дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2020 г. г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Моховой М.Б.,
при секретаре Брыляковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» ФИО3 на постановление от 14.12.2018г. Министерства природных ресурсов Краснодарского края о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства природных ресурсов Краснодарского края №-П-2 от 14.12.2018г. должностное лицо - генеральный директор ООО «РН-Краснодарнефтегаз» ФИО3, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава и события административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указал, что он не является ответственным должностным лицом, ответственным за формирование и выполнение плана общества по добыче нефти и плана геолого-технических мероприятий. Кроме того, указывает, что уровень добычи попутного газа не является показателем, характеризующим выполнение технического проекта, годовые показатели по добыче и использованию газа возможно оценить только по итогам года, в постановлении приводятся ссылки на неактуальные проектные документы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе, настаивала на ее удовлетворении. Также представила дополнения к жалобе, в которых указано, что расчеты уровня использования попутного нефтяного газа месторождения Дыш произведенные инспектором при проведении проверки на основании которой было вынесено постановление №-П-2 о назначении административного наказания произведены неверно. В постановлении о назначении административного наказания указано, что ООО «РН-Краснодарнефтегаз» искажает сведения в части учета объемом общего объема добычи попутного нефтяного газа. Недостоверный учет объемов добытого и сожженного ПНГ на 7 свечах групповых установок месторождения Дыш, противоречит судебным актам по связанным с настоящим спором судебным делам. Так, постановлением Арбитражного суда <адрес> от 27.12.2019г. по делу №<данные изъяты> по спору между Обществом и Росприроднадзором об обжаловании предписания от 28.11.2018г. №-П-5 об обязании произвести перерасчет объемов ПНГ, добытого в 2016-2017гг. на газонефтяном месторождении Дыш, судебные акты двух инстанций отменены, требования Общества удовлетворены - предписание признано недействительным. Суд кассационной инстанции признал необоснованным вывод судов, что Общество, при эксплуатации газонефтяного месторождения Дыш, ведет недостоверный учет добываемого ПНГ; вывод судов и Росприроднадзора о целесообразности считать общий объем ПНГ по рабочему газовому фактору газоводонефтяной смеси, содержащей пластовую воду, носящим вероятностный характер, не подтвержденным ссылками на типовые методики расчета и не основанным на нормативно-правовом регулировании. Выводы суда кассационной инстанции по делу №<данные изъяты> подлежат учету при рассмотрении настоящего спора, учитывая отсутствие оснований относить объемы якобы неучтенного Обществом добытого ПНГ к объемам сожженного или рассеянного газа в 2016-2017гг. Судебный акт вступил в силу, предписания вынесены по результатам одной проверки управления и касаются учета ПНГ. Такой же метод расчета инспектором был применен при проведении проверки в отношении Западно-Анастасиевского газонефтяного месторождения и Анастасиевско-Троицкого месторождения.
Кроме того, в отношении ПАО «НК «Роснефть» были вынесены постановления о назначении административных наказаний по ст. 8.10 КоАП РФ. Поводом для вынесения послужили аналогичные основания, что и при проверке ООО «РН-Краснодарнефтегаз. ПАО «НК «Роснефть» не согласившись с вынесенными постановлениями обратилось центральный аппарат Росприроднадзора <адрес> (вышестоящему должностному лицу). По результатам рассмотрения данного обращения постановления отменены, производства по делам прекращены на основании статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, проверив административный материал и доводы жалобы, суд приходит к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ч.1 ст.8.10 КоАП РФ выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием недр.
Состав правонарушения по ч. 1 усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а также другое нерациональное использование недр; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Из материалов дела усматривается, что в рамках проведения проверки в отношении Общества на территории Краснодарского края в чьи обязанности входит оказание ПАО «НК «Роснефть» услуг по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтеконденсатных и газоконденсатных месторождений, в рамках федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр выполнен анализ разработки газонефтяных месторождений Дыш, Западно-Анастасиевское и Анастасиевско-Троицкое.
Согласно анализа разработки месторождения Дыш за 10 месяцев 2018 года, в соответствии с учеными документами ООО «РН-Краснодарнефтегаз» установлено, что Обществом не обеспечено соблюдение требований проекта разработки месторождения Дыш в согласованной редакции согласно Протокола заседания Центральной нефтяной секции (ЦКР Роснедр по УВС) от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрение материалов по обоснованию изменений использования и утилизации попутного нефтяного газа газонефтяного месторождения Дыш установлено, что Комиссией рассмотрен вопрос в части использования растворенного газа в 95% от общего добытого объема растворенного газа. Также указано, что объемы добычи нефти, жидкости, растворенного газа и закачки воды соответствуют утвержденным действующим проектным документом (протокол ЦКР Роснедр по УВС № от 24.12.2013г.).
В соответствии с утвержденным проектным документом, при разработке месторождения Дыш обществом в 2018 году будет добыто 19,9 млн.м3 попутного нефтяного газа (растворенный газ), в том числе использовано 18,9 млн.м3.
Таким образом, проектом разработки месторождения Дыш установлен уровень использования попутного нефтяного газа на 2018 год 95%, а объем сожженного (рассеянного) попутного нефтяного газа 1 млн. м3, что составляет 5% от общего добытого попутного нефтяного газа (растворенный газ).
По итогам эксплуатации газонефтяного месторождения Дыш за 10 месяцев 2018 года обществом добыто 35,984 млн.м3 попутного нефтяного газа, что превышает установленный уровень добычи проектным документом на разработку месторождения углеводородного сырья.
В соответствии с представленными данными по учету саженного (рассеянного) попутного нефтяного газа в атмосферный воздух объем составил - 19,424 млн.м3, что в процентном соотношении от общего добытого попутного нефтяного газа составляет более 50%.
Вместе с тем, проверкой установлено также искажение представляемых обществом сведений в части учета объемов общего объема добычи попутного нефтяного газа, а именно обществом не учитывается добытый попутный нефтяной газ - прорывной газ газовой шапки.
Таким образом, должностным лицом общества при эксплуатации газонефтяного месторождения Дыш не обеспечено соблюдения уровня добычи полезных ископаемых и установленного норматива использования попутного нефтяного газа в объеме 95% от общего добытого попутного нефтяного газа газонефтяного месторождения, чем нарушена ст. 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах».
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Росприроднадзора ФИО2 постановления о привлечении генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» ФИО3 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно Уставу ООО «РН-Краснодарнефтегаз», руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором, в чью компетенцию отнесены все вопросы руководства текущей деятельностью.
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02Л992 № «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02Л992 № «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации оформляется специальным государственным разрешением в виде «лицензии» включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течете установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, а также соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
По ч. 2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» пользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
В силу ст. 23.2. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 23.3. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья.
На основании вышеуказанного Законом Российской Федерации установлены критерии рационального использования недр.
Суд соглашается с доводами заявителя, о том, что расчеты уровня использования попутного нефтяного газа месторождения Дыш произведенные инспектором при проведении проверки на основании которой было вынесено постановление №-П-2 о назначении административного наказания произведены неверно.
Из обжалуемого постановления следует, что ООО «РН-Краснодарнефтегаз» искажает сведения в части учета объемом общего объема добычи попутного нефтяного газа.
Однако, недостоверный учет объемов добытого и сожженного ПНГ на 7 свечах групповых установок месторождения Дыш, противоречит вступившим в законную силу, судебным актам по связанным с настоящим спором.
Так, постановлением Арбитражного суда <адрес> от 27.12.2019г. по делу №<данные изъяты>, по заявлению ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и <адрес> о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ №-П-5, и обязании произвести перерасчет объемов ПНГ, добытого в 2016-2017гг. на газонефтяном месторождении Дыш, судебные акты двух инстанций отменены, требования Общества удовлетворены - предписание признано недействительным.
Суд кассационной инстанции признал необоснованным вывод судов, что Общество при эксплуатации газонефтяного месторождения Дыш ведет недостоверный учет добываемого ПНГ; вывод судов и Росприроднадзора о целесообразности считать общий объем ПНГ по рабочему газовому фактору газоводонефтяной смеси, содержащей пластовую воду, носящим вероятностный характер, не подтвержденным ссылками на типовые методики расчета и не основанным на нормативно-правовом регулировании.
Выводы суда кассационной инстанции по делу №<данные изъяты> подлежат учету при рассмотрении настоящего спора, учитывая отсутствие оснований относить объемы якобы неучтенного Обществом добытого ПНГ к объемам сожженного или рассеянного газа в 2016-2017гг. Постановление вступило в силу, предписания вынесены по результатам одной проверки управления и касаются учета ПНГ.
Такой же метод расчета инспектором был применен при проведении проверки в отношении Западно-Анастасиевского газонефтяного месторождения и Анастасиевско-Троицкого месторождения.
Поскольку в обязанности ООО «РН-Краснодарнефтегаз» входит оказание ПАО «НК «Роснефть» услуг по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтеконденсатных и газоконденсатных месторождений, в рамках федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр выполнен анализ разработки газонефтяных месторождений Дыш, Западно-Анастасиевское и Анастасиевско-Троицкое, суд также считает необходимым принять во внимание Решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 29.08.2019г., и № от 29.08.2019г.
Согласно указанных решений в отношении ПАО «НК «Роснефть» были вынесены постановления о назначении административных наказаний по ст. 8.10 КоАП РФ. Поводом для вынесения послужили аналогичные основания, что и при проверке ООО «РН-Краснодарнефтегаз, в связи с чем, представитель ПАО «НК «Роснефть» обратился с жалобой на указанные постановления. По результатам рассмотрения жалоб постановления отменены, производства по делам прекращены на основании статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства события вмененного ООО «РН-Краснодарнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что дело об административном правонарушении в отношении должностного лица, подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях должностного лица - генерального директора ООО «РН-Краснодарнефтегаз» ФИО3 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ООО «РН-Краснодар» ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.10 КоАП РФ, - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и <адрес> №-П-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «PH-Краснодарнефтегаз» - отменить, производство по делу - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара
Председательствующий: