Судья Клименко Г. А. дело 33-2918/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2019 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Данилова А.В.,
судей Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Стаскевича М. В., Стаскевича Д. В. к Администрации г.Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении вне очереди жилых помещений,
по апелляционной жалобе Стаскевича М. В., Стаскевича Д. В. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 декабря 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения представителя истцов Яковлева Г.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска о признании незаконным постановления Администрации г.Ханты-Мансийска (номер) от 27 июля 2018 года «О снятии Бондаренко С.Г. и членов ее семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства в г.Ханты-Мансийске и обязании предоставить во внеочередном порядке на условиях договора социального найма отдельные жилые помещения площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории г.Ханты-Мансийска, благоустроенные применительно к условиям г.Ханты-Мансийска и находящиеся в пределах г.Ханты-Мансийска.
Требования мотивированы тем, что Стаскевич М.В. и Стаскевич Д.В. относятся к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с имеющимися заболеваниями, коды которых входят в Перечень тяжелых хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378.
Стаскевич М.В. имеет право на получение вне очереди жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма по коду заболевания F (номер)
Стаскевич Д.В. имеет право на получение вне очереди жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по коду заболевания F (номер).
С 01.01.2018 года заболевания с указанными кодами включены в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012
(номер)н.
Согласно справке с места жительства о составе семьи и регистрации Стаскевич Д.В. и Стаскевич М.В. проживают в квартире матери Бондаренко С.Г., общей площадью 58 кв.м. по адресу: г.Ханты-Мансийск, (адрес), составом семьи 5 человек, включая Шестакову К.Б., 1941 года рождения (мать), Бондаренко В.И.( муж). Жилой площади на одного члена семьи приходится 11,6 кв.м., что составляет менее учетной нормы.
По состоянию на 01 апреля 2017 года семья значится в списке общей очередности граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма (номер).
В июне 2017 года истец Стаскевич М.В. обратился в Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма и о предоставлении внеочередного жилого помещения по договору социального найма в связи с инвалидностью, однако ему было отказано, поскольку семья Стаскевич не является малоимущей.
В июне 2018 года истцы обратились с заявлением о предоставлении им во внеочередном порядке отдельных благоустроенных жилых помещений на условиях договора социального найма на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Истцам отказано в предоставлении жилья по тем основаниям, что мать истцов Бондаренко С.Г. имеет в собственности квартиру, общей площадью 58 кв.м., что свидетельствует об обеспеченности семьи площадью жилого помещения более учетной нормы, истцы утратили право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства в г.Ханты-Мансийске.
Постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска (номер) от 27 июля 2018 года Бондаренко С.Г. и члены ее семьи сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства в г.Ханты-Мансийске.
После увеличения исковых требований, истцы просили признать незаконным постановление администрации (номер) от 27 июля 2018 года о снятии семьи Бондаренко С.Г. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязать Администрацию г. Ханты-Мансийска предоставить Стаскевичу М.В. и Стаскевичу Д.В. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма отдельные жилые помещения площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории г.Ханты-Мансийска, благоустроенные применительно к условиям г.Ханты-Мансийска и находящиеся в пределах г.Ханты-Мансийска.
Истцы Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В., третье лицо Бондаренко С.Г., представитель ответчика Администрации г. Ханты-Мансийска в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истцов Яковлев Г.Т. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований.
Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности администрации г.Ханты-Мансийска Коринь Д.И. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Не могут согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что семья Стаскевич не может быть признана малоимущей, что является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, которые основаны на неверном толковании части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
По смыслу указанной нормы, на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
не распространяются требования нового ЖК РФ о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Право состоять на учете в названном случае не зависит от имущественного положения - наличия или отсутствия статуса малоимущих.
Таким образом, наличие среднемесячного дохода, превышающего в 2016 году полуторный размер прожиточного минимума в ХМАО-Югре,
не может являться основанием для отказа во включении истцов в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма
Считают, что неправомерно сняты с учета нуждающихся в улучшений жилищных условий. Статья 6 Вводного закона не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 г., по основанию, закрепленному в п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Полагают, что снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченных жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы - 58 кв.м., является неправомерным.
Указывают, что истцы другого жилья на условиях социального найма, либо на праве собственности не имеют. Сведений о том, что Стаскевич Д.В., Стаскевич М.В. после 2004 г. получали от государства жилье или приобретали его в личную собственность материалы дела не содержат.
Приобретение жилого помещения в собственность их матерью Бондаренко С.Г. не может ущемлять предусмотренное законом право истцов как инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке и не является основанием для снятия их с учета, поскольку жилая площадь с учетом приобретения матерью истцов квартиры не изменилась, истцы, которые являются совершеннолетними, не приобрели права на квартиру.
Помимо этого, в квартире площадью 58 кв.м. проживают 5 взрослых человек, фактически в одной квартире проживают три семьи: мать истцов Бондаренко С.Г. с супругом Бондаренко В.И., бабушка истцов Шестакова К.Б., истец Стаскевич Д.В., 1995 года рождения, и истец Стаскевич М.В., 1987 года рождения.
Стаскевич Д.В. и Стаскевич М.В. жилым помещением не обеспечены, каких-либо изменений в жилищных условиях у истцов с момента постановки их на учет не происходило и оснований для снятия с учета у ответчика не имелось.
Отмечают, что обеспеченность общей площадью больше учетной нормы правового значения не имеет, поскольку истцы относятся к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с имеющимися у них заболеваниями, которые входят в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний ввиду невозможности совместного проживания в одной квартире.
Истцы Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В., третье лицо Бондаренко С.Г., представитель ответчика Администрации г.Ханты-Мансийска, представитель ответчика Департамента муниципальной собственности администрации
г. Ханты-Мансийска в судебное заседание суда апелляционной инстанции
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истцов Яковлева Г.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и
не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17).
До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истцов с иском суд,
не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истцов на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими,
с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ( ответ л.д.22-23).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно заключению врачебной комиссии (протокол (номер)) от 29 ноября 2017 года, Стаскевич М.В. имеет заболевание с кодом (номер), которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.( Утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 (л.д.18).
В соответствии с заключением врачебной комиссии (протокол (номер)) от 02 февраля 2018 года, Стаскевич Д.В. имеет заболевание с кодом (номер), которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, (утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378), имеет право на получение вне очереди жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.17).
С 01 января 2018 года данные заболевания также включены в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.
Согласно справкам МСЭ-2013 (номер) и МСЭ-2014 (номер) Стаскевич М.В. и Стаскевич Д.В. являются инвалидами II группы по общему заболеванию бессрочно, Стаскевичу М.В. инвалидность установлена 25 августа 2014 года, Стаскевичу Д.В. - 15 января 2018 года (л.д.19,20).
Постановлением мэра г.Ханты-Мансийска от 23 апреля 2004 года (номер) Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В. в составе семьи матери Бондаренко С.Г. приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.56-59).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от (дата) №КУВИ-001/2018-3472367 Бондаренко С.Г. является собственником жилого помещения - (адрес) в г. Ханты-Мансийске общей площадью 58,8 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата) серия 72 НК (номер) (л.д.76).
Согласно справке с места жительства о составе семьи и регистрации от 12 апреля 2016 года в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), зарегистрированы Бондаренко С.Г. (собственник), Стаскевич М.В. (сын), Бондаренко В.И. (муж), Стаскевич Д.В. (сын), Шестакова К.Б. ( мать) (л.д.21,35).
По состоянию на (дата) семья значилась в списке общей очередности граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма под номером 1397 составом семьи три человека: Стаскевич С.Г.,Стаскевич М.В.,Стаскевич Д.В.
07 октября 2005 года Бондаренко В.И. и Стаскевич С.Г. заключили брак, после заключения брака жене была присвоена фамилия Бондаренко (л.д.77).
На обращение Стаскевича М.В. от 27 июня 2017 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от Департамента муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска получен ответ об отказе (номер)-Исх-5186/17 от 25 июля 2017 года, мотивированный тем, что семья Стаскевич не является малоимущей, истцу отказано во включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (л.д.22).
На обращение Стаскевича М.В., Стаскевича Д.В. от 14 июня 2018 года о предоставлении им во внеочередном порядке отдельных благоустроенных жилых помещений на условиях договора социального найма на основании ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответом Департамента муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска
от 03 июля 2018 года (номер)-Исх-4620/18 истцам отказано в предоставлении жилых помещений по тем основаниям, что мать Бондаренко С.Г. имеет в собственности квартиру, общей площадью 58 кв.м., что свидетельствует об обеспеченности семьи площадью жилого помещения более учетной нормы, истцы утратили право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства в г. Ханты-Мансийске (л.д. 27).
На основании Постановления Главы г. Ханты-Мансийска (номер)
от 27 июля 2018 года Бондаренко С.Г. составом семьи 3 человека, включая сыновей Стаскевича М.В. и Стаскевича Д.В., снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.53).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.
Как видно из материалов дела, истец Стаскевич М.В. обращался в Департамент муниципальной собственности администрации г.Ханты-Мансийска с заявлением о включении его в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако, истцу было отказано во включении в список граждан, поскольку он
не признан малоимущим.
Истец Стаскевич Д.В. в органы местного самоуправления с заявлением о признании малоимущим и включении в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма
не обращался.
Решение о принятии истцов на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями, включенными в вышеуказанный Перечень органом местного не принималось.
Поскольку Стаскевич М.В. и Стаскевич Д.В в установленном законом порядке малоимущими не признаны, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
не состоят, следовательно, оснований для предоставления истцам вне очереди жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Наличие заболеваний, входящих в установленный Правительством Российской Федерации Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии обязанности у ответчика обеспечить истцов вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма, ввиду того, что истцы состояли в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., в связи с чем на них не распространяются требования нового ЖК РФ, указанная обязанность у ответчика отсутствует, поскольку истцы на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с наличием у них тяжелой формы хронических заболеваний не приняты.
Право истцов быть обеспеченными жилыми помещениями по договорам социального найма жилых помещений во внеочередном порядке подлежит реализации в случае подтверждения малоимущности и объективной нуждаемости в жилом помещении.
Наличие у истцов одной только нуждаемости в жилом помещении
не является основанием для постановки на учет для предоставления жилья по договору социального найма, как и не является безусловным основанием для постановки на такой учет наличие заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Однако нуждаемость в жилом помещении истцами в нарушение норм ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимыми доказательствами не подтверждена, поскольку сведения об изменении состава семьи, проживании в квартире пяти человек в Департамент муниципальной собственности администрации г.Ханты-Мансийска ни Бондаренко С.Г., ни ее сыновья Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В. не представляли.
Вопреки доводам жалобы, снятие с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченных жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы - 58 кв.м., является правомерным.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, Бондаренко С.Г., как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Как установлено Бондаренко С.Г. является собственником жилого помещения - (адрес) в г. Ханты-Мансийске, общей площадью - 58,8 кв.м., следовательно, семья составом из трех человек - Бондаренко С.Г., Стаскевич М.В., Стаскевич Д.В. обеспечены жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы.
С заявлением об изменении состава семьи Бондаренко С.Г. в муниципальные органы не обращалась.
Поскольку Стаскевичу М.В. инвалидность установлена 25 августа 2014 года, Стаскевичу Д.В. - 15 января 2018 года, 29 ноября 2017 года заключением врачебной комиссии у Стаскевича М.В. обнаружено заболевание с кодом (номер), которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; заключением врачебной комиссии от 02 февраля 2018 года определено, что Стаскевич Д.В. имеет заболевание с кодом (номер), которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на получение вне очереди жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечение истцов жилыми помещениями во внеочередном порядке производится в установленном законом порядке, при установлении малоимущности и нуждаемости в жилом помещении.
Истцы на период до 01 марта 2005 года не были признаны инвалидами, вышеуказанные заключения врачебных комиссий истцам не выдавались, в связи с чем принятие их на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в 2004 году вместе с матерью Бондаренко С.Г. не дает им права на внеочередное предоставление жилых помещений без определения малоимущности и нуждаемости.
Судебная коллегия отмечает, что при изменении положения истцы
не лишены права на обращение в органы местного самоуправления для признания их малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, после чего истцами может быть реализовано право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░░░ ░.░. |
░░░░░ |
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░.░. |