Дело № 2-310/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Юрьевец, Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Ельцовой Т.В.,
при секретаре Моревой Т.А.,
с участием
истца Даниловой Т.Г.,
представителя истца - старшего помощника прокурора Юрьевецкого района Ивановской области Смирновой Л.Н.,
представителя ответчика - администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., действующего на основании доверенности от 28.03.2017 года,
представителя некоммерческой организации « Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области» Ваулиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 20.09.2017 года,
представителя третьего лица – Управления городского хозяйства и ЖКХ администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в интересах Даниловой Т.Г, Солодова А.В. к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, ОАО «Домоуправление», Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», Идрисову Р.А, Моклокову А.В, Кулюкиной А.В, Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А. о возложении обязанности организовать проведение ремонтных работ в многоквартирном доме,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юрьевецкого района Ивановской области в интересах Даниловой Т.Г. и Солодова А.В. обратился в суд с иском к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области об обязании организовать проведение ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевец, обосновав заявление следующим.
Прокуратурой района проведена проверка по обращению Даниловой Т.Г. исполнения жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевец восемь квартир, из которых четыре находятся в муниципальной собственности. В связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в данном доме ( в том числе Даниловой Т.Г и Солодовой А.В.) 16.02.2017 года в судебном порядке удовлетворены исковые требования прокурора Юрьевецкого района Ивановской области к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о проведении в срок до 01.06.2017 года инструментального технического обследования указанного дома. Решение суда исполнено. В ходе обследование установлено, что системы водоотведения, электроснабжения и отопления находятся в неудовлетворительном состоянии. Для обеспечения безопасной и комфортной эксплуатации здания в качестве жилого дома, необходимо проведение комплекса противоаварийных мероприятий и мероприятий по восстановлению строительных конструкций зданий. До настоящего времени указанные в инструментальном техническом заключении работы не запланированы и не исполнены, что нарушает права граждан, проживающих в доме № 59 по ул. Советская г. Юрьевец на благоприятные, комфортные, безопасные условия проживания.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области организовать проведение ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевец согласно приведенному в иске перечню.
Определением суда от 30 января 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО «Домоуправление» и НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».
Определением суда от 16 февраля 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены собственники квартир в доме №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области: Идрисов Р.А, Моклоков А.В, Кулюкина А.В, Минеичева С.В, Минеичева Н.А.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, изложив их в последней редакции следующим образом:
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района в срок до 31 октября 2018 года организовать проведение ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевца:
- демонтаж поврежденных деревянных перекрытий в осях 5-7\АВ, в районе помещений квартир № 5 и № 7 с последующей заменой на новые;
- частичную замену балок перекрытий в местах просадки и прогибов дощатых полов;
- демонтаж поврежденных деревянных перекрытий с последующей заменой на новые;
- высушить, зачистить, выполнить санитарную обработку от грибка и плесени помещения муниципальных квартир, имеющие следы систематических увлажнении;
- восстановить отделочный слой стен и потолков внутренних помещений муниципальных квартир;
- провести демонтаж строительных конструкций поврежденных перегородок с последующей заменой на новые, из современных материалов;
- восстановить дощатое напольное покрытие во внутренних помещениях в местах повреждений (устранение неровностей, восстановление целостности) в муниципальных квартирах;
- очистить внутреннее помещение квартиры № 7 от мусора;
- заменить доски входных площадок;
- заменить систему электроснабжения по специальному предварительно разработанному проекту;
- ремонт печного отопления в муниципальных квартирах, путем перекладки поврежденных участков и замене приборов:
- демонтаж существующих конструкций выгребных ям с последующей обработкой специальными антибактериальными составами;
- выполнить новую систему водоотведения с соблюдением строительных и санитарно-технических норм и правил;
- деревянный дощатый пол в осях 2-3/Б-В в помещении подъезда № 2 выполнить выше планировочной отметки уровня земли;
- заменить деревянные оконные блоки на новые в муниципальных квартирах;
- восстановить отделочный слой оконных и деревянных откосов в муниципальных квартирах;
- заделать трещины и неровности асфальтового покрытия со стороны фасадов в осях 1-7.
Обязать ОАО «Домоуправление» выполнить следующие работы в отношении общего имущества многоквартирного дома № 59 по ул. Советской г. Юрьевца:
- зачистить от биоповреждения цокольной части наружных стен здания в срок до 01 июля 2019 года;
- после замены досок входных площадок органом местного самоуправления восстановить их окрасочный слой;
- отремонтировать деревянные лестницы (заменить поврежденные ступени, восстановить окрасочный слой) в срок до 31 октября 2018 года;
- восстановить окрасочный слой заполнений наружных дверных проемов в срок до 31 октября 2018 года.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» обеспечить выполнение следующих ремонтных работ в отношении общего имущества многоквартирного дома 59 по ул. Советской горда Юрьевца Ивановской области в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта общего в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 года №164-п:
- заделать трещины в несущих стенах здания при помощи инъецирования цементно-полимерного раствора;
- восстановить кирпичную кладку наружных стен путем перекладки поврежденных участков. Восстановление произвести видом кирпича, из которого сложен участок и на растворе марки М50, предварительно очистив эти участки от разрушенной кладки, пыли и грязи с соблюдением перевязки швов, как в новой кладке, так и при сопряжении новой кладки со старой;
- восстановить отделочный слой фасада;
- утеплить стены здания для повышения энергоэффективности в соответствии с теплотехническим расчетом;
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Юрьевецкого района Ивановской области Смирнова Л.Н. исковые требования в окончательной редакции поддержала, пояснив, что в настоящий момент ряд работ НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», в частности по ремонту кровли, выполнен добровольно в соответствии с Региональной программой. Данные работы приняты в установленном порядке, о чем имеются соответствующие акты. Дополнительно указал, что собственники квартир дома не должны быть ответчиками по данному делу, поскольку до момента первой приватизации в 1993 году капитальный ремонт дома не проводился.
Истец Данилова Т.Г. исковые требования прокурора в её интересах поддержала, изложенное в заявлении прокурора подтвердила. Кроме того, пояснила, что о дате, времени и месте судебного заседания она уведомила всех жильцов дома и собственников квартир.
Истец Солодов А.В. в судебное заседание не явился, извещенный судом надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонов Л.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, не согласившись со сроком выполнения капитального ремонта дома, поскольку до 31 октября 2018 года изыскать бюджетные средства на указанный ремонт, объявить конкурс на проведение данных работ, заключить муниципальный контракт и провести сами работы - невозможно. Заверил суд в том, что со стороны Администрации предприняты все необходимые меры для переноса работ по ремонту фасада здания в Региональной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов в Ивановской области с 2033 года на 2019 год: Так, в установленном законом порядке информация об этом направлена в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области для согласования с региональным оператором, представлены необходимые технические документы и соответствующее решение главы Администрации. Следовательно, есть все основания полагать, что при актуализации региональной программы на 2019 год в нее будут внесены все необходимые изменения, которые позволят Региональному фонду провести работу по ремонту фасада здания уже в 2019 году. Кроме того, полагал, что на основании ст. 210 ГК РФ расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома должны нести все собственники дома солидарно с Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее по тексту Администрация района, Администрация). Учитывая, что в спорном доме четыре квартиры находятся в собственности граждан, то данные лица - собственники квартир также должны нести бремя содержания общего имущества дома, в том числе участвовать в капитальном ремонте дома.
Представитель ответчика – ОАО «Домоуправление» Филиппова Е.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлений о дате, времени и месте рассмотрения дела. Согласно телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, против заявленных исковых требований в части ОАО « Домоуправления» не возражала.
Представитель ответчика НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области» (далее по тексту Фонд) Ваулина Ю.А. исковые требования в окончательной редакции, изложенной прокурором, признала. Дополнительно пояснила, что все вменяемые Фонду работы входят в капитальный ремонт, но это разные виды капитального ремонта. В соответствии с договором подряда от 13 ноября 2017 года в настоящее время выполнены капитальные работы по ремонту крыши, о чем имеются соответствующие акты. Данными работами охватывались все сопутствующие работы, в частности: по ремонту конструкций слуховых окон, замене конькового прогона, усилению лежней и прогонов, установлению новых защитных фартуков в местах прохода печных труб на кровле, восстановлению отделочного слоя и т.д. Региональный фонд также не отказывается от проведения работ и по ремонту фасада указанного здания, поскольку это прямо указано в Региональной программе. Однако данный вид работ запланирован в только на 2033 год. Для включения дома 59 по ул. Советской г Юрьевца в Региональную программу на 2019 год ( ежегодно проводится актуализация программы) необходимо соответствующее решение органов местного самоуправления, согласно которому Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области должна найти другой многоквартирный дом (где собираемость по взносам на капитальный ремонт примерно та же), включенный в Региональную программу на 2019 год, и поменять многоквартирные дома местами. Если Администрация района оформит все необходимые документы, то ремонт фасада, возможно, будет сделан уже в начале 2019 года. В то же время согласно имеющейся у Фонда информации, весь перечень необходимых документов Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области до настоящего времени в Департамент ЖХК не направлен. В связи с чем, планировать данные работы на 2019 год в настоящий момент нельзя. В любом случае Фонд будет организовывать осуществление данного вида ремонта только согласно срокам, указанным в Региональной программе, изменение которых в данном случае напрямую зависит от действий Администрации Юрьевецкого муниципального района.
Ответчики Идрисов Р.А., Минеичева С.В., Минеичева Н.А., Моклоков А.В., Кулюкина А.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела. Об уважительности причин неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных исковых требований не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.
Обсуждая возможность рассмотрения настоящего дела в отсутствие ответчиков, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Данное полномочие суда, как и закрепленное в ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным, вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.
Принимая во внимание, что ответчики о времени и месте судебного заседания судом были извещены надлежащим образом, учитывая, что у них имелась реальная возможность в полном объеме реализовать предоставленное им гражданским процессуальным законодательством право на предоставление доказательств, либо на участие в судебном заседании через иного представителя, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Представитель третьего лица – управления городского хозяйства и ЖКХ администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонов Л.А. поддержал позицию администрации Юрьевецкого муниципального района.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав, проверив и оценив доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охрану здоровья.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Задачей гражданского судопроизводства является повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований закона.
Таким образом, поскольку предъявление указанного иска вызвано необходимостью защиты нарушенных прав и законных интересов жителей указанного многоквартирного дома – Даниловой Т.Г. и Солодова А.В. в сфере жилищных отношений, и в связи с их письменным обращением в прокуратуру района по вопросу неудовлетворительного состояния их жилого помещения и общего имущества дома, являющегося муниципальным жилищным фондом, суд приходит к выводу о правомерности подачи иска прокурором в интересах истцов, права которых нарушены.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что дом № 59 на улице Советская в городе Юрьевец Ивановской области является двухэтажным, восьмиквартирным, построен и введен в эксплуатацию в 1957 году. Наружные и внутренние стены дома выполнены из рядового керамического кирпича, на цементно-песчаном растворе, перегородки здания деревянные, отделочный слой фасадов штукатурка, окраска; фундамент - кирпичный ленточный; крыша - вальмовая, по деревянным стропильным конструкциям.
Четыре квартиры в указанном доме, в том числе квартиры, в которых проживают истцы Данилова Т.Г. (квартира №8) и Солодов А.В. (квартира №7), находятся в муниципальной собственности.
Иные четыре квартиры дома приватизированы и находятся в собственности следующих граждан:
Идрисова Р.А. - квартира № 1, право собственности зарегистрировано 24.02.2014 года;
Кулюкиной А.В. – квартира №5, право собственности зарегистрировано 30.04.2014 года (ранее собственником квартиры являлась Фирстова Л.В. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 02.11.1993 года);
Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А. - квартира №6, право общей долевой собственности зарегистрировано 27.04.2015 года;
Моклокова А.В. - квартира № 4 данного дома, право собственности зарегистрировано 10.04.1994 года.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом № 59 по ул. Советской г. Юрьевец по результатам открытого конкурса с 18 августа 2015 года передан под управление ОАО «Домоуправление», о чем составлен соответствующий договор управления.
Судом установлено, что общее состояние указанного дома является неудовлетворительным.
Согласно акту осмотра квартиры № 7 по состоянию на 25.11.2014 года, составленному представителем ООО «РосБизнес Оценка», архитектором Администрации района установлено, что в кирпичной кладке с наружной стороны здания имеются трещины по причине просадки фундамента и протечке кровли. В квартире на внутренних деревянных перегородках осыпалась штукатурка, доски стен сгнили, перекрытия чердачные и межэтажные находятся в аварийном состоянии. Деревянные несущие балки перекрытий имеют следы гнили, настилы пола в комнатах отсутствуют на 50%, остальные в аварийном состоянии. Отштукатуренный потолок частично осыпался, подшив потолка частично разрушен, виден чердак. Оконные и дверные блоки находятся в аварийном, а печи в нерабочем состоянии Электрическая проводка, система внутренней канализации находится в аварином состоянии, система водопровода – в неудовлетворительном.
Согласно акту обследования жилого помещения от 15.11.2016 года, составленного работниками администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в составе главного архитектора Плисова В.К., главного специалиста отдела развития инфраструктуры Пономаревой И.Е. при осмотре квартиры №7 в доме №59 по ул. Советской г Юрьевца установлено, что: требуется капитальный ремонт потолка на межчердачном перекрытии подъезда над квартирой №7; конструктивные элементы оконных блоков в связи с длительным сроком эксплуатации утратили свои эксплуатационные характеристики; конструктивные элементы пола в жилом помещении подверглись биологическому гниению; внутренняя проводка находится в морально устаревшем состоянии, что может быть причиной возникновения пожара в жилом доме; необходимо произвести полный демонтаж отопительной печи; потолок жилого помещения имеет следы биологического гниения.
04.05.2016 года межведомственная комиссия в составе заместителя главы Администрации - Добрягина С.М., начальника отдела развития инфраструктуры - Плисова В.К., начальника управления городского хозяйства и ЖКХ - Филина А.В., директора ОАО « Домоуправление» - Мольковой Е.Н., руководителя Юрьевецкого производственного участка Ивановского филиала ФГПУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Марковой Л.А. при осмотре дома №59 по ул. Советской г Юрьевца Ивановской области пришла к заключению, что в случае проведения капитального ремонта, устранения выявленных недостатков и дефектов, возникших в результате того, что в некоторых жилых помещениях (квартирах) длительное время никто не проживал, и помещения не отапливались, указанный дом в целом является пригодным для обеспечения и создания нормальных условий для постоянного проживания граждан. Собственникам квартир в данном доме рекомендовано обратиться в Департамент ЖКХ Ивановской области для переноса срока проведения капитального ремонта дома с 2019 года на более ранний срок. В дальнейшем после проведения капитального ремонта собственникам рекомендовано обратиться в управляющую компанию ОАО «Домоуправление» о проведении ремонтных работ и мероприятий по текущему содержанию дома.
Решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16 февраля 2017 года администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до 01 июня 2017 года обязана выполнить инструментальное техническое обследование дома № 59 по ул. Советской г. Юрьевец Ивановской области.
Во исполнение вышеуказанного решения суда 19 мая 2017 года между администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (заказчик) и ООО «АктивПроект» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 22, согласно которому подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить комплексное обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Юрьевец, ул. Советская, д. 59, с оценкой пригодности (или непригодности) для проживания в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту).
По результатам работ, проведенных ООО «АктивПроект» составлено техническое заключение № 00489/17-ТО, из которого следует, что техническое состояние несущих конструкций здания оценено следующим образом:
работоспособное - у фундаментов, у несущих стен; у междуэтажных лестниц, у стропильной системы;
удовлетворительное - у входных площадок, у пластиковых заполнений оконных проемов, у заполнений дверных проемов;
неудовлетворительное у кровельного покрытия; у полов, у перегородок, у заполнений деревянных оконных проемов, у инженерных сетей;
ограниченно-работоспособное - цокольное, междуэтажное и чердачное перекрытие в осях1-5/А-В;
аварийное- цокольное, междуэтажное и чердачное перекрытие в осях 5-7/А- в районе помещений квартир № 5 и № 7.
На основании анализа результата выполненных работ был сделан вывод, что системы водоотведения, электроснабжения и отопления находятся в неудовлетворительном состоянии. Основная часть дефектов приходится на часть здания на первом и втором этажах в осях 5-7/А-В, которые не эксплуатируются. Общий физический износ здания составляет 50 %.
Для обеспечения возможности безопасной и комфортной эксплуатации здания в качестве жилого дома, необходимо проведение комплекса противоаварийных мероприятий:
1. Необходимо выполнить демонтаж поврежденных деревянных перекрытий в осях 5-7/А-В в районе помещений квартир № 5 и № 7 с последующей заменой на новые.
Кроме того, необходимо выполнить мероприятия по восстановлению строительных конструкций здания:
1. Выполнить частичную замену балок перекрытий в местах просадки и прогибов дощатых полов;
2. Выполнить демонтаж поврежденных деревянных перекрытий с последующей заменой на новые;
3. Выполнить заделку трещин в несущих стенах здания при помощи инъецирования цементно-полимерного раствора. Для этого по ходу трещины высверливаются отверстия диаметром 10 мм, через которые при помощи специальных инъекторов производят нагнетание в кадку цементно-полимерного раствора под давлением;
4. Восстановить кирпичную кладку наружных стен путем перекладки поврежденных участков. Восстановление произвести видом кирпича, из которого сложен участок и на растворе марки М50, предварительно очистив эти участки от разрушенной кладки, пыли и грязи с соблюдением перевязкишвов как в новой кладке, так и при сопряжении новой кладки со старой;
5. Выполнить зачистку от биоповреждения цокольной части наружных стен здания;
6. Восстановить отделочный слой фасадов (штукатурка, окраска);
7. Помещения и строительные конструкции здания, имеющие следы систематических увлажнений необходимо высушить, зачистить, выполнить санитарную обработку от грибка и плесени (применить строительные антисептики, которые не только полностью убивают споры и микроорганизмы, но и не дают возможности развиться им впоследствии. Для уничтожения плесени можно использовать и «бесконтактный» способ);
8. Выполнить утепление стен здания для повышения энергоэффективности в соответствии с теплотехническим расчетом. В качестве утеплителя рекомендуется применить минераловатные плиты. Для защиты от атмосферных осадков и механических повреждений рекомендуется выполнить устройство вентилируемых фасадов;
