Гр.дело № 2-2528/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 октября 2020 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Ерахаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2528/2020 по иску Бутытова ФИО6 в лице его опекуна ФИО7 к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Мизитов Р.К. представляющий на основании доверенности интересы Бутытовой Н.А., действующей от имени Бутытова Н.А. в качестве опекуна обратился в суд с иском, требуя возложить на ответчика предоставить вне очереди Бутытову Н.А., являющемуся инвалиду 2 группы по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
В обоснование заявленных требований указано, что Бутытов Н.А. является инвалидом второй группы, страдает хроническим заболеванием, входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ должен быть обеспечен жилым помещение вне очереди с учетом права на дополнительную площадь.
Определением суда в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия.
На судебное заседание Бутытова Н.А., являющаяся опекуном Бутытова Н.А. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, обеспечена явка представителя.
Представитель истца по доверенности Мизитов Р.К. настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Администрации г.Улан-Удэ, третьих лиц Правительства Республики Бурятия, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия своих представителей в судебное заседание не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. Представителями Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия в суд направлены письменные отзывы.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя опекуна, действующего в интересах истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Бутытов Н.А. является инвалидом
второй группы, что подтверждено справкой МСЭ от 22 марта 2018 года Бутытов Н.А. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, что подтверждается справкой врачебной комиссии ГБУЗ «РПНД» № 440 от 06 июля 2020 года.
Согласно абзаца шестого статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заболевание истца входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Распоряжениями Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ Бутытов Н.А. принят на учет по следующим категориям:
- «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» с 21 августа 2020 года;
- «малоимущие» с 21 августа 2020 года.
То обстоятельство, что Бутытов Н.А. является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, делающего невозможным совместное с ним проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В части 3 названной статьи Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к каковым относятся и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Заболевание, которым страдает истец, подпадает под указанный перечень (п.3).
В абз.2 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались специальные
нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем
инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005 года, и определяющие орган, на
который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам
жилья, следует исходить из норм действующего жилищного законодательства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела также усматривается, что истец состоит на учете также по категории «малоимущие».
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация города Улан-Удэ.
Поскольку Бутытов Н.А. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по основаниям, установленным Жилищным кодексом (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), согласно п.2 ст. 49 ЖК РФ и ч.2 ст. 57 ЖК РФ он имеет право на обеспечение жильем в доме муниципального жилищного фонда вне очереди с учетом дополнительной площади, в черте г.Улан-Удэ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутытова ФИО8 в лице его опекуна Бутытовой ФИО9 удовлетворить.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить Бутытову ФИО10 вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную площадь.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме принято 19 октября 2020 года.
Судья А.В. Наумова