административное дело №2а-28/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 25 января 2021 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Матрохиной М.В.
с участием административного истца Васильевой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильевой Светланы Геннадьевны к администрации Енисейского района Красноярского края о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Васильева С.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации Енисейского района о признании бездействия незаконным.
Требования мотивированы тем, ДД.ММ.ГГГГ умерла её мама ФИО1, отец ФИО2 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении неё родительских прав. Постановлением администрации Высокогорского Сельсовета от 28.11.2012 года №-п за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> как за ребенком, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2012 года в указанной квартире никто не проживает, и квартира стала не пригодна для проживания.В связи с этим, 20 ноября 2019 года она обратилась в администрацию Енисейского района Красноярского края, по месту нахождения закрепленного за ней жилого помещения, с заявлением об установлении факта невозможности проживания, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Администрация Енисейского района дала ответ, что 22 января 2020 года на Межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотрено её заявление. Этим ответом заявление не удовлетворено, а также в его удовлетворении не отказано. Административный ответчик сослался на невозможность его рассмотрения по существу в связи с тяжелым экономическим положением, и высокой дотационностью бюджета Енисейского района, бюджетные ассигнования на проведение данных мероприятий в бюджете Енисейского района на 2020 год не предусмотрены.
Таким образом, административный ответчик не рассмотрел по существу заявление, тем самым нарушил её конституционные права на обеспечение жилым помещением.
Непринятие решения о невозможности (возможности) проживания в ранее занимаемом жилом помещении в установленной форме повлекло существенное нарушение прав административного истца, в том числе на возможность оспаривания в суде данного решения.Таким образом, Администрация Енисейского района Красноярского края при рассмотрении заявления от 20 ноября 2019 года, не приняв по нему никакого решения, нарушила сроки, установленные законом в 30 дней.
С учетом изложенного, просила признать незаконным бездействие администрации Енисейского района Красноярского края выразившееся в длительном рассмотрении заявления Васильевой С.Г. от 20.11,2019 об установлении факта невозможности проживания, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Представителем административного ответчика - Саваткиной Е.И. представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указывают, что с заявленными требованиями не согласны, ввиду следующего. Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п.2 вышеуказанного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Так, 22 января 2020 года межведомственной комиссией по вопросам признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотрено заявление Васильевой Светланы Геннадьевны о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Согласно распоряжению администрации <адрес> от 13.03.2015 №-р несовершеннолетняя Васильева С.Г. поставлена на регистрационныйучет в отделе опеки и попечительства администрации <адрес>.
В соответствии с распоряжением администрации Енисейского района от 19.05.2015 №-р попечителем несовершеннолетней Васильевой С.Г. назначена ФИО7, в силу п.4 распоряжения - попечитель ФИО3 обязана обеспечить сохранность жилого помещения по адресу: <адрес>, которое закреплено постановлением администрации Высокогорского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №-п за несовершеннолетней Васильевой Светланой Геннадьевной.
Межведомственной комиссией установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования Енисейский район и предоставлено Васильевой С.Г. для проживания на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №.
В данном жилом помещении с 2012 года фактически никто не проживает, ремонт жилого помещения до настоящего времени не производился, сохранность жилого помещения попечителем ФИО8 и самой Васильевой С.Г. не обеспечивалась.
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В п.43 Положения указывается, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б)копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.Таким образом для того чтобы признать жилое помещение непригодным для проживания необходимо установить процент его износа, который определяется специализированной экспертной организацией. Данная оценка может быть проведена как по инициативе заявителя, так и по инициативе органа местного самоуправления, являющегося собственником жилого помещения.Вместе с тем, Васильевой С.Г. на заседание межведомственной комиссии заключение специализированной организации по установлению состояния жилого помещения представлено не было.Данное заключение администрацией Енисейского района Красноярского края в 2020 году получено быть не может, поскольку данная услуга является дорогостоящей, бюджет Енисейского района высокодотационный и при его формировании и утверждении на 2020 год бюджетные ассигнования на проведение указанного мероприятия предусмотрены не были.В это связи Васильевой С.Г. было предложено за счет собственных средств привлечь к оценке состояния жилого помещения специализированную организацию и оплатить ее услуги для последующего признания жилого помещения по адресу: <адрес>, пригодным/непригодным для проживания, однако истица от данного предложения отказалась.При указанных обстоятельствах, в связи с отсутствием экспертного заключения о состоянии жилого помещения, предусмотренного требованиями п.45 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», межведомственной комиссией обращение Васильевой С.Г. о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, рассмотреть по существу не представилось возможным.
С учетом изложенного, просила в удовлетворении административных исковых требований Васильевой С.Г. к администрации <адрес> отказать в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Васильева С.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила признать незаконными бездействие администрации Енисейского района по не рассмотрению в установленный законом срок её заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
Административный ответчик – Администрация Енисейского района, надлежащим образом извещенная о дате и времени слушания дела, в судебное заседания не явился, от представителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия такового.
Заинтересованные лица Орган опеки и попечительства администрации Енисейского района, администрация Высокогорского сельсовета, надлежащим образом извещенные о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо МКУ «Центр имущественных отношений Енисейского района», надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении слушания дела не заявляло.
Суд, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело при имеющейся явке.
Заслушав административного истца Васильеву С.Г., оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Васильевой С.Г. требований ввиду следующего.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).
В соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).
Как достоверно установлено в ходе рассмотрения дела, Васильева С.Г. обратилась с заявлением в администрацию Енисейского района об установлении факта невозможности проживания, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данное заявление, датированное 20 ноября 2019 г. было направлено административным истцом заказной корреспонденцией 23 ноября 2019 г., вручено адресату – Администрации Енисейского района 27 ноября 2019 г., что подтверждается распечаткой с сайта «Почта России» и квитанцией (л.д. 123).
На данное заявление административным ответчиком дан ответ от 23.01.2021 г., о том, что заявление о непригодности для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> рассмотрено 22.01.2020 года на межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Енисейского района (далее - МВК) с участием административного истца. На заседании МВК определен перечень дополнительных документов, необходимый для принятия решения о признании вышеуказанного жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47:
- заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состоянию грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения заказывает собственник жилого помещения (муниципальное образование Енисейский район Красноярского края). В связи с тяжелым экономическим положением и высокой дотационностью бюджета Енисейского района, бюджетные ассигнования на проведение вышеуказанного мероприятия в бюджете Енисейского района на 2020 год не предусмотрены. Также заявитель может самостоятельно предоставить необходимые документы для работы МВК.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" ответ на указанное обращение администрацией Енисейского района дан 23 января 2021 г., то есть с нарушением установленного срока.
Со стороны административного ответчика не представлено доказательств наличия оснований и принятого уполномоченным на то лицом решения о продлении срока рассмотрения обращения Васильевой С.Г. и направления соответствующего уведомления о продлении срока его рассмотрения заявителю Васильевой С.Г.
Бездействие административного ответчика в части своевременного рассмотрения обращения Васильевой С.Г. является незаконным, в связи с чем, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Васильевой Светланы Геннадьевны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Енисейского района Красноярского края выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления Васильевой С.Г. от 20.11.2019 об установлении факта невозможности проживания, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2021 г.
Судья Н.М. Ларионова