Решение по делу № 33-1398/2018 от 17.01.2018

Судья Петрова Л.С. 07 февраля 2018 года

Дело № 33-1398

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Выдриной Ю.Г. и Ивановой Т.В. при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Министерства Строительства и архитектуры Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 05 декабря 2017 года, которым постановлено:

исковые требования Исаевой Тамары Ивановны к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании членом семьи внука Исаева Павла Викторовича, удовлетворить.

Признать Исаева Павла Викторовича, ** года рождения, уроженца пос. **** членом семьи Исаевой Тамары Ивановны, ** года рождения, уроженки с. **** Косинского района Пермской области и участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края, представителя истца и третьего лица Исаева П.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исаева Т.И. обратилась в суд с иском к администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании членом ее семьи внука Исаева П.В.

Требования обосновываются тем, что истец состоит в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В настоящее время подходит очередь на получение жилищного сертификата, в связи с чем, возникла необходимость признать членом ее семьи внука Исаева П.В.

Квартира № ** по адресу: ул. **** Кочевского района Пермского края принадлежит ей на праве собственности, внук в настоящее время зарегистрирован и фактически проживает с ней, ведут общее хозяйство. Она является инвалидом и нуждается в уходе. Других жилых помещений у внука нет.

Признание внука членом ее семьи необходимо для получения жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части отказа в иске просит в апелляционной жалобе истец, полагая решение суда незаконным и необоснованным, не основанным на нормах материального права и обстоятельствах дела. Суд безосновательно посчитал доказанным факт вселения Исаева П.В. в жилое помещение в качестве члена семьи, поскольку доказательства, бесспорно подтверждающие это обстоятельство, не представлены. Суд дал не верную оценку исследованным доказательствам, поэтому не принял во внимание договор найма жилого помещения, заключенный истцом и третьим лицом. Также считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу и её доводы поддержала.

Представитель истца и третье лицо Исаев П.В. полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) и недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела ( пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ).

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Согласно п. 3 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.

В силу ст. 198 п. 4 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Указанным требованиям закона оспариваемое решение суда первой инстанции не отвечает.

Из материалов дела следует, что что жилое помещение – квартира № ** по ул. ****, п. **** Кочевского района Пермского края принадлежит на праве собственности истцу Исаевой Т.И., которая является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050. Согласно справке администрации Кочевского сельского поселения от 30.10.2017 по адресу: ул. ****, п. **** Кочевского района Пермского края и сведений в домовой книге, зарегистрированы, кроме Исаевой Т.И.: И1., И2., Исаев П.В.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Исаев П.В., являющийся внуком истца, вселен последней в жилое помещение – квартиру ** в доме ** по ул. ****, в п. **** Кочевского района Пермского края в качестве члена семьи. Поэтому установление этого обстоятельства судом необходимо в целях реализации истцом права на социальную выплату для приобретения (строительства) жилья с учетом члена семьи в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

При этом суд первой инстанции посчитал доказанным как факт постоянного проживания Исаева П.В., так и ведение общего хозяйства Исаевой Т.И. и Исаевым П.В.

Данный вывод суда на нормах материального права и обстоятельствах дела основанным признан быть не может.

Статья 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и указывая на недопустимость его произвольного лишения, вместе с тем не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением. Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством.

В соответствии с абзацем 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

В соответствии с подпунктом «в» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты, размер которой зависит от количества членов семьи участника подпрограммы.

Вышеуказанные положения правовых актов судом первой инстанции при разрешении спора не учтены.

Так, делая вывод о том, что Исаев П.В. вселен в жилое помещение истцом в качестве члена семьи, суд не учел, что Исаев П.В. приходится истцу внуком, поэтому в силу требований ст. 31 ЖК РФ не применяется установленная в указанной статье презумпция того, что Исаев П.В. является членом семьи истца. Следовательно, членом семьи истца Исаев П.В. может быть признан только при установлении факта вселения в жилое помещение именно в качестве члена семьи.

При этом для признания лица, вселенным в качестве члена семьи собственника жилого помещения, необходимо исходить из длительности совместного проживания, обстоятельств, обусловивших необходимость вселения лица именно в качестве члена семьи, ведение общего хозяйства, основанного на общем бюджете членов семьи, степень участия каждого члена семьи в жизни другого.

Между тем такие обстоятельства при рассмотрении дела установлены не были.

Из объяснений истца и третьего лица, а также письменных доказательств следует, что Исаев П.В. стал проживать в доме бабушки летом 2016 г. С сентября 2016 г. и по настоящее время Исаев П.В. обучается по очной форме в ФГБОУ ВО «***», находящемся в г. Перми. К бабушке Исаев П.В. приезжает на выходные дни, доходов, будучи студентом, не имеет.

При таком положении нельзя сделать вывод о том, что истец и Исаев А.В. проживают совместно, ведут общее хозяйство, основанное на общем бюджете, формирующемся из доходов каждого члена семьи. То обстоятельство, что Исаев П.В. оказывает Исаевой Т.И. как бабушке помощь при решении хозяйственных вопросов, периодически приезжая к ней, поскольку Исаева Т.И. в силу преклонного возраста, безусловно, нуждается в поддержке близких людей, само по себе не может обусловить бесспорный вывод о том, что Исаев П.В. вселен истцом в жилое помещение в качестве члена семьи.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что Исаев П.В., не являясь членами семьи истца в силу установленной законом презумпции ( ст. 5 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ и ст. 69 ЖК РФ), вселен истцом в жилое помещение именно в качестве члена семьи собственника с возникновением равного с собственником права пользования жилым помещением и иных вытекающих из этого обстоятельства правовых последствий.

Кроме того, на характер фактических отношений между истцом и третьим лицом указывает договор найма, заключенный между истцом и Исаевым П.В. 21.10.2017 и послуживший основанием для регистрации Исаева П.В. в жилом доме истца по месту жительства, который судом первой инстанции безосновательно не принят во внимание.

Более того, из объяснения третьего лица, а также мотивов, приведенных в обоснование иска Исаевой Т.И., следует, что регистрация по месту жительства Исаева П.В. связана с желанием истца реализовать право на социальную выплату, предусмотренную Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», утвердившим федеральную целевую программа «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку истец является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Признание Исаева П.В. членом семьи истца обусловит право на предоставление социальной выплаты в размере, определенном с учетом положений Пункта 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Между тем необходимо отметить, что регистрация лица по месту жительства по своему содержанию является административным актом и в силу этого не порождает и не обусловливает жилищные права гражданина, по существу является предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе и распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Жилищные права подлежат реализации также с учетом вышеприведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, признание Исаева П.В. членом семьи истца в целях включения его в число участников жилищной подпрограммы в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, в отсутствие к тому правовых оснований, влечет необходимость участия государства в обеспечении жильем истца в большей степени (размер социальной выплаты производится с учетом членов семьи), что не может указывать на добросовестность при реализации жилищных прав истцом (ст. 10 ГК РФ). Данное обстоятельство исключает необходимость защиты прав истца, избранным им способом.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, оно подлежит отмене, в иске Исаевой Т.И. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кочевского районного суда Пермского края от 05 декабря 2017 года отменить.

В иске Исаевой Тамары Ивановны к администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании Исаева Павла Викторовича членом семьи Исаевой Тамары Ивановны и участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» - отказать.

Председательствующий

Судьи:

33-1398/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаева Т.И.
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального района
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Другие
Исаев П.В.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
07.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее