Дело № 86RS0018-01-2024-000247-68
Производство № 12-56/2024
РЕШЕНИЕ
г. Урай, ХМАО – Югры 08 мая 2024 г.
Судья Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Поспелов И.И., с участием:
защитника АО «Транснефть-Сибирь» Бушухина Д.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
защитника АО «Транснефть-Сибирь» Малышева М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Транснефть – Сибирь» Бушухина Д.С. на постановление начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ФИО, от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении АО «Транснефть – Сибирь»,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Акционерного общества «Транснефть – Сибирь» Бушухина Д.С. (далее АО «Транснефть – Сибирь») обратился в суд с указанной жалобой, мотивировав ее тем, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения проверки осуществлен осмотр лесных участков, расположенных в <данные изъяты>, Учинского участкового лесничества, Урайского территориального отдела - лесничества, Кондинского района, ХМАО – Югры.
В ходе проведения осмотра установлено нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде рубленых кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты> Координаты мест фиксации нахождения горючих материалов в системе <данные изъяты>
По результатам проведения выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ административным органом составлен Акт внеплановой выездной проверки №. В соответствии с пунктом 11 Акта зафиксированы нарушения пункта 44 Правил пожарной безопасности, выразившееся в наличии горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде рубленых кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты> Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничество.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества административным органом повторно составлен Протокол об административном правонарушении № (далее - Протокол), в котором место и время совершения административного правонарушения указаны не в соответствии с протоколом осмотра лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ и Актом, однако в нем приводится ссылка на указанные документы в качестве доказательства совершения административного правонарушения Обществом.
При этом, в разделе «Иные сведения, необходимые для разрешения дела» приводится уточнение, что в протоколе осмотра протоколе осмотра лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ не верно указано место расположения осматриваемого участка. Каких-либо сведений о неверном указании места расположения осматриваемого участка в Акте, в протоколе не приводится.
По результатам рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ административным органом вынесено постановление.
Поскольку место совершения административного правонарушения неверно установлено Природнадзом Югры, начиная с начальной стадии проведения проверки, а именно начиная с осмотра лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, а далее при составлении Акта, а срок проведения проверки, предусмотренный Решением истек ДД.ММ.ГГГГ и повторно провести контрольные мероприятия невозможно, данные нарушения являются неустранимыми.
Указывает, что на ДД.ММ.ГГГГ Общество не являлось лицом, подвергнутым наказанию, так как постановление ДД.ММ.ГГГГ № не было вынесено и не вступило в законную силу.
Просит признать незаконным и отменить постановление начальника отдела в службе Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.
От должностного лица, вынесшее обжалуемое постановление поступило возражение на жалобу защитника юридического лица АО «Транснефть – Сибирь» в котором оно выражает свое несогласие с доводами жалобы и просит вынесенное постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании защитник юридического лица АО «Транснефть – Сибирь» Бушухин поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении, пояснив, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен повторно без отмены предыдущего протокола, в протоколе неверно указано место совершения административного правонарушения, необоснованно признано отягчающим наказание обстоятельством повторное совершение однородного правонарушения.
Защитник Малышев М.А. жалобу поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ФИО возражал против удовлетворения жалобы.
Суд, выслушав защитников, представителя государственного органа, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела в службе Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО в отношении АО «Транснефть-Сибирь» вынесено постановление о назначении административного наказания №, которым АО «Транснефть - Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 601 000 (шестьсот одной тысячи) рублей.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Транснефть - Сибирь» вменяется нарушение пункта 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в наличии горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде рубленых кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты>
По результатам выездной проверки установлено нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде срубленных кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты> проходящего через лесные массивы, в период действия пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ года, что является нарушением требования главы X п. 44 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, согласно которым - полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Осмотром от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в 11:20 на участке лесного Фонда, расположенном в <данные изъяты> Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества зафиксировано нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде срубленных кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «<данные изъяты> проходящего через лесные массивы.
Координаты мест фиксации нахождения горючих материалов в системе <данные изъяты>" (фототаблииа к протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ). Замеры координат определены GPS-навигатором Garmin GPSmap64st.
Обстоятельством вменяемого АО «Транснефть-Сибирь», правонарушения подтверждаются: собранными материалами по делу об административном правонарушении №, договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому АО «Транснефть-Сибирь» предоставлен лесной участок в Учинском участковом лесничестве № Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ №, которым п. 1.2 Договора изложен в новой редакции, согласно которому АО «Транснефть-Сибирь» предоставлен лесной участок в Учинском участковом лесничестве № Выпиской из государственного лесного реестра ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровый №, фото и видеоматериалами. Таким образом, на момент проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ в пользовании АО «Транснефть-Сибирь» находился лесной участок в Учинском участковом лесничестве №
Согласно материалам лесоустройства от ДД.ММ.ГГГГ года (дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ), координаты мест фиксации нахождения горючих материалов с привязкой к объекту магистрального нефтепровода <данные изъяты>» располагаются в <данные изъяты> Урайского территориального отдела-лесничества.
При этом, изменения в лесохозяйственном регламенте ДД.ММ.ГГГГ года номера № не переносят расположение линейного объекта или часть этого объекта - магистрального нефтепровода <данные изъяты> конфигурация расположения полосы отвода под магистральный нефтепровод <данные изъяты> не меняется, географическое место выявления нарушения - нахождения горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне трубопровода <данные изъяты>. остается в пределах зафиксированных координат (неизменно).
Учитывая изложенное, доводы защитников юридического лица о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления неверно указано место совершения административного правонарушения, являются несостоятельными.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-нп на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен пожароопасный сезон.
С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-рп на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлен особый противопожарный режим.
Допустив, в период пожароопасного сезона, нахождение горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «<данные изъяты> проходящего через лесные массивы, юридическое лицо АО «Транснефть-Сибирь» нарушило обязательные требования:
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ - леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии со статьи 53 Лесного Кодекса РФ одной из мер пожарной безопасности в лесах является предупреждение лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 1 Правил устанавливаются единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Главой X Правил устанавливаются требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, согласно которым: п. 44 - полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 24.1 КоАП РФ предусматривает, что всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом являются одними из задач производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами, статус которых закреплён в ст. 26.2 КоАП РФ. Доказательства должны быть относимыми к предмету доказывания, допустимыми и достаточными для установления вышеуказанных обстоятельств. Обязанность доказывания лежит на должностном лице, органе, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, выполняющих функцию административно правового преследования.
По мнению суда, все вышеназванные нормы должностным лицом были учтены при рассмотрении данного административного дела.
Должностным лицом в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, протокол об административном правонарушении возвращен должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях. Копия определения должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ направлена АО «Транснефть-Сибирь».
Вопреки доводам защитника юридического лица, вынесения какого-либо процессуального решения об отмене протокола об административном правонарушении не требуется.
Ранее, решением Кондинского районного суда ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ постановление № ДД.ММ.ГГГГ было отменено, с направлением дела на новое рассмотрено.
При новом рассмотрении дела были устранены все допущенные ранее недостатки, в том числе установлено место расположения осмотренного участка - <данные изъяты> Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела – лесничества, а именно в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указано место расположения осмотренного участка - <данные изъяты> Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества, используемый Обществом в соответствии с действующим договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № составленным по лесохозяйственному регламенту Урайского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ. При этом на момент осмотра лесного участка на котором зафиксировано нахождение горючих материалов (географическими координатами в системе WGS-84: точка № в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты> АО «Транснефть-Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ, действовал лесохозяйственный регламент Урайского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, место осмотра является - квартал <данные изъяты> Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества, что подтверждается дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из государственного лесного реестра ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оценивая законность принятого решения, суд учитывает, что ст. 1.5 КоАП РФ предусматривает принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Такое лицо не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Собранными по настоящему делу об административном правонарушении доказательствами вина АО «Транснефть – Сибирь» в нарушении пункта 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в наличии горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде рубленых кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «<данные изъяты> км. доказана.
Часть 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусматривает назначение наказания для юридических лиц в виде штрафа в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
При назначении административного наказания должностным лицом необоснованно признано отягчающим наказания обстоятельством, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку на момент совершения административного правонарушения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ,, постановление от <данные изъяты> № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении АО «Транснефть-Сибирь» не выносилось, в законную силу не вступило. Доказательств привлечения юридического лица к административной ответственности за совершения однородных административных правонарушений, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, учет при назначении наказания обстоятельства, отягчающего административную ответственность подлежит исключению, а назначенное наказание смягчению.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Акционерного общества «Транснефть – Сибирь» на постановление начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении АО «Транснефть – Сибирь», удовлетворить частично.
Исключить указание на признание отягчающим административную ответственность обстоятельством повторное совершение однородного административного правонарушения. Снизить назначенное административное наказание до 600 000 (Шестисот тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд ХМАО – Югры с подачей жалобы через Урайский городской суд либо непосредственно в суд ХМАО – Югры, в 10-тидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись И.И. Поспелов