Дело №2-187/2018
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
26 декабря 2018 года пос. Сонково
Сонковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,
с участием заместителя прокурора Сонковского района Тверской области Зелениной А.С.,
при секретаре Громовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда гражданское дело по иску прокурора Сонковского района Тверской области к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области Борисов Р’.Рџ., действуя РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤ РІ интересах неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (РњРЈРљ «СМДД») Рѕ возложении обязанности провести специальную оценку условий труда. РЎРІРѕРё требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства РѕР± охране труда РІ РњРЈРџ «Управляющая компания» посёлка РЎРѕРЅРєРѕРІРѕ. Р’ силу С‡. 2 СЃС‚. 7 Конституции Р Р¤ РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации охраняются труд Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ людей. Согласно С‡. 3 СЃС‚. 37 Конституции Р Р¤ каждый имеет право РЅР° труд РІ условиях, отвечающих требованиям безопасности. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 21 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤, работник имеет право РЅР° рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда; полную достоверную информацию РѕР± условиях труда Рё требованиях охраны труда РЅР° рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством Рѕ специальной оценке условий труда. Несоблюдение работодателем обязанности РїРѕ обеспечению проведения специальной оценки условий труда оценивается как нарушение гарантированного Конституцией Р Р¤ права РЅР° труд РІ условиях, отвечающих требованиям безопасности Рё гигиены, поскольку специальная оценка условий труда РЅРµ связана СЃ деятельностью конкретного работника, Р° направлена РЅР° обеспечение безопасности условий труда РІ целом. Проведение специальной оценки условий труда призвано способствовать установлению безопасных условий труда РЅР° каждом рабочем месте всех работников, которые его займут или Р±СѓРґСѓС‚ занимать. Статьёй 22 РўРљ Р Р¤ закреплено право работодателя реализовывать права, предоставленные ему законодательством Рѕ специальной оценке условий труда, РІ то Р¶Рµ время, работодатель обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, РІ том числе, законодательством Рѕ специальной оценке условий труда, Рё иными нормативными правовыми актами, содержащими РЅРѕСЂРјС‹ трудового права, коллективным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј, соглашениями, локальными нормативными актами Рё трудовыми договорами. Р’ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–421-ФЗ «О внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» РІ РўСЂСѓРґРѕРІРѕР№ кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест РїРѕ условиям труда Рё РІРІРѕРґСЏС‚ процедуру специальной оценки условий труда. Как следует РёР· положений СЃС‚. 212 РўРљ Р Р¤ (РІ редакции Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–421-ФЗ), работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда РІ соответствии СЃ законодательством Рѕ специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ проведением специальной оценки условий труда, Р° также СЃ реализацией обязанности работодателя РїРѕ обеспечению безопасности работников РІ процессе РёС… трудовой деятельности Рё прав работников РЅР° рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–426-ФЗ), вступившим РІ силу 01 января 2014 РіРѕРґР°. Согласно С‡.С‡. 1, 2 СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„– 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий РїРѕ идентификации вредных Рё (или) опасных факторов производственной среды Рё трудового процесса (далее также - вредные Рё (или) опасные производственные факторы) Рё оценке СѓСЂРѕРІРЅСЏ РёС… воздействия РЅР° работника СЃ учётом отклонения РёС… фактических значений РѕС‚ установленных уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда Рё применения средств индивидуальной Рё коллективной защиты работников. РџРѕ результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда РЅР° рабочих местах. Р’ силу Рї. 1 С‡. 2 СЃС‚. 4 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Согласно С‡. 1 СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–426-ФЗ обязанности РїРѕ организации Рё финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются РЅР° работодателя. Специальная оценка проводится РІ отношении условий труда всех сотрудников, РєСЂРѕРјРµ надомников, дистанционных работников Рё тех, которые трудятся Сѓ физических лиц, РЅРµ являющихся предпринимателями (С‡. 3 СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–426-ФЗ). РќР° основании действовавшего ранее РџРѕСЂСЏРґРєР° проведения аттестации рабочих мест РїРѕ условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения социального развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26 апреля 2011 РіРѕРґР° в„–342-РЅ, аттестация проводилась РІ целях оценки условий труда РЅР° рабочих местах Рё выявления вредных Рё (или) опасных производственных факторов. РџСѓРЅРєС‚ 4 РџРѕСЂСЏРґРєР°, СЃ учётом внесённых изменений Приказа Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 12 декабря 2012 РіРѕРґР° в„–590РЅ, предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные РїСЂРё создании юридического лица Рё РїРѕ завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства Рё внедрения РЅРѕРІРѕР№ техники или новых технологий, влияющих РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРё показателей факторов производственной среды Рё трудового процесса. РР· этих рабочих мест исключаются те, РЅР° которых работники исключительно заняты РЅР° персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для РЅСѓР¶Рґ самой организации, эксплуатируют РёРЅСѓСЋ офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, РЅРµ используемую РІ технологическом процессе производства. Специальная оценка условий труда РЅР° рабочем месте проводится РЅРµ реже чем РѕРґРёРЅ раз РІ пять лет, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено настоящим Федеральным законом. Указанный СЃСЂРѕРє исчисляется СЃРѕ РґРЅСЏ утверждения отчёта Рѕ проведении специальной оценки условий труда. Р’ случае, если РґРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу настоящего Федерального закона РІ отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест РїРѕ условиям труда, специальная оценка условий труда РІ отношении таких рабочих мест может РЅРµ проводиться РІ течение пяти лет СЃРѕ РґРЅСЏ завершения данной аттестации, Р·Р° исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных РІ С‡. 1 СЃС‚. 17 настоящего Федерального закона. РџСЂРё этом для целей, определённых статьёй 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведённой РІ соответствии СЃ действовавшим РґРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу настоящего Федерального закона РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном настоящим Федеральным законом, РґРѕ истечения СЃСЂРѕРєР° действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест РїРѕ условиям труда (С‡. 4 СЃС‚. 27 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–426-ФЗ). Согласно Рї. 8 действовавшего ранее РџРѕСЂСЏРґРєР°, СЃСЂРѕРєРё проведения аттестации устанавливались работодателем РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что каждое рабочее место подлежит аттестации РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ пять лет. Аттестация РІРЅРѕРІСЊ организованных рабочих мест должна быть начата РЅРµ позднее чем через 60 рабочих дней после РІРІРѕРґР° РёС… РІ эксплуатацию. Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может РЅРµ проводиться РІ течение пяти лет только РІ отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы РІ соответствии СЃ ранее действовавшим законодательством. Таким образом, РІ соответствии СЃ Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» работодателем должна быть проведена специальная оценка условий труда, если аттестация рабочих мест согласно действовавшему РґРѕ 2014 РіРѕРґР° РїРѕСЂСЏРґРєСѓ РЅРµ проводилась. Р’ настоящее время методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 24 января 2014 РіРѕРґР° в„–33-РЅ Рё вступила РІ силу СЃ 08 апреля 2014 РіРѕРґР°. Р’ С…РѕРґРµ проведённой проверки установлено, что согласно штатному расписанию РїРѕ состоянию РЅР° 15 октября 2018 РіРѕРґР° численность работников РњРЈРљ «СМДД» составляет 36 единиц. Среди работников отсутствуют надомники, дистанционные работники Рё работники, вступившие РІ трудовые отношения СЃ работодателями - физическими лицами, РЅРµ являющимися индивидуальными предпринимателями, то есть работники, РІ отношении которых РЅРµ проводится специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест РїРѕ условиям труда, специальная оценка условий труда РІ РњРЈРљ «СМДД» РЅРµ проводились. Таким образом, РЅР° РњРЈРљ «СМДД» законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда. Бездействие руководства РњРЈРљ «СМДД» РІ части РЅРµ проведения специальной оценки условий труда нарушает права действующих работников РЅР° охрану труда, Р° также права лиц, поступающих РЅР° работу РІ данную организацию. РљСЂСѓРі лиц, РІ защиту которых подано заявление, определить РЅРµ представляется возможным, поскольку РІ результате текучести кадров Рё РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј причинам РЅР° РѕРґРЅРѕРј Рё том Р¶Рµ рабочем месте РІ разное время РјРѕРіСѓС‚ работать разные лица. РљСЂРѕРјРµ того, специальная оценка условий труда РЅРµ связана СЃ деятельностью конкретного работника РЅР° том или РёРЅРѕРј рабочем месте. Специальная оценка условий труда проводится РїРѕ условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда РЅР° каждом рабочем месте всех работников, которые его займут или Р±СѓРґСѓС‚ занимать. Поскольку РЅРµ проведение специальной оценки условий труда ущемляет права Рё законные интересы неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц - вероятных работников РњРЈРљ «СМДД», то есть затрагивает права Рё законные интересы неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤ обращается РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј. РќР° основании изложенного, руководствуясь СЃС‚.СЃС‚. 24, 45, 131, 132 ГПК Р Р¤, С‡. 3 СЃС‚. 35 Федерального закона «О прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать РњРЈРљ «СМДД» провести специальную оценку условий труда РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01 марта 2019 РіРѕРґР°.
В судебном заседании заместитель прокурора Сонковского района Тверской области Зеленина А.С. отказалась от исковых требований, просила принять отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требований и прекратить производство по настоящему гражданскому делу.
Представитель ответчика МУК «СМДД» о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении №265 от 26 декабря 2018 года директор МУК «СМДД» Фурсова Е.В. просила рассмотреть дело без её участия.
Представитель третьего лица Районного отдела культуры, молодёжи Рё спорта администрации РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области, Рѕ дате, месте Рё времени судебного заседания извещённый надлежащим образом, РІ судебное заседание также РЅРµ явился, РІ письменном заявлении в„–548 РѕС‚ 25 декабря 2018 РіРѕРґР° заведующая отделом Андреева Р.РЎ. РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствии представителя Районного отдела культуры, молодёжи Рё спорта администрации РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области, дополнительно сообщает, что РїРѕ состоянию РЅР° 25 декабря 2018 РіРѕРґР° РњРЈРљ «СМДД» проведена специальная оценка условий труда.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в том числе, в случае отказа истца от иска.
Судом согласно ст. 221 ГПК РФ истцу разъяснено, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям не допускается.
Оснований полагать, что отказ от иска нарушает права и охраняемые законом интересы сторон либо иных лиц у суда не имеется, в данном случае отказ от иска не противоречит закону. Учитывая изложенное, с учётом того факта, что прокурором Сонковского района Тверской области заявлено об отказе от иска, суд считает необходимым принять отказ истца от иска и прекратить производство по делу.
Руководствуясь ст.ст. 39, 45, 166, 173, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р»:
Принять отказ прокурора Сонковского района Тверской области от иска к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Сонковского района Тверской области к Муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» (МУК «СМДД») о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, прекратить, в связи с отказом истца от иска.
Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Сонковский районный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий Ж.В. Никитина