Дело № 2-1423/2023
УИД 34RS0019-01-2023-001876-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2023 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Топоркова М.М.,
при секретаре судебного заседания Амбарцумовой Э.Г.
с участием прокурора Шилова А.В.
представителя ответчиков ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области, третьего лица ФСИН России – Иванчук И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония - №24 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области, о понуждении к исполнению уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о понуждении к исполнению уголовно-исполнительного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой при проверке соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 24 УФСИН России по Волгоградской области» (ИК-24) выявлены нарушения в части оснащения и надлежащего содержания общежития участка колонии-поселения.
В ходе проведенной прокуратурой проверки участка колонии-поселения ИК-24, расположенной по адресу: ...., установлено, что коммунально-бытовые помещения колонии поселения в спальном помещении, комнатах по воспитательной работе и приему пищи, в санитарном узле общежития участка колонии имеются многочисленные следы разрушения штукатурного слоя, следы сырости на потолке и поверхности стен, что затрудняет уборку помещений влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. Кроме того, на участке колонии-поселения отсутствует отдельное карантинное отделение, оборудованное санитарным узлом, не оборудована комната быта и сушилка.
Отсутствие отдельного карантинного помещения, оборудованного санитарным узлом, ставит под угрозу жизнь и здоровье, санитарно-гигиеническое благополучие осужденных, лиц отбывающих наказание в ИК-24, поскольку вновь прибывшие на участок колонии поселения осужденные, содержатся совместно с ними.
Ранее прокуратурой в адрес руководству ИК-24 приносились меры прокурорского реагирования о необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологического законодательства и материально-бытовых условий на участке колонии-поселения, однако по результатам рассмотрения представлений прокурора меры по устранению нарушений закона являются неполными, в результате чего нарушения законодательства устранены не были.
Согласно поступившему ответу на требование о повторном рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией учреждения условия отбывания наказания на участке колонии поселения не приведены в соответствие с установленными ст. 99 и 101 УИК РФ материально-бытовыми, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими требованиями.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений требований прокурор просит суд:
Обязать ФКУ ИК № 24 УФСИН по Волгоградской области оборудовать карантинное отделение, комнату быта и сушилку в общежитии участка колонии-поселения, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и санитарного законодательства, а также приказом ФСИН России № .... от ДД.ММ.ГГГГ в течение 3 месяцев с момента поступления соответствующего финансирования.
Обязать ФКУ ИК № 24 УФСИН по Волгоградской области провести ремонт стен, пола и потолочного покрытия в спальном помещении, комнате по воспитательной работе с осужденными, комнате по приему пищи и санитарном узле общежития участка колонии-поселения, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и санитарного законодательства, а также приказом ФСИН России № .... от ДД.ММ.ГГГГ в течение 3 месяцев с момента поступления соответствующего финансирования.
Обязать УФСИН России по Волгоградском области осуществить финансирование ФКУ ИК № 24 УФСИН по Волгоградской области с целью выполнения работ в указанных помещениях колонии-поселения.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен ФСИН России.
Участвующий в судебном заседании заместитель Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Шилов А.В. заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что действительно работы ведутся, однако длительное время они не закончены, полностью нарушения не устранены, осужденным приходится находится фактически в условиях строительства.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области, третьего лица ФСИН России – Иванчук И.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что исковые требования не обоснованы, поскольку в материалах дела нет доказательств в обоснование своих требований, соответствующих технических заключений. Работы по обустройству ведутся, однако нет необходимой рабочей силы, соответствующего финансирования для проведения мероприятий. Обследование должно проводиться компетентными органами. Также указала, что в случае удовлетворения требований срок предлагаемый прокурором необоснованно мал.
Заслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно п. 2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 утверждены номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В силу положений ч. 2 ст. 79 УИК РФ, осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания.
В соответствии с пп. 1.1, 1.2, 1.6 и 1.7 Устава ФКУ ИК-№ 24 УФСИН России по Волгоградской области, Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет статус исправительного учреждения, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, учредителем которого является Российская Федерация.
Согласно п. 2.1 Устава предметом и целями деятельности Учреждения, в том числе, является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 2.5.1 Устава Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает, помимо всего прочего, правопорядок и законность, установленный порядок исполнения отбывания наказаний, исполнение режимных требований, надзор за осужденными, условия содержания осужденных, привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результате труда.
В соответствии с п. 2.5.2 Устава Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества Учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Волгоградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения осуществляется надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства в ИК-24, а именно на участке колонии-поселения предназначенного для содержания осужденных.
В ходе проведенной специализированной прокуратурой проверки ИК-24 установлено, что коммунально-бытовые помещения участка колонии-поселения не соответствуют предъявляемым требованиям законодательства.
Согласно акту проверки на вышеуказанном участке, составленного прокурором Шиловым А.В., с привлечением сотрудника ИК-24 ФИО8, имеются следы незавершенного ремонта в спальных помещениях, комнате по воспитательной работе и приему пищи, в санитарном узле общежития участка колонии-поселения, имеются следы незавершенного ремонта стен и потолочных перекрытий, не оборудован санитарный узел, также отсутствует карантинное отделение, оборудованное санитарным узлом, в общежитии участка колонии-поселения отсутствует помещение для отпускников, комната быта и сушилка, комнаты не укомплектованы в соответствие с требованиями ведомственных приказов.
Данные обстоятельства подтвердил представитель ответчиков и третьего лица. Материалов подтверждающих завершение ремонтных работ, дооборудование комнат и помещений не представлено.
Ранее прокуратурой доводилось до сведения руководства пенитенциарного учреждения о необходимости соблюдения законодательства, о чем свидетельствуют меры прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в которых, в числе прочих, были отражены недостатки являющиеся предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, вместе с тем до настоящего времени нарушения не устранены.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени меры по приведению участка колонии-поселения расположенного на территории ИК-24 не принимаются, что является нарушением ч. 3 ст. 101 УИК РФ, согласно которой администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиком ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области возложенных на него законом обязанностей, а также длительное невыполнение представления прокурора об устранении выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников и иных лиц) на надлежащее санитарно-гигиеническое обеспечение, создает угрозу их здоровью.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Статьями 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области, утвержденным приказом ФСИН России от 09.03.2011 N 133, данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно пунктам 5.8., 5.12 Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Волгоградской области в установленном законодательством порядке.
Согласно подп. 6. п. 7 "Положения о Федеральной службе исполнения наказаний" от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Принимая во внимание, что в судебном заседании нашло свое подтверждение несоблюдение ответчиком ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области возложенных на него законом обязанностей, учитывая, что именно УФСИН России по Волгоградской области обязано решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, направлять соответствующие заявки на выделение средств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В части требований об установлении сроков исполнения решения – 3 месяца, суд исходит из того, что объем работ является значительным, финансирование указанных мероприятий (дофинансирование) возможно считать разумным в новом финансовом году, таким образом, целесообразно увеличить срок исполнения удовлетворённых требований до 4 месяцев.
Доводы стороны ответчика о невозможности исполнения решения суда в части приведения помещений участка колонии поселения в соответствие с Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 суд находит несостоятельными, так как объективных данных свидетельствующих о невозможности исполнить требования названного приказа стороной не представлено. Напротив улучшение и соблюдение условий отбывания наказания является прерогативой и основополагающим принципом деятельности всей исправительной системы в целом.
Доводы об отсутствии финансирования не могут быть приняты во внимание, в силу длительности неисполнения требований по устранению выявленных нарушений (начиная со второй половины 2022 года), фактического объема как выполненных работ, так и оставшейся части не выполненных работ, что подтверждает представитель ответчиков, в том числе контрактами на поставку строительных материалов, также ИК-24 имеет собственные источники финансирования в силу возможности осуществления хозяйственной деятельности и реализации продукции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области, о понуждении к исполнению уголовно-исполнительного законодательства – удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК № 24 УФСИН по Волгоградской области оборудовать карантинное отделение, комнату быта и сушилку в общежитии участка колонии-поселения, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и санитарного законодательства, а также приказом ФСИН России № .... от ДД.ММ.ГГГГ в течение 4 месяцев с момента поступления соответствующего финансирования.
Обязать ФКУ ИК № 24 УФСИН по Волгоградской области провести ремонт стен, пола и потолочного покрытия в спальном помещении, комнате по воспитательной работе с осужденными, комнате по приему пищи и санитарном узле общежития участка колонии-поселения, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и санитарного законодательства, а также приказом ФСИН России № .... от ДД.ММ.ГГГГ в течение 4 месяцев с момента поступления соответствующего финансирования.
Обязать УФСИН России по Волгоградском области осуществить финансирование ФКУ ИК № 24 УФСИН по Волгоградской области с целью выполнения работ в указанных помещениях колонии-поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Топорков М.М.
Мотивированный текст решения изготовлен 17.10.2023