Решение по делу № 2-273/2023 от 18.01.2023

Дело №2-273/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2023 года                      г.Нерехта Костромской области     

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,

с участием: ответчика Комзикова А.А. и его представителя Лазаревой И.Д., представителя ответчика Бабанова Н.А. - Скалева А.Е.,

при секретаре Бедовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Комзикову А. А., Бабанову Н. А. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском, в котором (с учетом последующего уточнения исковых требований заявлением от 30.05.2023г.) просила обязать Комзикова А.А. и Бабанова Н.А. в течении 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу соразмерно доли каждого в праве общей долевой собственности на объект недвижимости провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ века», расположенного по адресу: (,,,), а именно: организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной государственным органом по охране объектов культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ; выполнить установку информационных надписей и обозначений на объекте в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование исковых требований указано, что постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993г. №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» (,,,), расположенный по адресу: (,,,), отнесен к объектам культурного наследия регионального значения как «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ века» (далее - объект, объект культурного наследия). Данный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным и в настоящее время им на праве общей долевой собственности владеют Комзиков А.А. (1/2 доли) и Бабанов Н.А. ( доли), сведения об иных владельцах отсутствуют. В ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта установлено, что необходимо принятие мер по сохранению объекта культурного наследия и восстановлению его исторического облика, информационная надпись и обозначения на объекте культурного наследия отсутствуют. Уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением принятых ответчиками на себя обязательств перед обществом и государством по сохранению памятника, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате, что является нарушением требований ст.ст.210,307,309,310 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.45,47.2,47.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

В судебном заседании Комзиков А.А. и его представитель Лазарева И.Д. считают, что исковые требования подлежат удовлетворению к данному ответчику частично, так как описание спорного объекта культурного наследия, указанное в акте от отражает состояние только второй половины дома, которой владели иные лица, а не родственники-наследодатели Комзикова А.А., не обеспечившие поддержание этой части дома в технически исправном состоянии. Необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в виде проведения работ в отношении фундамента, фасадной части, оконных заполнений, полов, крыши относится к той части объекта, которой владеет Бабанов Н.А. и другие лица. Дом состоит из двух обособленных половин, имеет отдельные входы, доли дома, принадлежащая Комзикову А.А., обихожена, обустроена, находилась всегда под присмотром владельцев. В связи с указанным, полагают, что на Комзикова А.А. может быть возложена только обязанность по установке на объекте информационных надписей и обозначений, который уже приступил к её исполнению, направив повторно после устранения недостатков в Инспекцию новый проект. Также указали, что Инспекция направила в адрес Комзикова А.А. задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия для ознакомления и согласования. Данный документ еще не подписан, так как Комзиков А.А. решал в судебном порядке вопрос о признании за ним права собственности на весь объект культурного наследия. Однако в настоящий момент производство по данному делу прекращено, поскольку объявились наследники второй половины дома в лице Бабанова Н.А., заявляющего также и претензии на оставшиеся доли объекта культурного наследия.

Представитель ответчика Бабанова Н.А. - Скалев А.Е., действующий по доверенности, заявленные требования не признал в полном объеме, указав в обоснование требований, что паспорт объекта культурного наследия как памятника в материалы дела не представлен, перечень мероприятий, который необходимо произвести, Инспекцией не доказан. В каталоге памятников архитектуры за год описание объекта отражает его состояние, в котором он находится на данный момент.

Дело рассматривается по ходатайствам в отсутствие надлежаще извещенных участников: истца - Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, поддержавшей заявленные требования (заявление от ДД.ММ.ГГГГ.); ответчика Бабанова Н.А., возражавшего против предъявленных к нему требований (заявление от ДД.ММ.ГГГГ.); третьего лица - администрации муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области и администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, оставившей рассмотрение исковых требований на усмотрение суда (заявление от ДД.ММ.ГГГГ.).

Выслушав участников, исследовав материалы гражданского дела, оценив по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).

В преамбуле Закона об объектах культурного наследия законодатель указал, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п.1 ст.33 Закона об объектах культурного наследия (в редакции Федерального закона от 22.10.2014г. №315-ФЗ).

Согласно п.4.1 ст.9.2 Закона об объектах культурного наследия, к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия).

Нормой ст.15 Закона об объектах культурного наследия закреплено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (п.1).

Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (п.13 ст.18 Закона об объектах культурного наследия).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.2 ст.33 Закона об объектах культурного наследия).

В соответствии п.1 ст.40 Закона об объектах культурного наследия, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно абз.1 п.1 ст.45 Закона об объектах культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (абз.2 п.1 ст.45 Закона об объектах культурного наследия).

В силу положений ст.47.1 Закона об объектах культурного наследия, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Нормой п.1 ст.47.2 Закона об объектах культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

В п.п.1,8 ст.47.3 Закона об объектах культурного наследия указано, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию в благоустроенном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно п.2 ст.47.2 Закона об объектах культурного наследия, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п.9 ст.48 Закона об объектах культурного наследия в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или пользования) объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1-3 ст.47.3 указанного Закона.

Таким образом, в силу прямого указания закона независимо от наличия или отсутствия утвержденного охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан соблюдать требования, установленные пунктами 1-3 ст.47.3 Закона об объектах культурного наследия, в том числе, не проводить работы, изменяющие облик объекта культурного наследия, и обеспечивать сохранность и неизменность его облика.

В статье 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) закреплено, что собственник несет бремя принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В силу ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Из анализа приведенных выше норм следует, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Как установлено судом, (,,,), расположенный по адресу: (,,,), является жилым домом и объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ в.в.».

Данный объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».

Приложением №1 к постановлению от 30.12.1993г. №598 вышеуказанный дом включен в список памятников истории и культуры Костромской области как «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ в.».Приказом Министерства культуры РФ от 15.10.2015г. №8033-р объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ в.» (Костромская область) зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и ему присвоен регистрационный .

Согласно описанию, отраженному в каталоге Департамента культурного наследия Костромской области «Памятники архитектуры Костромской области», выпуск XI по г.Нерехта Нерехтского района Костромкой области за ДД.ММ.ГГГГ год, жилой дом 2-й пол. ХIХ в., расположенный по адресу: (,,,) характерен для Нерехтской жилой застройки и является примером одноэтажного деревянного дома периода эклектики, сохраняющего приемы и формы, связанные с традициями позднего классицизма. Дом стоит на срезанном углу квартала, выходя на него южным фасадом; восточный фасад обращен к (,,,), западный развернут под углом относительно (,,,). В советское время переделаны сени, зашито одно окно на восточном фасаде, рубленные с остатками стены обшиты тесом, имитирующим руст и поставлены на кирпичный цоколь. Прямоугольный в плане объем под вальной кровлей слегка вытянутый вдоль (,,,), дополнен Г-образными сенями, охватывающими дом с северной и частично с западной стороны. Основной объем завершен профилированным карнизом. Угловые выпуски бревен и перерубы оформлены филенчатыми лопатками. Южный фасад разделен лопатками на три неравные части с распределением окон; 2-2, восточный - на две неравные части с двумя и тремя окнами. Прямоугольные проемы обоих уличных фасадов заключены в рамочные наличники с широкой лобовой доской, оконтуренной профилем. На лобовую доску наложен щипцовый сандрик с плечиками, опирающимися на пары фигурных кронштейнов.

Указанное состояние объекта культурного наследия зафиксировано в черно-белой фотографии, которая размещена в вышеуказанном каталоге рядом с текстовым описанием здания.

Данных об оформлении охранного обязательства, паспорта вышеуказанного объекта в материалы дела не представлено.

По данным Единого государственного реестра недвижимости, одноэтажный жилой дом площадью кв.м. с кадастровым номером , год постройки - , расположенный по адресу: (,,,), находится в общей долевой собственности:

-Комзикова А.А., размер доли - дата регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ., основание возникновения права собственности - свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ., открывшееся после смерти Н, скончавшейся 10.09.2021г., и являвшейся собственником половины объекта недвижимости на основании решения Нерехтского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу г.;

- Бабанова Н.А., размер доли - , дата регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ., основание возникновения права собственности - свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ., открывшееся после смерти Бабанова Н.А., умершего 25.07.2007г., право которого на указанную часть дома было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области от (данные изъяты). изменен адрес земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен спорный объект культурного наследия, с адреса: (,,,), на адрес: (,,,).

Как следует из ответа вышеуказанного органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос Инспекции, домовладения с адресами: (,,,), и (,,,) - это один и тот же объект недвижимости.

Согласно сведений Управления Россреестра по Костромской области, указанных выписке из ЕГРН, жилой (,,,) является выявленным объектом культурного наследия, б/н, представляющий собой историко-культурную ценность как памятник «Дом жилой, 2-я пол. ХIХ в.».

Из материалов дела видно, что на основании задания начальника инспекции от ДД.ММ.ГГГГ. были проведены мероприятия по контролю за состояним спорного объекта путем визуального осмотра ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которого составлен акт

Как следует из данного акта: общее состояние дома - удовлетворительное, объект представляет собой деревянное одноэтажное деревянное здание, основанное на кирпичном фундаменте. Фасады объекта культурного наследия обшиты тесом, который имеет следы естественного старения и гниения древесины, также наблюдаются следы рассыхания и растрескивания древесины. Со стороны дворового фасада объекта установлена спутниковая антенна. Фундамент объекта выполнен из красного кирпича, оштукатурен. При осмотре здания наблюдается значительная утрата и отслоение штукатурного слоя, а также вывалы и сколы отдельных кирпичей и их частей. Цоколь объекта архитектурно не выделен и не обследовался из-за наличия снежного покрова. Оконные заполнения столярные, окрашены. Также наблюдается рассыхание деревянных оконных рам, естественные следы старения древесины, шелушение и растрескивание окрасочного слоя. Частично отсутствует остекление. Кровельное покрытие предположительно рядовое металлическое, детально не обследовалось. Подшив кровли столярный, также, как и по фасадам объекта, наблюдаются следы естественного старения и гниения древесины. Доступ на территорию объекта частично ограничен деревянным забором. Информационные обозначения и надписи на объекте, предусмотренные требованиями действующего законодательства, отсутствуют. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия не утверждено.

Составной частью акта является фототаблица, состоящая из 8 фотографий, которые отражают описанные в акте изменения внешнего вида объекта культурного наследия.

Вышепоименованный акт составлен надлежащими лицами - сотрудниками Инспекции, в рамках полномочий, определённых ст.11 Закона об объектах культурного наследия, и по результатам осмотра дома, содержит необходимые сведения, относящиеся к спорному объекту культурного наследия, отражает описание внешнего состояния здания, оснований ставить под сомнение содержащуюся в нем информацию, а также компетенцию К и З, работающих соответственно в должностях начальника отдела государственного надзора и правовой работы и консультанта этого же отдела Инспекции, не имеется.

Согласно выводов, содержащихся в указанном акте, здание объекта культурного наследия находится в удовлетворительном состоянии, но необходимо принятие мер по сохранению объекта и восстановления его исторического облика.

Ответчиками не представлено доказательств, указывающих на иное состояние объекта культурного наследия, чем указано в акте от ДД.ММ.ГГГГ. , а также отсутствие нуждаемости спорного объекта в мерах, направленных на обеспечение его физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности.

Указанные в акте обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны собственников объекта культурного наследия имеется необходимость принятия мер в целях его поддержания в надлежащем техническом состоянии.

На момент вынесения настоящего решения выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия ответчиками не организовано, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Из представленного в материалы дела копии заявления Комзикова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что данное лицо обращалось в Инспекцию с просьбой о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.

Судом установлено, что истцом в адрес заявителя для ознакомления и согласования было направлено подготовленное Инспекцией задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ в.», расположенного по адресу: (,,,).

Доказательств того, что ответчиками указанное задание было подписано и в соответствии с ним на основании п.1 п.1 ст.45 Закона об объектах культурного наследия, были организованы работы по сохранению объекта культурного наследия на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной государственным органом по охране объектов культурного наследия, а также по итогу их выполнения сданы Инспекции по акту приемки в материалы дела ни Комзиковым А.А. ни Бабановым Н.А., не представлено.

Довод ответчика Комзикова А.А. об отсутствии у него обязанности участия в организации и проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в связи с тем, что указанные в акте недостатки в техническом состоянии здания относятся к другой половине дома, суд отклоняет и признаёт несостоятельными, поскольку в силу закона владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашение всех участников силу требований п.1 ст.247 ГК РФ.

Сам по себе факт выдачи Бабанову Н.А. свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца только в 2023 году, а также достижение данным ответчиком только в 2022 году возраста, с которого наступает полная ответственность по обязательствам (полная дее- и правоспособность), не является основанием для освобождения этого лица от ответственности за ухудшение технического состояния здания, поскольку в силу п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Кроме этого, суд отмечает, что действующим законодательством предусмотрена обязанность законных представителей (родителей) отвечать по обязательствам несовершеннолетних детей, заботиться о сохранности их имущества (ст.37 ГК РФ, ст.60 Семейного кодекса РФ).

Отсутствие как охранного обязательства на объект культурного наследия, так и паспорта памятника культуры не освобождает ответчиков как собственников (,,,) от обязанности по его сохранению как объекта культурного наследия.

Описание спорного объекта как памятника объекта культурного наследия, в том числе в части описания всех особенностей, послуживших основанием для включения в реестр объектов культурного наследия, содержится в вышеприведённом каталоге.

В связи с чем довод представителя Скалева А.Е. о том, что описание дома как памятника культуры отсутствует, суд отклоняет как несостоятельный.

В соответствии с требованиями пп.11 п.2 ст.33 Закона об объектах культурного наследия государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.

Судом установлено, что требуемая законом информационная надпись и обозначение здания как объекта культурного наследия на (,,,) отсутствует, что порождает у ответчиков Комзикова А.А. и Бабанова Н.А. как собственников объекта недвижимости исполнения данной обязанности.

В материалах дела имеется заявление ответчика Комзикова А.А. в Инспекцию по охране объектов культурного наследия о направлении проекта установки и содержания информационной надписи и обозначения на объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» 2-я половина XIX века, расположенного по адресу: (,,,) согласовании проекта.

На основании распоряжения начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ. -р «Об отказе в согласовании документации по установке и содержанию информационной надписи и обозначения на объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ в. ((,,,)Комзикову А.А. отказано в согласовании проекта информационных надписей и обозначений на спорный объект культурного наследия, так как представленная документация не соответствует содержанию информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия и требованиям к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2019г. №1178, а именно: на эскиз пластины в разделе 2 нанесен герб Костромской области в виде щита, фон герба отличен от основного фонда пластины; на эскизе пластины в разделе 2 надпись «2-я половина ХIХ в.» смещена относительно цента и имеет отличительный вид шрифта; на представленном в разделе 4 эскизе с описанием крепежных элементов надписи не читаемы; не отмечено место крепления пластины на схеме установки информационной надписи; на имеющейся фотофиксации объекта не понятно точное место крепления пластины; представленный в разделе 6 чертеж пластины не соответствует заявленному масштабу 1:5. Кроме того, указанный адрес по федеральной информационной адресной системе не соответствует действительности.

В адрес Комзикова А.А. направлялась копия распоряжения начальника инспекции от ДД.ММ.ГГГГ. -р, а также копия уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от .

В материалы дела стороной ответчиков представлены доказательства повторного направления проекта информационных надписей и обозначений.

Однако по настоящий момент решение по указанному документу Инспекцией не принято, указанная табличка на объект культурного наследия не установлена, что указывает на наличие оснований для удовлетворения иска и по этому требованию.

Из указанного следует, что необходимо проведение работ по сохранению (ремонту) и восстановлению исторического облика (,,,), которые должны быть осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, Инспекцией, которая является уполномоченным государственным органом в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области, в рамках осуществления вышеуказанного мероприятия, были правомерно заявлены требования о необходимости принятия мер по его сохранению и восстановлению исторического облика. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение и при рассмотрении дела судом в полном объеме.

При указанных выше обстоятельствах, требования Инспекции о возложении на ответчиков как на собственников объекта культурного наследия соразмерно долям обязанности по осуществлению работ по сохранению памятника, являются правомерными, согласуются с требованиями Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При этом суд исходит из того, что физическая утрата объекта не установлена, дом из соответствующего Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не исключен, состоит на государственном кадастровом учете, в связи с чем возможность сохранения объекта посредством организации необходимых работ, указанных в требованиях иска, не утрачена.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с разрешением дела, при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (ст.40 ГПК РФ).Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке.

Поскольку истец - Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области в силу закона освобождена от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, то с ответчиков Комзикова А.А., Бабанова Н.А. солидарно подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области госпошлина в сумме 300 руб. (пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (ИНН: , ОГРН:) Комзикову А. А., Бабанову Н. А. удовлетворить.

Обязать Комзикова А. А. (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ. место рождения: (,,,), паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Костромской области, адрес регистрации: (,,,) (,,,)), Бабанова Н. А., (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ., место рождения: (,,,), паспорт: , выдан ДД.ММ.ГГГГ. УМВД России Костромской области, адрес регистрации: (,,,) г.(,,,) (,,,)) в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда соразмерно доли каждого в праве общей долевой собственности на объект недвижимости провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. ХIХ в.», расположенного по адресу: (,,,):

- организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной государственным органом по охране объектов культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ;

- выполнить установку информационных надписей и обозначений на объекте в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Комзикова А. А., Бабанова Н. А. солидарно в доход бюджета муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области госпошлину в сумме 300 (триста) руб.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.Т. Бекенова

2-273/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия
Ответчики
Бабанов Никита Анатольевич
Комзиков Анатолий Александрович
Другие
Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Администрация МО городское поселение город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Скалев Андрей Евгеньевич
Лазарева Ирина Дмитриевна
Суд
Нерехтский районный суд Костромской области
Судья
Бекенова Светлана Токтобековна
Дело на сайте суда
nerehtsky.kst.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2023Передача материалов судье
20.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее