Решение по делу № 2а-944/2019 от 10.09.2019

УИД 11RS0008-01-2019-001940-30                     Дело № 2а-944/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием прокурора Воробей Л.С., представителя административных ответчиков Стрыковой А.В., законных представителей административных истцов Тяпушкина С.В., Тяпушкиной Т.В., заинтересованного лица Анкудиновой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске Республики Коми 27 сентября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Сосногорска в интересах ТЕА ТНА ТАС ЛСА к администрации муниципального района «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО МР «Сосногорск» о признании незаконным постановления,

установил:

Прокурор г.Сосногорска, действуя в интересах ТЕА ТНА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ТАС, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ЛСА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МР «Сосногорск», Управлению ЖКХ АМР «Сосногорск», просил признать незаконным постановление администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения жильцов дома <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование административного иска прокурором указано, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания указанного многоквартирного дома, ДД.ММ.ГГГГ постройки, аварийным и подлежащим сносу. Оспариваемым постановлением установлен срока отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ что прокурор полагает не отвечающим требования разумности, поскольку техническое состояние указанного МКД представляет угрозу жизни и здоровья в связи со значительным – более <данные изъяты>% - износом, массовым разрушением основных конструктивных элементов (искривлением наружных стен по горизонтали и вертикали, трещинами в местах примыкания стен и перекрытий, искривлением и разрушением кровли, полным рассыханием оконных и дверных проемов, обрушением штукатурного слоя до дранки, следами гнили и плесени на стенах, неудовлетворительным состоянием сантехнического оборудования, деформацией внутридомового газового оборудования). Усматривая реальную угрозу обрушения дома, причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, прокурор полагает разумным установление срока переселения до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Воробей Л.С. на исковых требованиях настаивала в редакции искового заявления.

Законный представитель <данные изъяты> административных истцов ТЕА, ТНА, ТАСТТВ, выступающая также в качестве заинтересованного лица, законный представитель несовершеннолетнего административного истца ТСАТСВ в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.

Законный представитель несовершеннолетнего административного истца ЛСА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ЛАВ, выступающий также в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился.

Представитель административных ответчиков администрации МР «Сосногорск», УЖКХ АМР «Сосногорск» Стрыкова А.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявила о согласии с иском.

Заинтересованное лицо Анкудинова Г.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором административные исковые требования.

Заинтересованные лица Рожновская С.И., Шункевич Н.С. в судебное заседание не явились, будучи извещены, о причинах неявки не сообщили, ранее в судебном заседании поддержали заявленные прокурором административные исковые требования.

Заинтересованные лица Шункевич С.П., Жукова О.С., Рожновский В.А., Палагута С.В. в судебное заседание не явились, несмотря на принятые судом меры к их извещению, мнения по существу рассматриваемого административного иска не выразили.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон и заинтересованных лиц.

Выслушав прокурора, законных представителей истцов, представителя административных ответчиков, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями главы 22 КАС РФ суд по заявлению заинтересованных лиц вправе проверить соответствие постановления органа местного самоуправления требованиям закона и в случае установления нарушения прав административного истца принять одно из указанных в статье 227 КАС РФ решений.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

В соответствии с п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.7 Положения, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

В соответствии с п.49 Положения, на основании полученного заключения комиссии соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Как усматривается из материалов административного дела, многоквартирный дом <адрес> представляет собой одноэтажное брусчатое здание, ДД.ММ.ГГГГ постройки, состоит из 4 квартир, из которых квартиры находятся в муниципальной собственности, собственником квартиры является АГЮ, комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире ПСВ

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на основании заявления АГЮ выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Основанием для указанного заключения стали заключение от ДД.ММ.ГГГГ эксперта ГИЛ, акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому фундамент здания имеет осадку, трещины и сколы; наружные стены – искривление горизонтальных и вертикальных линий фасада, повреждение наружной обшивки, растрескивание древесины, увлажнение нижних венцов; перегородки - трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями, трещины в штукатурном слое перекрытия, диагональные трещины на потолке, следы от протечек; оконные проемы – перекос, рассыхание; проемы дверные – осадку, перекос, неплотный притвор по периметру коробки; полы- прогибы и просадки; электропроводка – открытая, местами с поврежденной и потерявшей защитные свойства изоляцией.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ эксперта ГИЛ, имеющей квалификацию «инженер-строитель», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», диплом о прохождении обучения по программе «Кадастровая деятельность», сертификаты о возможности проводить строительные экспертизы, физический износ дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>%, в обследуемом жилом доме имеются дефекты (изменение окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, деформации фундамента, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения деревянных элементов), наличие которых дает основания для признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, жилой дом в целом не соответствует строительным нормам и правилам, является аварийным и подлежащим сносу, поскольку его реконструкция экономически нецелесообразна.

Постановлением администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ "О признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу и сроках его переселения" указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления установлен срок расселения граждан со дня принятия заключения, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ в жилые помещения муниципального жилищного фонда соответствующей площади и степени благоустройства.

Не согласившись с установлением сроков отселения жильцов дома и сноса аварийного дома, прокурор г.Сосногорска на основании обращения ТСВ обратился в суд с административным исковым заявлением. Разрешая заявленные прокурором требования, суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенных норм, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Приходя к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и признавая срок сноса и расселения жильцов указанного дома до 2030 года не отвечающим требованиям закона, суд исходит из того, что столь длительный срок расселения дома – в течение 11 лет - нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Кроме того, в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушению прав заинтересованных лиц АГЮ, ПСВ на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом в разумный срок. При этом решение конкретных вопросов, связанных с расселением аварийного дома и его последующим сносом, относится к компетенции административных ответчиков.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.3 указанной нормы, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Устранение допущенного административными ответчиками нарушения прав административных истцов путем установления судом конкретного срока переселения жильцом аварийного многоквартирного жилого дома недопустимо в силу приведенных выше положений закона, согласно которым определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органа государственной власти, местного самоуправления, а потому установление таких сроков в судебном порядке недопустимо.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию МР «Сосногорск» обязанность вновь рассмотреть вопрос об установлении сроков отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> установив для этого срок в один месяц, и сообщить о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца в суд и прокурору г.Сосногорска.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора г.Сосногорска удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального района «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу и сроках его переселения» в части установления сроков отселения жителей до 2030 года.

Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск» рассмотреть вопрос об установлении сроков отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> установив для этого срок в один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, и сообщить о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца в суд и прокурору г.Сосногорска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 октября 2019 года.

Председательствующий                         О.Н.Судовская

Верно                                        О.Н.Судовская

2а-944/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Сосногорска
Информация скрыта
Ответчики
УЖКХ АМР «Сосногорск»
администрация МР "Сосногорск"
Другие
Анкудинова Галина Юрьевна
Лисицын Андрей Владимирович
Шункевич Наталья Сулеймановна
Тяпушкина Татьяна Владимировна
Тяпушкин Сергей Владимирович
Рожновский Владимир Александрович
Рожновская Светлана Ивановна
Шункевич Сергей Петрович
Жукова Ольга Сергеевна
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
10.09.2019Регистрация административного искового заявления
11.09.2019Передача материалов судье
13.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
02.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2019Дело оформлено
06.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее