Дело № 2-2882\2018
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации7 мая 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.
При секретаре Назарчик Д.В.
С участием представителя истца Потаповой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Сапьянова С. И. к Администрации г. Благовещенска Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
установил:
Прокурор города Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что Сапьянов С.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Благовещенска от 15 мая 2013 года № 2472 Сапьянов С.И. принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированного жилого помещения. 25 июня 2015 года Сапьянов С.И. окончил обучение в МОБУ СОШ № 10 г. Благовещенска, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. В настоящее время Сапьянов С.И. проживает в г. Благовещенске в жилом помещении, расположенном по адресу: ***. Факт отсутствия у Сапьянова С.И. в собственности жилого помещения подтвержден Управлением Росреестра по Амурской области от 26 ноября 2012 года. Учитывая, что Сапьянов С.И. достиг возраста 18 лет, окончил обучение в учебном заведении у него как у нуждающегося в жилом помещении, возникло право, а у администрации г. Благовещенска обязанность по предоставлению ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В ходе проверки по обращению Сапьянова С.И. установлено, что жилое помещение Сапьянову С.А. не предоставлено, что свидетельствует о нарушении положений федерального законодательства, гарантирующего социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, прокурор города Благовещенска просит суд обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Сапьянову С. И., *** года рождения, жилое помещение в границах муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв.м.), по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Благовещенска на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснив об изложенных в заявлении обстоятельствах.
В судебное заседание не явились истец Сапьянов С.И., представитель администрации г. Благовещенска, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, также ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, о причинах неявки суду не сообщившие. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель администрации г. Благовещенска в письменном отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен законодательством субъекта Российской Федерации. Из положений статьи 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Согласно материалам дела истец принят на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения постановлением администрации г. Благовещенска от 15 мая 2013 года № 2472, материалы учетного дела были направлены в Министерство социальной защиты населения Амурской области для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в муниципальную собственность жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом Амурской области не переданы, в связи с чем, предоставить жилое помещение истцу в настоящее время не представляется возможным. В соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2017 года № 158-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» муниципальному образованию г. Благовещенска запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 114455 рублей 10 копеек. В соответствии с Решением Благовещенской городской Думы от 30 ноября 2017 года №39/88 «О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» по состоянию на 11 января 2018 года в бюджет г. Благовещенска поступило 7055 рублей 40 копеек на осуществление прав граждан из категории детей-сирот на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Администрация г. Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. В соответствии с Законом Амурской области от 13 декабря 2017 года № 158-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (принят Законодательным Собранием Амурской области 11 декабря 2017) муниципальному образованию г. Благовещенска запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 33513 рублей 2 копеек, в том числе: за счет средств областного бюджета - 7055 рублей 40 копеек за счет средств федерального бюджета – 26457 рублей 75 копеек. Администрация г. Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. По состоянию на 1 января 2018 года при администрации г. Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 413 лиц из числа детей-сирот, в отношении 243 из которых у администрации г. Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Кроме этого, возникает право на обеспечение жилыми помещениями у 44 детей-сирот, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации г. Благовещенска и в 2018 году достигнут возраста 18 лет. Таким образом, потребность администрации г. Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот составляет 806079450 рублей. В 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 33513 рублей 20 копеек, вместо необходимых 806079450 рублей. 28 ноября 2017 года администрацией г. Благовещенска были направлены письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области и в Правительство Амурской области об увеличении объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, на которое 15 декабря 2017 года получен ответ об отсутствии возможности предусмотреть выделение администрации г. Благовещенска дополнительные субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей сирот. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до муниципального образования г. Благовещенска, не покрывают потребность администрации г. Благовещенска на исполнение переданных государственных полномочий но обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, что в настоящее время препятствует истцу реализовать свое право на получение жилого помещения по договору специализированного найма. При этом следует отметить, что главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам в требуемом объеме. Учитывая вышеизложенное, жилищные права истца не нарушены, администрацией г. Благовещенска ему будет предоставлено жилое помещение в соответствии с существующим порядком и сформированным списком детей-сирот и лиц из их числа в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления, после приобретения жилья. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно письменному отзыву министерства социальной защиты населения Амурской области, в котором представитель поясняет, что обеспечение детей сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федерального закона № 159-ФЗ). Согласно положениям ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии с п. 2 Порядка предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года (далее - Порядок), жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 472 - ОЗ). В силу с ч.1 ст. 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 472-ОЗ), на министерство возложена обязанность формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список). Формирование Списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главным распорядителем средств областного бюджета на финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, проживающим на территории Амурской области, является министерство социальной защиты населения области (в связи с передачей с 01 января 2015 года полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Амурской области от министерства образования и науки Амурской области Законом Амурской области от 10 октября 2014 года № 419-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты»). В соответствии со ст. 5 Закона № 472-03, полномочия Амурской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4.1 3 Закона № 472 - 03 Список формируется на бумажном и электронном носителях на основании информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляемой органами местного самоуправления в уполномоченный орган (министерство). Министерство формирует учетные дела по детям-сиротам. Перечень информации предоставляемой органами местного самоуправления приведен в ч. 5 ст. 4.1 Закона № 472-03. Вместе с тем, информация от органов местного самоуправления о Сапьянове С.И. в министерство не поступала. В Списке министерства он не значится. Кроме того, в соответствии с нормами Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, в рамках переданных полномочий, осуществляют прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения. В порядке межведомственного взаимодействия в течение грех рабочих дней со дня поступления документов, запрашивают в министерстве выписку из Списка. По результатам рассмотрения документов органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения. Отсутствие Сапьянова С.И. в Списке является согласно под. 2 п. 11 Порядка основанием для принятия решения об отказе в предоставлении жилого помещения. Запрос о предоставлении выписки из Списка от органов местного самоуправления в министерство также не поступал. Кроме того, жилые помещения специализированного жилого фонда в соответствии с законодательством Амурской области предоставляются указанной категории граждан, в порядке очередности сформированной в Списке. Предоставление жилого помещения вне очереди, сформированной в Списке, может повлечь нарушение прав и законных интересов других лиц из числа детей - сирот, которые состоят в Списке, и не обеспечены жильем. Учитывая, что в Список министерства Сапьянов С.И. не включен, что противоречит требованиям п. 2 Порядка, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сапьянов С.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках настоящего гражданского дела прокурор г. Благовещенска ставит вопрос о предоставлении Сапьянову С.И. жилого помещения по договору специализированного найма как лицу, поставленному на учет органом местного самоуправления по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанное жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено.
Разрешая указанные требования, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
Поскольку Сапьянов С.И., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет.
Основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования; окончание прохождения военной службы по призыву; окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации обстоятельств.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, из которого следует, что основанием возникновения права на предоставление жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются юридические факты, определенные жилищным законодательством, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из аттестата об основном общем образовании № 28 БВ 0022870 от 25 июня 2012 года, что 25 июня 2012 года Сапьянов С.И. окончил обучение в МОБУ СОШ № 10 г. Благовещенска» Амурской области.
Постановлением администрации города Благовещенска № 2472 от 15 мая 2013 года Сапьянов С.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/055/2012-550 по состоянию на 26 ноября 2012 года Сапьянов С.И. недвижимого имущества в собственности не имеет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Сапьянова С.И., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения и по достижении 18-летнего возраста возникло, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у администрации города Благовещенска возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.
При этом суд считает необходимым отметить, что недостаточное финансирование расходов для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, наличие иных граждан, состоящих на регистрационном учете, при наличии у истца права на обеспечение жилым помещением, не являются основаниями для отказа в предоставлении жилья в предусмотренные действующим законодательством порядке и сроки.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора города Благовещенска о возложении на администрацию города Благовещенска Амурской области обязанности предоставить Сапьянову С.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. *** ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - 18 ░░.░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 14 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░