мотивированный текст определения изготовлен 16 сентября 2024 года
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-9121/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ дела 2-1784/2023
в суде первой инстанции
УИД 06RS0006-01-2023-001000-41
5 сентября 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аушева Або-Муслима Амировича к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Ингушетия», Управлению Росгвардии по Республике Ингушетия о признании незаконными действий жилищной комиссии, возложении обязанности по восстановлению на учете для получения единовременной выплаты, выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с расчетом состава семьи со дня постановки на учет,
по кассационным жалобам ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Ингушетия» и Управления Росгвардии по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 августа 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 4 апреля 2024 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав объяснения представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Ингушетия» Акатовой А.А. и представителя Управления Росгвардии по Республике Ингушетия Котиевой Л.М., судебная коллегия
установила:
Аушев А.-М.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» о признании незаконными действий жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО5 (мать истца) с семьей в составе 3-х человек, возложении обязанности на жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» восстановить ФИО5 с семьей в составе трех человек в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со времени постановки на учет, возложении обязанности на жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» предоставить ФИО5 социальную выплату для приобретения жилья в равных частях членам семьи, а также матери сотрудника погибшего (умершего), Цолоевой П.А.
Определением Магасского районного суда от 19 июля 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росгвардии по Республике Ингушетия.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цолоева П.А. и Аушева М.А.
Решением Магасского районного суда от 23 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными решение жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО5 с семьей в составе 3-х человек.
Возложил обязанность на жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВИГ России по Республике Ингушетия восстановить ФИО5 с семьей в составе трех человек в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со времени постановки на учет;обязал жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВИГ России по Республике Ингушетия» предоставить ФИО5 социальную выплату для приобретения жилья в равных частях членам семьи, а также матери сотрудника погибшего (умершего), Цолоевой П.А.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 4 апреля 2024 года решение изменено.
Абзацы 2 и 3 резолютивной части изложены в следующей редакции:
«Признать незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия», оформленное протоколом № 2 от 29 августа 2018 г., в части снятия с учета очередников ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Аушева А.-М.А.
Обязать ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» восстановить Аушева А.-М.А. в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет».
В остальной части решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Ингушетия» поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В кассационной жалобе Управления Росгвардии по Республике Ингушетия поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, но уведомленных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО5 проходила службу в ФГКУ «УВО ВНГ России по РИ».
14 сентября 2017 г. жилищной комиссией ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» ФИО5 поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с признанием нуждающейся в предоставлении единовременной социальной выплаты, составом семьи три человека.
Вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла.
Решением жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» от 29 августа 2018 г. в соответствии с подпунктом «г» пункта 19 Правил представления единовременной социальной выплаты прапорщик полиции ФИО5 - полицейский 2 отделения 2 взвода роты ОБО по Назрановскому району-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» с семьей в составе трех человек (ФИО5, дочь Аушева М.А., сын Аушев А.-М.А.) была снята с учета очередников ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» на получение единовременной социальной выплаты.
Полагая, что ответчиком необоснованно принято решение о снятии их с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Аушев А.-М.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» не имелось предусмотренных законом оснований для снятия истца с данного учета.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, с выводом суда в части признания незаконным снятие с учета истца не согласился.
Суд апелляционной инстанции установил, что на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты ФИО5 проживала в доме, принадлежащем на праве собственности ее матери Цолоевой П.А. общей площадью 70,0 кв.м., жилой площадью 51,1 кв.м, по адресу: <адрес>.
Проверяя законность и обоснованность решения о снятии ФИО5 с семьей в составе из 3 человек с учета для получения единовременной социальной выплаты жилищная комиссия, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами о том, что улучшились жилищные условия истца.
В целях проверки факта наличия в собственности Цолоевой П.А. другого жилого помещения, судом апелляционной инстанции в адрес филиала ППК «Роскадастр» по Республике Ингушетия направлен запрос, в ответ на который представлена выписка из ЕГРН, согласно которой жилое помещение, расположенное по адресу: РИ, <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО8
Суд апелляционной инстанции указал на то, что регистрация матери ФИО5 по другому адресу, в силу пункта 19 Правил не является основанием для снятия сотрудника с учета, в связи с чем расчет обеспеченности жилой площади на момент гибели ФИО5 на каждого члена семьи составлял лишь 14 кв.м, (менее 15 кв.м.).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия» от 29.08.2018 о снятии ФИО5 с семьей из 3 человек по указанному основанию нельзя признать законным,что утверждения ответчика о предоставлении истцом недостоверных сведений при постановке на учет опровергаются материалами дела, в связи с чем, оснований для снятия истца с жилищного учета не имелось.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности решения суда первой инстанции в части снятия с учета Аушева А.-М.А., который на момент вынесения решения являлся студентом, обучающимся в образовательной организации по очной форме обучения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия согласилась с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в части восстановления его на учете для получения ЕСВ с расчетом состава семьи из пяти человек, и указала, что восстановлению на учете подлежит лишь сам Аушев А.-М.А., поскольку при первоначальном обращение о постановке на учет, ФИО5 была принята с семьей в составе трех человек (она, ее сын - Аушев А.-М.А. и дочь - Аушева М.А. (выписалась из дома 21.11.2019)).
С выводами суда первой инстанции об обязании жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Ингушетия предоставить ФИО5 социальную выплату для приобретения жилья в равных частях членам семьи, а также матери сотрудника погибшего (умершего), Цолоевой П.А., суд апелляционной инстанции не согласился.
При этом исходил из того, что поскольку Цолоева П.А. не относится к лицам, отнесенным к членам семьи сотрудника, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 247-ФЗ, а также является собственником жилого помещения (что говорит об обеспеченности ее жильем), то она не может претендовать на получение ЕСВ при наличии у погибшего сотрудника супруга (и) и детей, и в указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие данного федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 1 - 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные этим федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты, с учетом, установленных по делу обстоятельств, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены правильно.
В кассационных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой и апелляционной инстанции обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 августа 2023 года (в редакции апелляционного определения) и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.