2а –978\ 2020
УИД:23RS0003-01-2020-001176-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2020 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Тарасовой А.С.
с участием представителя председателя Правления ГКС -2 Коляда С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казанцева А. В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа, наделенного отдельными государственными полномочиями,
у с т а н о в и л:
Казанцев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа, наделенного отдельными государственными полномочиями.
В обоснование своих требований указал, что он является собственником объекта недвижимости с назначением и наименованием: нежилое помещение, кадастровым номером №, площадью 51,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Подготовив все необходимые документы, истец обратился в УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г.-к. Анапа в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под гаражом (помещением), общей площадью 30 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: хранение автотранспорта).
В ответ на данное заявление было выдано сообщение УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа №17-10944/19-11 от 05.12.2019г., в соответствии с которым в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО г.-к. Анапа заявителю было отказано на основании того, что в соответствии с п.4 ст.11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Формируемый земельный участок входит в ГСК-2, однако в представленном пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие полномочия председателя ГСК-2 как лица, давшего согласие в письменной форме от лица землепользователя на раздел участка (копия паспорта, выписка из устава, протокол общего собрания об избрании председателя).
Дополнительно истцу было сообщено, что представленная выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 7.07.2019г. выдана в отношении нежилого помещения, которое входит в состав здания состоящего из нескольких помещений (гаражных боксов). Согласно разъяснения Министерства экономического развития РФ (письмо от 31 августа 2011 г. № ОГ-Д23-1168) один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, строения сооружения на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 ЗК РФ.
Указанное сообщение УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа №17-10944/19- 11 от 05.12.2019г. является незаконным.
Ссылаясь на приведенное истец просил: признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г.-к. Анапа №17-10944/19-11 от 05.12.2019г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка общей площадью 30 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: хранение автотранспорта), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Обязать Администрацию МО г.-к. Анапа утвердить схему расположения на кадастровом плане территории МО города-курорта Анапа земельного участка общей площадью 30 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: хранение автотранспорта), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, со следующими координатами характерных точек границ земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (система координат МСК-23): №
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, направили в суд заявления, в которых указали, что просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель административных ответчиков, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился без уважительных на то причин, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ГСК-2 г. Анапа требования административного истца поддержал.
Проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии). должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела видно, что Казанцеву А. В. принадлежит на праве собственности объекта недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 51,3 кв.м., этаж №1, подвал №1, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 04.07.2019г.
Согласно расчета, подготовленного УАиГ администрации МО г.-к. Анапа от 07.06.2019г. №01/1170 для эксплуатации гаража общей площадью 51,30 кв.м. минимально достаточен земельный участок, занятый самим строением, площадью 29,60 кв.м. Обслуживание и эксплуатация гаража производиться по землям общего пользования.
Согласно адресному плану МО г.-к. Анапа помещению с кадастровым номером № присвоен почтовый адрес: <адрес>, бокс 59 (прежний адрес: Российская Федерация, <адрес>, г<адрес> <адрес>
В силу п.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
В судебном заседании установлено, что в целях постановки земельного участка, расположенного под вышеуказанным помещением, и дальнейшей регистрации права на него, Казанцев А.В. обратился в администрацию МО г-к. Анапа с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровой карте территории. К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка.
Письмом от 05.12.2019 года №17-10944/19-11 административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте со ссылкой на то, что формируемый земельный участок входит в ГСК-2, однако в представленном пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие полномочия председателя ГСК-2 как лица, давшего согласие в письменной форме от лица землепользователя на раздел участка (копия паспорта, выписка из устава, протокол общего собрания об избрании председателя).
Дополнительно сообщено, что представленная выписка из ЕГРН выдана в отношении нежилого помещения, которое входит в состав здания состоящего из нескольких помещений (гаражных боксов).
Согласно разъяснения Министерства экономического развития РФ (письмо от 31 августа 2011 г. № ОГ-Д23-1168) один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, строения сооружения на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 ЗК РФ.
Считая данный отказ нарушающим его права, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указывается площадь образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (ч.2). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.4). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (ч. 13).При этом, согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии со ст. 40.1 Закона Краснодарского края от 5.11.2002 №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до 1 января 2020 года органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе по такому основанию, как: 1) отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда.
Судом установлено, что ГСК-2 расположен на земельном участке, находящийся в муниципальной собственности МО г.-к. Анапа. Испрашиваемый истцом земельный участок площадью 30 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, образуется в результате раздела вышеуказанного земельного участка.
Согласно ч.4 ст.11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: 1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд; 4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки); 5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса; 6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено договором залога.
Согласно протокола заседания Правления ГСК №2 от 15.03.2019г. постановлено дать согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов членам кооператива, обратившимся с личными заявлениями в Правление ГСК №2 по вопросу оформления земли в собственность или аренду под гаражными боксами данных членов ГСК №2, на выдел и/или раздел земельного участка, входящего в (занимаемого) ГСК №2 и расположенного по адресу: <адрес>: членам ГСК: Казанцеву А.В.
В тоже время, в материалах дела истцом не представлено доказательства получения им согласия администрации МО г.-к. Анапа в лице структурного подразделения УИО Администрации МО г.-к. Анапа, на раздел муниципального земельного участка.
Кроме того п.1 ст. 40.1 Закона Краснодарского края №532-К3 от 5.11.2002 года также предусмотрено, что обязательным условием утверждения схемы расположения земельного участка, образуемого в результате раздела, является получение согласия в письменной форме собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, из которого образуется в результате раздела новый земельный участок.
Соответственно в настоящем случае, обязательным условием утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, образуемого в результате раздела земельного участка по <адрес>, является получение письменного согласия всех собственников гаражей (помещений), расположенных на муниципальном земельном участке, используемом фактически ГСК-2 и его членами.
Однако такое согласие административным истцом представлено не было.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).
В соответствии с п. 35 Приказа Министерства экономического развития РФ №943 от 16.12.2015 «Об установлении порядка ведения ЕГРН недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» в записи кадастра недвижимости о помещении указываются следующие основные сведения (в том числе): 1) вид объекта недвижимости (помещение); 4) кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение.
Как уже установлено судом, Казанцеву А.В. принадлежит на праве собственности объект недвижимости - помещение, назначение – нежилое, с кадастровым номером № площадью 51,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
При этом данное помещение расположено на территории ГСК-2.
В связи с тем, что принадлежащие административному истцу объект недвижимости поименован в ЕГРН как помещение, соответственно в силу п. 35 Приказа Министерства экономического развития РФ №943 от 16.12.2015 данное помещение должно находиться в здании (сооружении), сведения о которых должны быть внесены в ГКН.
Однако из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН сведения о здании (сооружение), в которых располагается принадлежащие административному истцу помещение, отсутствуют.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для обязания административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте не имеется, поскольку оспариваемый отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации МО г.-к. Анапа №17-10944/19-11 от 05.12.2019г. является законным и обоснованным. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы административного истца о том, что в данном случае имеет место не раздел земельного участка, а его образование за счет земель муниципального образования, а указанная процедура регулируется иными нормами земельного законодательства, являются несостоятельными.
Из содержания административного искового заявления следует, что административный истец ставит вопрос о выделении ему земельного участка из земель, на которых расположен гаражно-строительный кооператив, следовательно, им ставится вопрос о разделе земельного участка, путем выделения из него доли.
Доводы административного истца, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке, является обособленным объектом недвижимого имущества, а не помещением, также являются несостоятельными, поскольку это противоречит сведениям. В отношении данного объекта содержащимся в ЕГРН.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Казанцева А. В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа, наделенного отдельными государственными полномочиями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.
Председательствующий: /подпись/