Дело № 58RS0011-01-2023-000114-67
Производство № 12-11\2023
Р е ш е н и е
10 июля 2023 года р.п. Исса Пензенской области
Судья Иссинского районного суда Пензенской области Сорокина Л.И., рассмотрев с участием помощника прокурора Иссинского района Пензенской области Долотиной Э.И., лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - Григоренко С.И., протест заместителя прокурора Иссинского района Пензенской области на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Иссинского района Пензенской области № от 8 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Григоренко Светланы Ивановны,
у с т а н о в и л:
постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Иссинского района Пензенской области № от 8 июня 2023 года Григоренко С.И. привлечена к административной ответственности в виде предупреждения за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
В постановлении указано (дословно), что из протокола № от 26.05.2023 об административном правонарушении следует, что 26.05.2023 в 15 часов 30 минут гражданка Григоренко С.И., проживающая по адресу: <адрес>, не исполняет надлежащим образом родительские обязанности, так как злоупотребляет спиртные напитки, оставляет детей одних, уходит к своим друзьям с целью распития спиртных напитков. Своим поведением гр-ка Григоренко С.И. отказывает отрицательное влияние на несовершеннолетних.
Заместитель прокурора Иссинского района Пензенской области обратился в суд с протестом на данное постановление, в котором просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в нарушение требований ст.29.10 КоАП РФ в постановлении не отражены конкретные обстоятельства административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, не указано, в чем конкретно заключалось ненадлежащее исполнение Григоренко С.И. обязанностей родителя, нет описания объективной стороны состава административного правонарушения, что является существенным нарушением, влекущим отмену данного постановления и направлению дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник прокурора Иссинского района Пензенской области Долотина Э.И. доводы протеста поддержала и просила постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Григоренко С.И. с протестом прокурора согласилась и пояснила, что она спиртными напитками не злоупотребляет, в нетрезвом состоянии в общественных местах никогда не была, работает медицинской сестрой и неоднократно награждалась грамотами, в том числе в 2023 году, её дети учатся на 4 и 5. 25 мая 2023 года была с детьми в школе, где проходила линейка. Как всегда, была в трезвом состоянии. К ней пришли инспектор К. и сотрудник полиции Б., которые пояснили, что поступила информация о том, что она употребляет спиртные напитки. Обвинение было необоснованным, поэтому она возмутилась и попросила сообщить, откуда такая информация, при том, что ранее при встречах с представителями органа опеки и попечительства, других социальных, муниципальных служб она не была в состоянии алкогольного опьянения. С протоколом об административном правонарушении она также не согласна, поскольку он незаконный. Оснований предлагать ей пройти курс лечения от алкоголизма, не был, и нет.
Выслушав доводы помощника прокурора, мнение Григоренко С.И., изучив материалы дела, прихожу к выводу, что протест заместителя прокурора с учетом его уточнения подлежит удовлетворению, постановление подлежит отмене, а дело прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения, и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса); 4) фиксация административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса), в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Из материалов дела следует, что ни один из указанных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Григоренко С.И. не имел место. Доказательств наличия таких поводов материалы дела не содержат.
В протоколе об административном правонарушении не указано место и время употребления Григоренко С.И. спиртных напитков, место и время оставления ею детей одних, то есть, не указано событие правонарушения.
Приложенные к материалу об административном правонарушении объяснения свидетелей Б.А.В. и К.Д.В.- сотрудников полиции, не содержат информации о дате, времени и месте совершенного Григоренко С.И. правонарушения, источнике информации о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, а поэтому не являются допустимыми доказательствами. Иных документов к протоколу не приложено.
То есть протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, событие административного правонарушения, вмененного Григоренко С.И., в протоколе должным образом не описано. При описании события данного административного правонарушения инспектор ПДН фактически ограничился указанием на то, что Григоренко С.И. не исполняет надлежащим образом родительские обязанности, периодически употребляет спиртные напитки, оставляет детей одних.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. -
Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены.
Приведенное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что, с учетом положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Иссинского района Пензенской области от 8 июня 2023 года.
В соответствии с п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Однако в постановлении о привлечении администрации к административной ответственности в нарушение требований статьи 29.10 КоАП РФ не указаны обстоятельства совершенного правонарушения, установленные при рассмотрении дела. В постановлении приведена ссылка на протокол об административном правонарушении, а не установленные комиссией обстоятельства. К тому же, изложенные в постановлении обстоятельства противоречат указанным обстоятельствам в протоколе об административном правонарушении. Так в протоколе об административном правонарушении указано, что Григоренко С.И. периодически употребляет спиртные напитки. В постановлении указано, что она злоупотребляет спиртные напитки.
То есть, оспариваемое постановление не отвечает требованиям ст. ст. 26.1, 29.10 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению составившему его инспектору ПДН К.Л.В. для устранения недостатков.
Однако такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела, жалобы невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность оспариваемого постановления КДН, которой эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о задачах рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельства - отсутствие события административного правонарушения.
При вышеизложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
протест прокурора Иссинского района Пензенской области от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении Григоренко Светланы Ивановны удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Иссинского района Пензенской области № от 8 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Григоренко Светланы Ивановны отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Григоренко Светланы Ивановны прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд Пензенской области лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья-