Гр.дело № 2-729/2022
УИД: 04RS0021-01-2022-000758-06
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Тобоеве П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-729/2022 по иску заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Разуваевой Татьяны Михайловны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действуя в интересах Разуваевой Т.М., обратился в суд с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» в котором согласно уточненным требованиям просит признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» связанные с включением при начислении заработной платы Разуваевой Т.М. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..., и премии экономии фонда оплаты труда незаконными, с возложением обязанности начислять Разуваевой Т.М. заработную плату без учета указанных премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, а также взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за февраль, апрель, май, август 2021 года в размере 13 200 руб.
Требования мотивированы тем, что по обращению Разуваевой Т.М. прокуратурой проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения трудового законодательства. Так, истец работает в в/ч в должности сторожа на основании трудового договора ... от ДД.ММ.ГГГГ и ей не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, так как в заработную плату включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации ... от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Вместе с тем, названная премия не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч , поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Таким образом, работнику заработная плата в завяленные месяцы не доплачена, поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании приказа МО РФ ..., включены Управлением в состав минимального размера оплаты труда.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Командир войсковой части .
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П., истец Разуваева Т.М. исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске и уточнении, просили восстановить права работника.
В судебном заседании представитель третьего лица Командира войсковой части ... г. Улан-Удэ по доверенности Иванова А.Ю. указала на обоснованность уточненных требований, которые подлежат удовлетворению.
В судебном заседании по ходатайству стороны истца опрошен специалист ФИО5, обладающая специальными познаниями и имеющая диплом экономиста по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», суду показавшая, что произведенный стороной истца и ответчика верный, в общей сложности за рассматриваемые месяцы задолженность по заработной плате составляет 13 200 руб.
В судебное заседание представители ответчиков ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерство обороны Российской Федерации не явились, в возражениях на исковое заявление просили отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело в их отсутствие. Также представителем Управления направлен расчет разницы в оплате при учете в составе заработной платы дополнительного материального стимулирования по Приказу ..., премии из экономии фонда оплаты труда и без их учета за оспариваемый период в пользу Разуваевой Т.М. причитается сумма доплаты в размере 13 200 руб.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявиашихся лиц, надлежаще извещенных о рассмотрении дела.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, допросив специалиста, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). При этом, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Так, статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрена защита гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства, а пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе их свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается также обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац 7 статьи 2 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).
Полномочия работодателя в отношении работников воинских частей осуществляют командиры (начальники) воинских частей на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ....
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между командиром в/ч и Разуваевой Т.М. заключен трудовой договор ..., по условиям которого истец принята на должность сторожа команды сторожевой охраны в войсковую часть . Г. Улан-Удэ, .
Возможность специального правового регулирования труда работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Применительно к работникам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации Конституционный Суда Российской Федерации в Определении от 17 октября 2006 г. № 437-О, указал, что установление различных условий оплаты труда для разных категорий работников, если такая дифференциация обусловлена объективными различиями в содержании и условиях их трудовой деятельности, не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) либо как умаляющее право на справедливое вознаграждение за труд (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Лица, работающие в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, отнесены Трудовым кодексом Российской Федерации к особой категории работников, на которых трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; для них устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (статья 349 ТК РФ). Это предопределено особым характером деятельности воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», с 1 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал).
Пунктом 3 данного постановления установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации поручено внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим Постановлением (п. 12).
В соответствии с разделом IV трудового договора, заключенного войсковой частью и Разуваевой Т.М., последней установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада – 6 240 руб., процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 30%, районного коэффициента 30%, надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – 35% (за работу в ночное время), ежемесячной премии 25%, годовой премии 100% и иных выплат стимулирующего характера – Приказ МО РФ ....
Из представленных суду расчетных листков в феврале 2021 года Разуваева Т.М. получила заработную плату в размере 21 859,94 руб., в апреле 2021 года – 24 173,75 руб., в мае 2021 года – 21 702,51 руб., в августе 2021 года – 21 704,75 руб.
Как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменений условий оплаты труда.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть 1), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3), а согласно части второй статьи 133.1 этого же Кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответчики с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании приказа Командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад истца увеличен на 3% и составляет 6 706руб., что также усматривается из имеющихся в деле расчетных листков.
К размеру оклада Разуваевой Т.М. начислена ежемесячная премия в размере 1 676,50 руб., процентная надбавка за выслугу лет в МО в феврале 2021 года – 335,30 руб., апреле, мае, августе 2021 года – 670,60 руб., доплата до МРОТ в феврале 2021 года – 2 011,70 руб., апреле, мае, августе 2021 года – 1 676,40 руб.
В соответствии со ст. 313 Трудового кодекса государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
В силу п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 18 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но неотнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Выплата 30-процентной надбавки к заработной плате в районах Республики Бурятия не приравненных к районам Крайнего Севера введена Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 года №53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области».
Согласно абзацу второму главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» Республика Бурятия отнесена к районам, где к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций применяется коэффициент 1,30 (районный коэффициент).
На основании трудового договора Разуваевой Т.М. производилась оплата ночных часов, праздничных дней, районный коэффициент, процентная надбавка за стаж в отдаленной местности. Данные начисления в феврале 2021 года составили сумму в размере 8 197,48 руб., в апреле 2021 года – 9 065,15 руб., в мае 2021 года – 8 138,44 руб., в августе 2021 года – 8 139,28 руб.
Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 года №473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января 2021 года МРОТ составляет – 12 792 руб. в месяц.
Выплата минимальной заработной платы осуществляется с применением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При исчислении размера заработной платы с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П, не предполагается включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С момента провозглашения вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации действуют в том конституционно-правовом смысле, который определен Конституционным Судом Российской Федерации.
Следовательно, в силу конституционно-правового смысла нормативных положений, выявленного в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка являются компенсационными выплатами, обусловленными работой в неблагоприятных климатических условиях, и не включаются в состав минимального размера оплаты труда.
Размер тарифной ставки может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Из смысла вышеназванных норм следует, что не менее минимального размера оплаты труда должна быть месячная заработная плата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, а не его оклад или тарифная ставка,
Таким образом, заработная плата работника Разуваевой Т.М., полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности), без учета процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 30%, районного коэффициента 30%, надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – 35% и иных выплат компенсационного характера, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, то есть с 1 января 2021 года - 12 792 руб.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в феврале, апреле, мае, августе 2021 года, полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности), выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда без учета процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 30%, районного коэффициента 30%, надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – 35% и иных выплат компенсационного характера.
Из представленных расчетов ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» следует, что при расчете минимального размера оплаты труда Разуваевой Т.М. ими учитывалась премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ....
Так, согласно приказов командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ ... Разуваевой Т.М. была выплачена премия за указанные месяцы в размере по 3 300 руб., что подтверждается расчетными листками.
Из анализа вышеприведенных норм, сравнивая заработную плату с минимальным размером оплаты труда, можно учитывать премию как составляющую часть заработной платы при условии, что она является стимулирующей выплатой, установленной системой оплаты труда работодателя.
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в полномочия министра обороны входит право издания приказов.
Министром обороны Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 был издан приказ от 18 сентября 2019 года № 545, которым утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 21-23 Приложения №2 Приказа №545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 Приложения);
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 Приложения);
- премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 Приложения).
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 2 приказа Министра обороны РФ ... предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в переделах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Исходя из указанных положений усматривается, что премия, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны РФ ..., не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч 44286, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Такой вывод соответствует пункту 3 Порядка, предусматривающему, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Утвержденный приказом Министра обороны РФ ... порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.
При таких обстоятельствах взаимосвязанные положения статей 129, 133 ТК РФ и приказа Министра обороны РФ ... не предполагают включение в состав заработной платы работника материального стимулирования, предусмотренного Порядком.
Соответственно, заработная плата Разуваевой Т.М. без учета оплаты ночных часов, праздничных дней, районного коэффициента, процентной надбавки за стаж в отдаленной местности, премии на основании Приказа Министра обороны ... составляла в феврале – 10 207,22 руб., апреле – 9 339,53 руб., мае – 10 266,26 руб., августе – 10 265,42 руб., что ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации в спорный период времени.
Согласно договора на обслуживание ... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» с войсковой частью , ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязалось осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части
В соответствии с п. 1.2. договора финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности, в том числе по направлению деятельности: денежное довольствие, заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу, начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание вышеназванные правовые нормы, суд приходит к выводу, что действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по начислению заработной платы Разуваевой Т.М. за период февраль, апрель, май, август 2021 год ниже минимального размера оплаты труда незаконны.
Следовательно, на указанное учреждение надлежит возложить обязанность начислять истцу заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, то есть без учета стимулирующих выплат, а именно премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях в составе минимального размера оплаты труда.
При этом требование прокурора о возложении на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязанности начислять заработную плату Разуваевой Т.М. без учета премий, не может быть удовлетворено, так как вопрос о выплате премий работникам относится к компетенции работодателя.
В связи с чем, требование истца о признании незаконным действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» связанного с включением при начислении заработной платы Разуваевой Т.М. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. ..., и премии экономии фонда оплаты труда незаконными, с возложением обязанности начислять Разуваевой Т.М. заработную плату без учета указанных премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях подлежит удовлетворению частично, так как подлежат признанию незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по начислению заработной платы Разуваевой Т.М. за завяленные месяцы ниже минимального размера оплаты труда, на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» надлежит возложить обязанность начислять Разуваевой Т.М. заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку заработная плата Разуваевой Т.М. за февраль, апрель, май, август 2021 года была начислена ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в размере ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации в спорный период времени, то с данного ответчика подлежит взысканию в пользу Разуваевой Т.М. задолженность за февраль, апрель, май, август 2021 года.
