 иск Бек-Мухамбет Г.Л. удовлетворен. Решение Управления социальной политики №10 от 30.08.2023 № 10 об отказе в выдаче Бек-Мухамбет Г.Л. справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным. На Управление социальной политики №10 возложена обязанность по выдаче Бек-Мухамбет Г.Л. справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С Управления социальной политики №10 в пользу Бек-Мухамбет Г.Л. взысканы расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обосновании доводов жалобы указывает, что периоды работы истца с 20.08.1991 по 13.05.1992 в пансионате «Асбест» и с 14.05.1992 по 27.06.2002 в пансионате с лечением «Белый камень» не могут быть учтены в стаж, необходимый для оформления справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку указанные учреждения не относятся к медицинским организациям, ввиду их отсутствия в соответствующих номенклатурах. Периоды работы истца с 28.06.2002 по 29.10.2002 в Областном государственном унитарном предприятии «Санаторий «Белый камень», с 30.10.2003 по 28.06.2011 в государственном унитарном предприятии Свердловской области «Санаторий «Белый камень» не могут быть учтены в необходимый стаж, поскольку указанные организации не относятся к числу организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, либо организациям муниципальной системы здравоохранения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит в ее удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Бек-Мухамбет Г.Л. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о слушании дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует.
Как установлено судом, следует из материалов дела, истец с 13.02.2018 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением трудовой деятельности:
– с 20.08.1991 по 28.02.1996 – медсестрой в Пансионате с лечением «Белый камень»;
– с 01.03.1996 по 31.05.1998 ¬– старшей медсестрой в ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень»;
– с 01.06.1998 по 27.06.2002 – дежурной медсестрой ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень»;
– с 28.06.2002 по 28.06.2011 ¬– дежурной медсестрой ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень».
Указанное подтверждается вступившим в законную силу решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 03.02.2015 по гражданскому делу № 2-47/2015 по иску Бек-Мухамбет Г.Л. к УПФР в городе Асбесте Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, которым включены периоды работы истца с 20.08.1991 по 28.06.2011 в должности медсестры Пансионата с лечением «Белый камень», старшей медсестры ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень», дежурной медсестры ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень», дежурной медсестры ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень», в специальный стаж истца.
Решением Управления социальной политики №10 от 30.08.2023 ей было отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что она не относится к категории медицинских работников медицинских организаций, предусмотренных ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».
Принимая во внимание факт назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществления ею трудовой деятельности не менее 10 лет в ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень» (позже – ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень»), находящимся в поселковых и сельских населенных пунктах и одновременно подведомственным исполнительным органам государственной власти Свердловской области, учитывая факт осуществления ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень» (позже – ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень») деятельности в сфере лечения и профилактики заболеваний, деятельность санаторно-курортных организаций, относящейся к лицензируемой медицинской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части признания решения Управления социальной политики №10 от 30.08.2023 №10 незаконным и возложения на ответчика обязанности по выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Законом № 323-ФЗ закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Во исполнение требований Закона № 323-ФЗ на территории Свердловской области установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта, которые перечислены в ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», а именно компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - в случаях, когда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в плату за коммунальные услуги.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ распространяется на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья, а также в обособленных структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения.
Судом первой инстанции на основании исследованных документов установлено, что пансионат отдыха «Асбест» 25.12.1983 перепрофилирован и переименован в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 02.06.1981 № 18 в пансионат «Белый камень». Пансионат «Белый камень» после открытия лечебных кабинетов переименован в Пансионат с лечением «Белый камень» (свидетельство о регистрации от 14.05.1992 № 09002). Пансионат с лечением «Белый камень» переименован в государственное областное унитарное предприятие Пансионат с лечением «Белый камень», (ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень»), что подтверждается постановлением главы администрации г. Асбеста от 24.10.1994 №442. Государственное областное унитарное предприятие Пансионат с лечением «Белый камень» переименовано в областное государственное унитарное предприятие Санаторий «Белый камень» (свидетельство о регистрации от 28.06.2002, решение главы города Асбеста № 395-РГ). Областное государственное унитарное предприятие Санаторий «Белый камень» переименовано в Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Санаторий «Белый камень» (свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц от 30.10.2003 за № 2036600104242).
Из справки от 02.12.2011 № 275 следует, что с 20.08.1991 по 16.07.2002 профиль санаторно-курортной помощи в ГУП СО «Санаторий «Белый камень» – органы дыхания нетуберкулезного характера, с 17.07.2002 санаторию разрешены следующие виды медицинской деятельности: по специальности педиатрия, по специальности профпатология, по специальности терапия, по специальности физиотерапия.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 № 35 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения» санаторий относится к санаторно-курортным учреждениям.
При этом, к справке от 25.08.2023 № 44-04-5002/23, выданной главой Асбестовского городского округа, в отсутствие указания на основания ее выдачи суд отнесся критически, поскольку изложенные в ней сведения опровергаются выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество от 10.10.2023, выпиской из публичной кадастровой карты Асбестовского городского округа, решением исполнительного комитета Свердловского областного совета депутатов трудящихся от 11.03.1971 № 194 «Об административно-территориальных изменениях в пригородной зоне города Асбеста» (л.д. 33, 36, 51, 52).
Пансионат с лечением «Белый камень» и ОГУП Санаторий «Белый камень» тождественны, является лечебно-профилактическим, санаторно-курортным учреждением, которое производит санаторно-курортное лечение больных, в том числе по травматологии и ортопедии (т.е. нарушение функции опорно-двигательного аппарата). Постановлением Правительства Свердловской области от 05.12.1995 №96-П «О лечебно-оздоровительных местностях и курортах Свердловской области» территория, занимаемая Санаторием «Белый камень», отнесена к курортам и лечебно-оздоровительным местностям областного значения.
Из ответа Министерства здравоохранения Свердловской области от 06.10.2023 № 03-01-82/20970 следует, что в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 № 706-ПП, на Министерство здравоохранения Свердловской области были возложены задачи по координации деятельности подведомственных государственных предприятий Свердловской области, мониторинг эффективности их деятельности. Подведомственность предприятий определялась их отраслевой принадлежностью согласно постановлению Правительства Свердловской области от 18.07.2001 № 495-ПП «Об утверждении перечня областных государственных унитарных предприятий, координацию деятельности которых осуществляют управляющий делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области и исполнительные органы государственной власти Свердловской области».
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, основной деятельностью ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень», ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень» являлась деятельность в сфере лечения и профилактики заболеваний, деятельность санаторно-курортных организаций, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 № 350, Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 402, Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 499, относились к лицензируемой медицинской деятельности.
Кроме того, судом принят во внимание факт назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществления ею трудовой деятельности не менее 10 лет в ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень» (позже – ОГУП Санаторий «Белый Камень», ГУП Свердловской области «Санаторий Белый Камень»).
Суд первой инстанции также пришел к верному выводу о расположении данного санатория в сельской местности, что подтверждается справкой Управления сельских населенных пунктов поселков Белокаменный и Красноармейский Администрации Асбестовского городского округа от 05.10.2023 (л.д. 36).
С учетом изложенного, вопреки ошибочным суждениям апеллянта, указанные выше периоды подлежат учету при определении права Бек-Мухамбет Г.Л. на получение мер социальной поддержки, предоставляемых медицинским работникам в связи с проживанием в сельской местности.
Положения ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» в качестве необходимых условий для предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для лиц, вышедших на пенсию, к категории которых относится истец, предусматривают проживание на территории Свердловской области и наличие стажа работы по специальности не менее десяти лет в расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, обособленных структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, областных государственных образовательных организациях, обособленных структурных подразделениях областных государственных образовательных организаций, медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения, обособленных структурных подразделениях медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, муниципальных образовательных организациях и (или) в обособленных структурных подразделениях муниципальных образовательных организаций.
Поскольку продолжительность осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе в государственной системе здравоохранения, с учетом периодов работы в пансионате с лечением «Белый камень» и ГОУП Пансионат с лечением «Белый камень», ОГУП Санаторий «Белый камень», составила более десяти лет, Бек-Мухамбет Г.Л. может быть отнесена к субъекту, на которого распространяется действие ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ, в связи с чем суд обоснованно констатировал, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по указанному основанию.
Руководствуясь положениями ч. 1 ст. 98, ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из разумности размера подлежащих отнесению на ответчика издержек, соотнося заявленную сумму издержек с объемом защищенного права, учитывая характер и категорию спора, объем представленной доказательственной базы, объем удовлетворенных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца издержки в виде расходов по оплате юридических услуг в размере 3000 руб. и государственную пошлину в размере 300 руб.
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, которой судом дана соответствующая оценка, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может. Оснований для иной оценки установленных обстоятельств и представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 31.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи Ж.А. Мурашова
Т.Е. Ершова