Дело № 12-138/2021
УИД 74MS0159-01-2020-003841-68
Р Е Ш Е Н И Е
17 марта 2021 года с. Долгодеревенское
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Громова В.Ю.,
при секретаре Вадзинска К.Р.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, Лобанова В.Ю.,
его защитника Акатьева М.С.
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора Кулапина В.Р.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Лобанова В.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Сосновского района Челябинской области от 14 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Сосновского района Челябинской области от 14 января 2021 года Лобанов В.Ю. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за которое назначено административное наказание в виде административного штрафа 2 000 руб.
В жалобе Кулапин В.Р. просит постановление мирового судьи отменить, ссылаясь на то, что о запрете рыбалки на озере Урефты не знал, рыбу не поймал. Дополнительно представил письменный отзыв, в котором указал, что объекты аквакультуры не вылавливались, в материалы дела не представлено документов, подтверждающих факт того, что ООО «ЮРПартнер» осуществляет рыбохозяйственную деятельность в форме товарной аквакультуры на основании только договора пользования рыбоводным участком, расположенным в границах акватории водоема общего пользования – озеро «Урефты». Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ образуется только при нарушении правил определенного пункта Правил рыболовства, установленных ФЗ-166 для каждого рыбохозяйственного бассейна. В связи с чем привлечение к административной ответственности необоснованно и незаконно.
Лобанов В.Ю. и его защитник Акатьев М.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал,
Старший государственный инспектор Кулапин В.Р. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, пояснив, что на подъезде к озеру имеется плакат с надписью о запрете именно любительской рыбалки. Считает, что в действиях Лобанова В.Ю. есть состав административного правонарушения предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы, судья приходит к следующему.
Частью 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 2 части 4 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" любительское рыболовство запрещается осуществлять на иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон №166-ФЗ) граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьёй 26 указанного Федерального закона.
Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 26 Закона № 166-ФЗ).
Пунктом 10.1 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.11.2014 №402, предусмотрено, что граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства. Гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводных хозяйств – пользователей рыбоводных участков.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об аквакультуре) аквакультурой (рыбоводством) признается деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры.
Объекты аквакультуры представляют собой водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания (пункт 2 статьи 2 Закона аквакультуре).
Согласно статье 12 Закона об аквакультуре для осуществления пастбищной и индустриальной аквакультуры формируются рыбоводные участки.
В соответствии со статьей 9 Закона об аквакультуре пользование рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору пользования рыбоводным участком, собственник которого обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Также Законом предусмотрены существенные условия заключения договора пользования рыбоводным участком.
Согласно статье 8 Закона об аквакультуре рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, право собственности на которые возникает в соответствии с гражданским законодательством и Законом об аквакультуре при осуществлении пастбищной аквакультуры (рыбоводства).
Как следует из ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательством по делу об административном правонарушении является, в том числе протокол об административном правонарушении.
В качестве доказательств вины Лобанова В.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом представлены:
-протокол об административном правонарушении от 19 июня 2020 года, согласно которому Лобанов В.Ю. 19 июня 2020 года в 21:22 на АДРЕС осуществлял любительский улов рыбы на поплавочную удочку на рыбоводном участке, находящегося в пользовании ООО «ЮР Партнер» для разведения объектов аквакультуры, в связи с чем нарушил пунктом 2 части 4 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
договор №-ч пользования рыболовным участком от 31 марта 2017 года по условиям которого АДРЕС предоставлено в пользование ООО «ЮР Партнер» для осуществления пастбищной аквакультуры.
Согласно ответа Нижне-Обского бассейнового водного управления от 11.08.2020 г. в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 г. водные объекты: озеро Урефты и озеро Теренкуль находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В государственном водном реестре на территории Челябинской области ни один водный объект не зарегистрирован как объект обособленного водопользования, в том числе АДРЕС В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов или их частей в пользование входит в полномочия органов государственной власти субъекта РФ. На территории Челябинской области — Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области. В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса. Право пользования поверхностными водными объектами для целей забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства) предоставляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено ч. 2 и ч. 4 настоящей статьи. В государственном водном реестре не зарегистрировано право пользования озерами Урефты и Малый Теренкуль.
В силу ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" граждане вправе осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 38 Водного кодекса РФ подразделяет водопользование на совместное и обособленное, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование. Совместное водопользование предполагает право других лиц на доступ и использование водного объекта или его части для различных целей. Обособленное водопользование, при котором возможно ограничение доступа к водному объекту других лиц, в силу ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ осуществляется на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства.
Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству заключаются договоры пользования рыбоводными участками, согласно которым определен совместный вид водопользования.
При таких обстоятельствах в действиях Лобанова В.Ю. отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из того, что отсутствие состава административного правонарушения, согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Сосновского района Челябинской области от 14 января 2021 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Лобанова В.Ю. - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Сосновского района Челябинской области от 14 января 2021 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лобанова В.Ю. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области.
Судья