Решение по делу № 2-187/2018 от 03.12.2018

Дело №2-187/2018

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 декабря 2018 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,

с участием заместителя прокурора Сонковского района Тверской области Зелениной А.С.,

при секретаре Громовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда гражданское дело по иску прокурора Сонковского района Тверской области к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Прокурор Сонковского района Тверской области Борисов В.П., действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в МУП «Управляющая компания» посёлка Сонково. В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. Несоблюдение работодателем обязанности по обеспечению проведения специальной оценки условий труда оценивается как нарушение гарантированного Конституцией РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, поскольку специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасности условий труда в целом. Проведение специальной оценки условий труда призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его займут или будут занимать. Статьёй 22 ТК РФ закреплено право работодателя реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, в то же время, работодатель обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда. Как следует из положений ст. 212 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ), работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ), вступившим в силу 01 января 2014 года. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ). На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Пункт 4 Порядка, с учётом внесённых изменений Приказа Минтруда России от 12 декабря 2012 года №590н, предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные при создании юридического лица и по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Из этих рабочих мест исключаются те, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, эксплуатируют иную офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определённых статьёй 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведённой в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ). Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка, сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» работодателем должна быть проведена специальная оценка условий труда, если аттестация рабочих мест согласно действовавшему до 2014 года порядку не проводилась. В настоящее время методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33-н и вступила в силу с 08 апреля 2014 года. В ходе проведённой проверки установлено, что согласно штатному расписанию по состоянию на 15 октября 2018 года численность работников МУК «СМДД» составляет 36 единиц. Среди работников отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, то есть работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в МУК «СМДД» не проводились. Таким образом, на МУК «СМДД» законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда. Бездействие руководства МУК «СМДД» в части не проведения специальной оценки условий труда нарушает права действующих работников на охрану труда, а также права лиц, поступающих на работу в данную организацию. Круг лиц, в защиту которых подано заявление, определить не представляется возможным, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Специальная оценка условий труда проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его займут или будут занимать. Поскольку не проведение специальной оценки условий труда ущемляет права и законные интересы неопределённого круга лиц - вероятных работников МУК «СМДД», то есть затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с указанным иском. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24, 45, 131, 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать МУК «СМДД» провести специальную оценку условий труда в срок до 01 марта 2019 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Сонковского района Тверской области Зеленина А.С. отказалась от исковых требований, просила принять отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требований и прекратить производство по настоящему гражданскому делу.

Представитель ответчика МУК «СМДД» о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении №265 от 26 декабря 2018 года директор МУК «СМДД» Фурсова Е.В. просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель третьего лица Районного отдела культуры, молодёжи и спорта администрации Сонковского района Тверской области, о дате, месте и времени судебного заседания извещённый надлежащим образом, в судебное заседание также не явился, в письменном заявлении №548 от 25 декабря 2018 года заведующая отделом Андреева И.С. просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Районного отдела культуры, молодёжи и спорта администрации Сонковского района Тверской области, дополнительно сообщает, что по состоянию на 25 декабря 2018 года МУК «СМДД» проведена специальная оценка условий труда.

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в том числе, в случае отказа истца от иска.

Судом согласно ст. 221 ГПК РФ истцу разъяснено, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям не допускается.

Оснований полагать, что отказ от иска нарушает права и охраняемые законом интересы сторон либо иных лиц у суда не имеется, в данном случае отказ от иска не противоречит закону. Учитывая изложенное, с учётом того факта, что прокурором Сонковского района Тверской области заявлено об отказе от иска, суд считает необходимым принять отказ истца от иска и прекратить производство по делу.

Руководствуясь ст.ст. 39, 45, 166, 173, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р»:

Принять отказ прокурора Сонковского района Тверской области от иска к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Сонковского района Тверской области к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, прекратить, в связи с отказом истца от иска.

Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Сонковский районный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Председательствующий Ж.В. Никитина

2-187/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сонковского района Тверской области
Ответчики
МУК "Сонковский межпоселенческий дом досуга"
Другие
районный отдел культуры, молодежи и спорта администрации Сонковского арйона Тверской области
Суд
Сонковский районный суд Тверской области
Судья
Никитина Жанна Викторовна
Дело на сайте суда
sonkovsky.twr.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2018Судебное заседание
29.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее