г. Салехард 30 октября 2019 года
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Евсевьева С.А.,
при секретаре Кречмаровской Ю.Р.,
с участием представителя Департамента имущественных отношений ЯНАО - Абрамовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-151/2019 по административному исковому заявлению представителя административного истца Колясниковой М.С. - Барбарянц В.А. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЯНАО (далее по тексту - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО), Департаменту имущественных отношений ЯНАО, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Барбарянц В.А. в интересах Колясниковой М.С. обратилась в суд с административным иском (с учётом привлечения судом административного соответчика) к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО, Департаменту имущественных отношений ЯНАО, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 042 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 21 550 830 рублей, по состоянию на 01 января 2012 года на период с 01 января 2019 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В обоснование заявленных требований указала на то, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 01 января 2012 года, составляет 71 840 655 рублей 46 копеек. По её мнению, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает право Колясниковой М.С. на установление действительной арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Согласно отзывам и возражениям участников дела:
- представитель Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа Абрамова Н.П. указывает на то, что департамент не оспаривает наличие у административного истца права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости и представленные истцом доказательства, действия департамента не могут расцениваться как принятые против административного истца и направлены на принятие судом законного и подтвержденного достоверными доказательствами решения;
- представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО Фомин Е.В., не оспаривая рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, оставляет принятие решения по заявленным требованиям на усмотрение суда;
- представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска Гайдар А.А. приводит доводы о недопустимости и недостоверности представленного административным истцом отчёта как доказательства по делу, просит отказать в удовлетворении иска.
Иных письменных возражений и отзывов не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились (за исключением представителя Департамента имущественных отношений ЯНАО), доказательств уважительности причин неявки не представили, суд их явку обязательной не признавал.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель Департамента имущественных отношений ЯНАО, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления не возражала.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика Абрамовой Н.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно договору аренды земельного участка № 437-10 от 20 августа 2010 года земельный участок с кадастровым номером 89:12:111105:11, общей площадью 35 042 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов (далее по тексту - земельный участок), Ноябрьским городским департаментом по имуществу был передан в аренду ООО «ЯмалСервисЦентр» для эксплуатации производственной базы, срок договора аренды до 03 августа 2020 года (л.д. 25-37).
14 ноября 2017 года компетентным органом зарегистрирован переход права аренды указанного земельного участка к ПАО «МТС-БАНК» на тот же срок.
По договору уступки права аренды земельного участка от 27 июня 2018 года ПАО «МТС-БАНК» передало права и обязанности арендатора указанного земельного участка гражданину Колясниковой М.С. (л.д. 38-43).
В соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений ЯНАО от 21 декабря 2012 № 1000 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 01 января 2012 года и составляет 71 840 655 рублей 46 копеек.
Государственная кадастровая стоимость земельного участка на данную дату подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (содержащими указание на Приказ Департамента имущественных отношений ЯНАО от 21.12.2012 № 1000 в качестве реквизита акта об утверждении кадастровой стоимости) (л.д. 24).
В связи с чем, исковые требования о том что, дата, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка - 01 января 2012 года, следует признать обоснованными.
В соответствие с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Положениями ч. 1 ст. 245, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, а также абз. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено право граждан на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать наличие недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Из указанных законоположений следует, что административный истец как арендатор земельного участка, находящегося в публичной собственности, и уплачивающий арендную плату исходя из его кадастровой стоимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.
При этом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка.
В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчет № 512/А-2019, выполненный оценщиком Стасюк Е.С., об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которого его рыночная стоимость на 01 января 2012 года составила 21 550 830 рублей (л.д. 45-118).
Представленные административным истцом доказательства, в том числе и отчёт об оценке ИП Стасюк Е.С. № 512/А-2019 от 28 мая 2019 года, которым определена рыночная стоимость земельного участка, размеры которого соответствуют заявленным в административном иске, суд признаёт относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными в своей совокупности для рассмотрения дела.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что согласно общему правилу бремени доказывания каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать (ст. 62 КАС РФ).
В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
Согласно п. 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утв. Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В соответствии с п. 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утв. Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 20 мая 2015 года № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Как усматривается из отчета, при оценке объекта оценщик использовал сравнительный подход, был мотивированно обоснован отказ от использования затратного и доходного подходов к оценке, что согласуется с требованиями стандартов оценки, и на основе выполненных расчётов рыночная стоимость объекта оценки составила 21 550 830 рублей.
В рамках сравнительного подхода оценщик использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имелась информация о ценах, выбранные объекты - аналоги для целей оценки являлись сходными с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость, что соответствовало пп. 12, 13, 14 ФСО № 1.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предусматривает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
Указанные требования были соблюдены, как видно из отчета, оценщиком применялись расчеты корректировки сглаживающие отличие аналогов от оцениваемого земельного участка, местоположение объекта оценки и аналогов соответствовало одной категории земель и расположению в одном населенном пункте (г. Ноябрьск), с указанием источника информации по объектам аналогам с приведением характеристик объекта оценки и согласованием результатов.
Отчёт составлен уполномоченным на то лицом, мотивирован, отвечает требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности и критерию достоверности.
При таких данных, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 35 042 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 21 550 830 рублей, по состоянию на 01 января 2012 года, являются обоснованными.
Само по себе несогласие с административным иском участвующих в деле лиц, без предоставления надлежащих доказательств, подтверждающих возражения на иск, не может являться как основанием к отказу в иске, так и основанием к сбору иных доказательств.
При этом, лица, участвующие в деле, не доказали достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, и недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, опровергающие его доводы, мотивированных ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявили.
Положениями ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия), если имело место обращение этого лица в Комиссию (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года).
Из материалов дела следует, что административный истец 19 июня 2019 года обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, созданной на основании приказа №П/469 от 25 октября 2012 года, и его заявление было отклонено (л.д. 21-23), следовательно, датой подачи заявления следует считать 19 июня 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 042 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 21 550 830 рублей, по состоянию на 01 января 2012 года.
Датой подачи заявления Колясниковой М.С. о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 35 042 кв.м., считать 19 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 октября 2019 года.
Судья подпись С.А. Евсевьев