В соответствии с абз.2 и 3 ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Так как за финансовое обеспечение Вооруженных Сил РФ, утверждение фондов заработной платы гражданского персонала и своевременное доведение их до воинских частей и организаций отвечает Министерство обороны РФ, что следует из Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545, то задолженность по заработной плате Разуваевой Т.М. подлежит взысканию за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проверяя размер задолженности, суд соглашается с представленными истцом и стороной ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» расчетами.
Так, в феврале 2021 года истцу должна быть начислена заработная плата в размере 21 859,94 руб., а фактически истцу начислена и выплачена заработная плата в размере 18 559,94 руб., соответственно, не доначислено 3300 руб. исходя из расчета:
3479,99 (районный коэффициент) + 3479,99 (процентная надбавка за стаж в ОМ) – 522,28 (районный коэффициент и ОМ на доплату за ночные, праздничные, сверхурочные) = 6 437,70 : 2 = 3 218,85
12 792 (МРОТ) * 1,6 (коэффициент за работу в ОКУ) = 20 467,20 – (1676,50 (ежемесячная премия - 25%) + 6706 (оклад) + 335,30 (процентная надбавка за выслугу лет +2011,70 (доплата до МРОТ) +0 (ЕДВ) +3 218,85 (районный коэффициент) +3 218,85 (процентная надбавка за стаж в ОМ) = 17 167,20) = 3 300.
(Проверка: (17 167,20 + 870,46 (доплата за ночные, праздничные, сверхурочные) +522,28 (районный коэффициент и ОМ на доплату за ночные, праздничные, сверхурочные) = 18 559,94 (выплаченная заработная плата) +3300 (премия) = 21 859,94 руб.)
Таким образом, за апрель 2021 года истцу должна быть начислена заработная плата в размере 24 173,75 руб., фактически истцу начислена и выплачена заработная плата в размере 20 873,75 руб., не доначислено 3300 руб. из расчета:
3 913,83 + 3 913,83 – 1 389,96 = 6 437,70 : 2 = 3 218,85
12 792 * 1,6 = 20 467,20 – (1 676,50 + 6 706 + 670,60 + 1 676,40 + 0 + 3218,85 + 3 218,85 = 17 167,20) = 3 300 руб.
За май 2021 года истцу должна быть начислена заработная плата в размере 21 702,51 руб., фактически истцу начислена и выплачена заработная плата в размере 18 402,51 руб., не доначислено 3300 руб. из расчета:
3 450,47 + 3 450,47 – 463,24 = 6 437,70 : 2 = 3 218,85
12 792 * 1,6 = 20 467,20 – (1 676,50 + 6 706 + 670,60 + 1 676,40 + 0 + 3218,85 + 3 218,85 = 17 167,20) = 3 300 руб.
За август 2021 года истцу должна быть начислена заработная плата в размере 21 704,75 руб., фактически истцу начислена и выплачена заработная плата в размере 18 404,75 руб., не доначислено 3300 руб. из расчета:
3 450,89 + 3 450,89 – 464,08 = 6 437,70 : 2 = 3 218,85
12 792 * 1,6 = 20 467,20 – (1 676,50 + 6 706 + 670,60 + 1 676,40 + 0 + 3218,85 + 3 218,85 = 17 167,20) = 3 300 руб.
Таким образом, поскольку истцу было выплачено за указанные месяцы - 89 440,94 руб. (21 859,94 + 24 173,74 + 21 702,51 + 21 704,75), то подлежит взысканию сумма задолженности в размере 13 200 руб. ((25 159,94 + 27 473,74 + 25 002,51 + 25 004,75) –89 440,94).
На основании абзаца 3 статьи 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пользу Разуваевой Т.М. задолженности по заработной плате за апрель, май, август 2021 год в размере 9 900 руб. подлежит к немедленному исполнению.
Довод стороны ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению.
Согласно положениям статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В данном случае прокурор с указанным иском обратился в суд в декабре 2021 года, следовательно, по требованиям истца срок исковой давности не пропущен.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Между тем в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем правовых оснований согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ для взыскания государственной пошлины у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Разуваевой Татьяны Михайловны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по начислению заработной платы Разуваевой Татьяны Михайловны за февраль, апрель, май, август 2021 года ниже минимального размера оплаты труда, возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязанность начислять Разуваевой Татьяне Михайловне заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пользу Разуваевой Татьяны Михайловны задолженность по заработной плате за февраль, апрель, май, август 2021 года в размере 13 200 руб. с учетом налога на доходы физических лиц.
Решение суда в части невыплаты заработной платы за три месяца апрель, май, август 2021 года в размере 9 900 руб. подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Л.Н. Помишина