Дело № 2а-183/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2018 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Курусканову В.Ч. о взыскании задолженности по страховым взносам,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай обратилось в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Курусканову В.Ч. о взыскании задолженности по страховым взносам мотивируя тем, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения о прекращении деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности он выступал страхователем и был зарегистрирован в УФНС России по Республике Алтай в качестве страхователя по обязательному пенсионному, медицинскому страхованию. Расчетным периодам по страховым взносам признается календарный год. Исходя из фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование пропорционально количеству месяцев осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период задолженность должника по страховым взносам составила: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления за 4 квартал 2016 г. – <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС до 01.01.2017 прочие начисления 4 квартал 2016 г. – <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления 4 квартал 2017 г. – <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС с 01.01.2017 прочие начисления 4 квартал 2017 г. – <данные изъяты> рублей. За несвоевременную уплату страховых взносов ответчику в соответствии со ст. 25 Закона 212-ФЗ начислены пени в сумме <данные изъяты> рублей. Ранее УФНС России по Республике Алтай обращалось в мировой судебный участок с заявлением на выдачу судебного приказа, в принятии которого мировым судьей отказано ввиду пропуска срока для обращения в суд. Общая сумма задолженности административного ответчика составляет <данные изъяты> рублей. Административный истец просил суд: восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности; взыскать с Курусканова В.Ч. ИНН № недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления за 4 квартал 2016 г. – <данные изъяты> рублей КБК 18210202140061100160, ОКТМО 84701000; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС до 01.01.2017 прочие начисления 4 квартал 2016 г. – <данные изъяты> рублей КБК 18210202103081011160, ОКТМО 84701000; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления 4 квартал 2017 г. – <данные изъяты> рублей КБК 18210202140061110160, ОКТМО 84701000; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС с 01.01.2017 прочие начисления 4 квартал 2017 г. – <данные изъяты> рублей КБК 18210202103081013160, ОКТМО 84701000; пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления <данные изъяты> рублей КБК 18210202140062100160, ОКТМО 84701000; пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС до 01.01.2017 прочие начисления - <данные изъяты> рублей КБК 18210202103082011160, ОКТМО 84701000, а также недоимку по единому налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме пени <данные изъяты> рублей КБК 18210501011012100110, ОКТМО 84701000.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 мая 2018 г. данное административное дело по п. 2 ч. 2 ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлено для рассмотрения в Турочакский районный суд Республики Алтай (поступило 6 июня 2018 г.).
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик, не явились, о причинах неявки не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель административного истца в иске ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный ответчик об отложении рассмотрения дела, рассмотрении дела в его отсутствие, не просил.
Суд на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, поскольку их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Изучив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Рассматривая ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, суд приходит к следующему.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, орган контроля, ответственный за своевременное исполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов, вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пеней по страховым взносам в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате таких взносов.
Согласно частей 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании положений ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов).
Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из анализа ст.ст. 48, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Курусканов В.Ч. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся <данные изъяты> в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов, что подтверждается представленной в дело выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, административный ответчик в указанный период являлся плательщиком страховых взносов.
Управлением ФНС России по Республике Алтай в адрес административного ответчика направлялись требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 18.07.2017 в сумме <данные изъяты> рубля со сроком оплаты до 7 августа 2017 г. и № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 1 августа 2017 г. в сумме <данные изъяты> рубля со сроком оплаты до 21 августа 2017 г. Направление административным истцом указанных требований подтверждается представленными в дело реестрами документов.
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Согласно п.48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 Кодекса).
Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Из материалов дела следует, что определением от 9 февраля 2017 г. мирового судьи судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Республики Алтай отказано в принятии заявления Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Курусканову В.Ч. о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет, ПФ РФ, ОМС, предусмотренных законодательством о налогах и сборах платежей (страховых взносов).
Из материалов дела следует, что административный иск составлен 30 марта 2018 г., направлен в Горно-Алтайский городской суд 10 апреля 2018 г., административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для его подачи.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет.
Судебный приказ на взыскание страховых взносов не выдавался, соответственно, не отменялся.
С учетом положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для подачи административного иска истек 8 февраля 2018 года.
Управление ФНС России по Республике Алтай является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором страховых взносов и своевременностью их взимания, которое имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Ходатайство истца в административном иске о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд административным истцом в административном исковом заявлении не мотивировано. Факт первоначального обращения административного истца мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа судом не может быть рассмотрен в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд с настоящим иском. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что срок обращения в суд административным истцом пропущен по уважительной причине, не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока у суда не имеется, в связи с чем, ходатайство истца о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что срок обращения в суд о взыскании задолженности по страховым взносам является пресекательным, и в настоящее время истек, на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции налоговый орган утратил право для взыскания задолженности по страховым взносам с административного ответчика за указанный в административном исковом заявлении период.
Поскольку взыскание задолженности по страховым взносам является невозможным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Курусканову В.Ч., в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2016 ░. – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ 18210202140061100160, ░░░░░ 84701000; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ 01.01.2017 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2016 ░. – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ 18210202103081011160, ░░░░░ 84701000; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2017 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2017 ░. – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ 18210202140061110160, ░░░░░ 84701000; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ 01.01.2017 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2017 ░. – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ 18210202103081013160, ░░░░░ 84701000; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ 18210202140062100160, ░░░░░ 84701000; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ 01.01.2017 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░ 18210202103082011160, ░░░░░ 84701000, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ 18210501011012100110, ░░░░░ 84701000, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░