9. Восстановить отделочный слой стен и потолков внутренних помещении здания (штукатурка, окраска);
10. Выполнить демонтаж строительных конструкций поврежденных перегородок с последующей заменой на новые, из современных материалов;
11. Выполнить восстановление дощатого напольного покрытия во внутренних помещениях в местах повреждений (устранение неровностей, восстановление целостности, восстановление окрасочного слоя);
12. Выполнить ремонт конструкций слуховых окон (заменить поврежденные конструкции, заменить оконное заполнение на новое с устройством вентиляционной решетки);
13. Выполнить замену конькового прогона на новый;
14. Восстановить соединения лежней и прогонов;
15. Рекомендуется выполнить замену старого кровельного покрытия на новое, выполненное из современных материалов;
16. Выполнить обработку деревянных элементов крыши биопиренами;
17. Восстановить отделочный слой подшива свесов кровли;
18. Очистить внутренние помещения квартир № 5 и № 7 и чердак от мусора;
19. Заменить доски входных площадок, восстановить окрасочный слой;
20. Выполнить полную замену системы электроснабжения. Все работы производить строго по специальному предварительно разработанному проекту;
21. Выполнить ремонт печного отопления, путем перекладки поврежденных участков и замене приборов;
22. Выполнить установку новых защитных фартуков в местах прохода печных труб на кровле. Восстановить отделочный слой,
23. Произвести демонтаж существующих конструкций выгребных ям, с последующей обработкой специальными антибактериальными составами. Выполнить новую систему водоотведения с соблюдением строительных и санитарно- технических норм и правил;
24. Выполнить ремонт деревянных лестниц (заменить поврежденные ступени, восстановить окрасочный слой);
25. Рекомендуется деревянный дощатый пол в осях 2-3\Б-В в помещении подъезда № 2 выполнить выше планировочной отметки уровня земли;
26. Выполнить замену деревянных оконных блоков на новые;
27. Восстановить отделочный слой оконных и деревянных откосов;
28. Восстановить окрасочный слой заполнений наружных дверных проемов;
29. Восстановить вертикальную планировку вокруг здания, восстановление уклонов, устранения провалов. Выполнить технически исправную новую отмостку по периметру здания. Рекомендуется вдоль отмостки укладывать водоотводящие лотки, перехватывающие стекающую с отмостки воду и не допускающие проникновения ее под фундамент здания. Вода из лотков эвакуируется в закрытую систему водостоков, либо отводится на значительное расстояние от здания, после чего выпускается на рельеф;
30. Заделать трещины и неровности асфальтового покрытия со стороны фасадов в осях 1-7.
Все работы по усилению, устранению дефектов, ремонту строительных конструкций необходимо производить силами специализированной организации, имеющей соответствующий допуск, в строгом соответствии со специально разработанными проектными и конструктивными решениями.
В судебном заседании в качестве специалистов были допрошены специалисты ООО «АктивПроект»: руководитель группы по обследованию зданий и сооружений Романчин С.И. и инженер-проектировщик Ваганов А.Е., которые пояснили, что по техническому заданию администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области проводили осмотр многоквартирного дома №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области. В ходе осмотра был проведен комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность строительных конструкций объекта, определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации с оценкой пригодности (непригодности) проживания. Были проведены визуальное и инструментальное обследование. Общий физический износ здания составил 50%. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Жилое помещение не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», имеются значительные дефекты и повреждения. По результатам обследования было составлено техническое заключение, в котором сделаны выводы и рекомендации. Практически весь комплекс работ, рекомендованный к исполнению, является капитальным и безотлагательным.
16 ноября 2017 года главным инженером ОАО «Домоуправление» произведено обследование кровельного покрытия указанного дома. В результате обследования было установлено, что кровельное покрытие составляют асбоцементные листы – шифер, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения капитального ремонта (усиление строительной системы, замена обрешетки, смена кровельного покрытия).
20 декабря 2017 года главным инженером ОАО «Домоуправление» произведено обследование фасада, несущих капитальных стен указанного дома. В результате обследования установлено, что на фасаде дома и в подъездах имеются трещины, расхождение отделочного штукатурного слоя. Требуется проведение капитального ремонта по усилению фундамента и несущих конструкций стен.
Дополнительно в судебном заседании был допрошен в качестве специалиста ИП Бедов С.Л., который пояснил, что вместе с участниками процесса осмотрел дом №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области. В результате визуального осмотра предположительно дом можно охарактеризовать как аварийный, непригодный для жилья. Практически все конструктивные элементы дома: крыша, стены, межэтажные перекрытия и т. д. - нуждаются в срочном капитальном ремонте.
Таким образом, анализируя вышеперечисленные доказательства, суд приходит к выводу, что дом №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области требует незамедлительного как капитального, так и текущего ремонта.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области суд исходит из следующего.
Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона). Соответственно полномочия по содержанию жилищного фонда федеральным законодательством прямо отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
Аналогичная норма содержится в статье 14 Жилищного кодекса РФ, согласно которой на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 1.1. Положения об администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, утвержденного Решением Совета Юрьевецкого муниципального района от 28.03.2016 N 44, администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с Уставом Юрьевецкого муниципального района Ивановской области собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Юрьевецкого муниципального района федеральными законами и законами Ивановской области.
На администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в соответствии с Уставом Юрьевецкого муниципального района Ивановской области и Уставом Юрьевецкого городского поселения возлагается исполнение полномочий администрации Юрьевецкого городского поселения (являющегося административным центром муниципального района).
Таким образом, именно Администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области является ответственной за сохранностью муниципального жилищного фонда на территории городского поселения Юрьевец, в том числе за соответствие жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Аналогичная правовая норма содержится в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно статье 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с пп. 2, 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается сторонами, что капитальный ремонт спорного многоквартирного дома не проводился с момента его возведения, то есть с 1957 года. На момент приватизации первой квартиры в 1993 году, срок эксплуатации дома являлся значительным, он нуждался в капитальном ремонте, обязанность по проведению капитального ремонта своевременно и в необходимых объемах наймодателем на тот момент исполнена надлежащим образом не была.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела III Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В силу пункта 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта как общего имущества, так и жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
При этом данная обязанность сохраняется у наймодателя как перед гражданами, приватизировавшими жилые помещения до передачи дома в управление, так и перед гражданами, являвшимися на момент передачи дома в управление нанимателями жилых помещений в объеме обязательств, установленных законом применительно к договору социального найма.
При этом суд принимает во внимание, что право на приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда, а в данном случае приобретение бесплатно в собственность жилых квартир в спорном многоквартирном доме, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. При этом граждане имеют право получить в свою собственность жилое помещение пригодное для проживания, соответствующее санитарно - техническим и строительным требованиям, обязанность по сохранности объекта жилищного фонда и его техническому содержанию возложена законом на собственника, а в данном случае балансодержателя.
Доводы Администрации о том, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома должен производиться за счет собственников жилых помещений, по мнению суда, не основан на законе, поскольку обязанность жильцов содержать общее имущество в силу ст. 158 ЖК РФ возникает только после проведения капитального ремонта ( в котором нуждался МКД на момент приватизации первоой квартиры) бывшим наймодателем, которым после передачи в муниципальную собственность является Администрация Юрьевецкого муниципального района. Доказательств того, что общие помещения с иным общим имуществом в многоквартирном доме передавались собственникам жилых помещений, в том числе ответчикам по делу, после капитального ремонта и данное имущество было пригодно для эксплуатации в полном объеме в настоящее время, суду не представлено и в судебном заседании не найдено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно на Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области лежит обязанность по организации проведения капитальных ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области, а именно: демонтаж поврежденных деревянных перекрытий в осях 5-7\АВ, в районе помещений квартир № 5 и № 7 с последующей заменой на новые; частичную замену балок перекрытий в местах просадки и прогибов дощатых полов; демонтаж поврежденных деревянных перекрытий с последующей заменой на новые; высушивания, зачистки, санитарной обработки от грибка и плесени помещения муниципальных квартир, имеющие следы систематических увлажнении; восстановления отделочного слоя стен и потолков внутренних помещений муниципальных квартир; демонтаж строительных конструкций поврежденных перегородок с последующей заменой на новые, из современных материалов; восстановления дощатого напольного покрытия во внутренних помещениях в местах повреждений (устранение неровностей, восстановление целостности) в муниципальных квартирах; очистка внутреннего помещения квартиры № 7 от мусора; замена доски входных площадок; замена системы электроснабжения по специальному предварительно разработанному проекту; ремонт печного отопления в муниципальных квартирах путем перекладки поврежденных участков и замены приборов; демонтаж существующих конструкций выгребных ям с последующей обработкой специальными антибактериальными составами; выполнения новой системы водоотведения с соблюдением строительных и санитарно-технических норм и правил; установления деревянного дощатого пола в осях 2-3/Б-В в помещении подъезда № 2 выше планировочной отметки уровня земли; замены деревянных оконные блоков на новые в муниципальных квартирах; восстановления отделочного слоя оконных и деревянных откосов в муниципальных квартирах; заделывания трещины и неровности асфальтового покрытия со стороны фасадов в осях 1-7. Доводы Администрации о возложении солидарной с ними обязанности по ремонту общего имущества на собственников жилых помещений в спорном многоквартирном доме, являются несостоятельными и удовлетворению не подлежат.
Определяя сроки выполнения для Администрации обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома, суд учитывает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется разместить заявку на проведение работ, провести конкурс, выбрать подрядчика для осуществления капитального ремонта, заключить муниципальный контракт, определить источники финансирования данных работ. В то же время суд принимает во внимание и интересы жителей спорного многоквартирного дома, проживание для которых, в частности в зимний период в указанном доме без ремонта, нарушает их право на благоприятную и комфортную среду обитания, создаёт угрозу для их здоровья. Таким образом, суд полагает возможным определить срок проведения ремонта до 31 октября 2018 года.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований к НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области» суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (приложение N 8), к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, замена существующих систем центрального отопления, холодного водоснабжения, ремонт крыш полносборных зданий до 50%, замена внутриквартальных инженерных сетей (приложение N 8 п. п. 2, 3, 5).
В соответствии п. 5.1. Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (Р), введенного в действие с 1.07.1989 г. приказом Госкомархитектуры при Госстрое ССР от 23.11.1988 N 312), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом Приложении 9.
С учетом вышеприведенных правовых норм, пояснений сторон, экспертов, специалистов, принимая во внимание проведенные в данном доме работы по ремонту кровли, а также пределы заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что ремонтные работы в виде заделывания трещин в несущих стенах здания при помощи инъецирования цементно-полимерного раствора; восстановления кирпичной кладки наружных стен путем перекладки поврежденных участков; восстановления отделочного слоя фасадов; утепления стены здания - относятся к капитальным работам, необходимым для проведения в многоквартирном доме №59 по ул. Советской г. Юрьевца.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства постановлением Правительства Ивановской области от 17.12.2013 № 531-п в Ивановской области создана Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД.
Таким образом, фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Ивановской области, предусмотренных действующим законодательством и Уставом.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что поскольку собственники многоквартирного дома №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, формирование данного фонда в отношении указанного дома осуществлено на счете регионального оператора - НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области».
Делая вышеуказанные выводы, суд не находит оснований для освобождения НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области» от обязанности организовать выполнения возложенной на него части работ по капитальному ремонту данного дома, на том основании, что бывшим наймодателем в лице Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на момент приватизации первой квартиры не выполнена обязанность по капитальному ремонту данного дома.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возлагается частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в таких домах, за исключением случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса, согласно которым от уплаты этих взносов освобождаются, в частности, собственники помещений в многоквартирном доме, который в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу либо в отношении которого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, занимаемого данным домом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (часть 2 статьи 169).
Вводя общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, федеральный законодатель не мог не учитывать положения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющего основные принципы и порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, статьей 16 которого в отношении домов, требующих капитального ремонта, за бывшими наймодателями - исходя из принципов социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти - была сохранена обязанность производить капитальный ремонт таких домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Будучи дополнительной гарантией права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, данная статья, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет обеспечительно-гарантийный характер и направлена на защиту имущественных и жилищных прав таких граждан, причем сфера ее действия распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, в чьей собственности - государственных или муниципальных образований - эти помещения находились прежде (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О, от 14 июля 2011 года N 886-О-О и от 1 марта 2012 года N 389-О-О).
Таким образом, положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Это означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме. Не освобождает положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации от уплаты указанных взносов и соответствующие публично-правовые образования, если в их собственности находятся одно или несколько помещений в многоквартирном доме, - они обязаны уплачивать эти взносы на равных основаниях с другими собственниками расположенных в нем помещений и вне зависимости от исполнения ими ранее своей обязанности как наймодателей по проведению капитального ремонта данного дома.
Вместе с тем - имея в виду часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую первоочередное включение в региональную программу капитального ремонта тех многоквартирных домов, в которых проведение капитального ремонта требовалось на дату приватизации первых жилых помещений в этих домах, при условии, что их капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации соответствующей региональной программы, - предполагается необходимость оказания дополнительной финансовой поддержки в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных правовых норм, следует, что включение многоквартирного дома в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов и как следствие проведение там определённых программой работ возможно и в случае неисполненной обязанности прежнего наймодателя по капитальному ремонту на момент приватизации первой квартиры данного дома.
Такой подход согласуется с принципами социальной солидарности и равенства, которые применительно к отношениям, связанным с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предполагают совместное и равное участие всех собственников помещений в этих домах в создании финансовой основы для обеспечения их поддержания в надлежащем санитарном и техническом состоянии и выступают тем самым в качестве необходимого условия устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
При изложенных обстоятельствах, неисполнение прежним наймодателем в лице Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома на момент приватизации в нем первой квартиры, не освобождает как собственников данного дома от обязанности по взносу платежей на капитальный ремонт, так и сам Региональный фонд от обязанности по исполнению Региональной программы в части проведения капитальных работ данного дома, в частности кровли и фасада здания.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указанные в исковом заявлении работы в отношении НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области» относятся к капитальным работам, жители данного дома ежемесячно вносят платежи в фонд капитального ремонта на счете указанного регионального оператора, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований к НО «Региональному фонду капитального ремонта в Ивановской области» в рамках компетенции и объеме предоставленных Фонду полномочий.
Определяя сроки проведения указанных работ, суд исходит из того, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в региональную программу.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, в которую включен капитальный ремонт фасада указанного дома на 2033 год.
В то же время, положения ч. ч. 1, 2, 4 и 7 ст. 168, ч. 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливают возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на соответствующий финансовый год составляется ежегодно на основе актуализированной региональной программы капитального ремонта, утверждается до начала финансового года Правительством Ивановской области.
Согласно приложению 8 Постановления Правительства Ивановской области от 31.12.2013 года №579-п «Об утверждении порядков, регулирующих отношения в сфере обеспечения проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области» орган местного самоуправления муниципального образования Ивановской области формирует перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о внесении изменений в региональную программу, в соответствии с формой, утверждённой Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, и направляет его для согласования региональному оператору в срок не позднее 01 апреля года, в котором проводится актуализация региональной программы.
Из пояснений представителя Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., а также письменного ответа следует, что в Департамент жилищно-коммунального хозяйства представлен пакет документов для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Ивановской области с целью переноса сроков проведения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного жилого дома №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области на более ранний период, на 2019 год.
Из пояснений представителя Регионального фонда Ваулиной Ю.А. следует, что к ним для согласования информация о переносе сроков ремонта фасада спорного многоквартирного дома для включения его на 2019 году не поступило. Из имеющейся у них информации Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в Департамент ЖКХ представлен не весь необходимый перечень документов для решения указанного вопроса.
Таким образом, принимая во внимание, что в настоящее время достоверных доказательств, подтверждающих перенос сроков капитального ремонта фасада многоквартирного дома, сторонами не представлено, суд полагает обоснованными и верными заявленные истцом требования об обязании Фонда в обеспечении выполнения вышеуказанных капитальных работ в сроки, установленные региональной программой, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 года №164-п. При этом суд отмечает, что само по себе удовлетворение исковых требований в заявленной истцом редакции, не исключает возможность проведения данных работ раннее 2033 года, поскольку законом предусмотрено, а Администрацией Юрьевецкого района приняты меры к сокращению узнанных сроков.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований к управляющей компании – ОАО « Домоуправление» суд исходит из следующего.
Согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В силу п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, включают проверку целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Таким образом, управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе является ответственной и за состояние дверных проемов, наружных стен здания, лестниц в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Представителем ответчика ОАО «Домоуправление» не оспаривалось, что заявленные к ним требования: зачистить от биоповреждения цокольной части наружных стен здания; после замены досок входных площадок органом местного самоуправления восстановить их окрасочный слой; отремонтировать деревянные лестницы (заменить поврежденные ступени, восстановить окрасочный слой); восстановить окрасочный слой заполнений наружных дверных проемов – являются текущими ремонтными работами по содержанию общего имущества в спорном многоквартирном доме и входят в круг обязанностей управляющей организации.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выполнению вышеуказанных работ должна быть возложена на управляющую компанию – ОАО «Домоуправление».
Определяя сроки выполнения для ОАО « Домоуправление» обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома, суд учитывает, что для исполнения решения суда в части зачистки от биоповреждения цокольной части наружных стен здания, ремонта деревянных лестниц, восстановления окрасочного слоя заполнений наружных деревянных проемов потребуется незначительный период времени, в связи с чем, суд полагает возможным определить данный срок до 31 октября 2018 года. Поскольку работы по восстановлению окрасочного слоя досок входных площадок напрямую зависят от работ по восстановлению данных площадок Администрацией, Юрьевецкого района, следовательно, и срок выполнения указанных работ для ОАО « Домоуправления» может быть определен только период исполнения Администрацией возложенных на нее обязательств.
Принимая во внимание все вышеизложенное, а также руководствуясь ст. 1 ЖК РФ, согласно которой граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к НО « Региональный фонд капитального ремонта по Ивановской области», Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, ОАО « Домоуправление» в заявленных истцом размерах подлежат удовлетворению в полном объеме. Исковые требования к Идрисову Р.А, Моклокову А.В, Кулюкиной А.В, Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ №59 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ 5-7/░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №5 ░ №7;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ 2-3/░-░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░;
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░1-7.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №59 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░;
- ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.04.2014 N 164-░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ №59 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: