Решение от 07.07.2022 по делу № 2-443/2022 (2-3951/2021;) от 03.12.2021

                 УИД 76RS0022-01-2021-004500-06

Дело № 2- 443/2022

Изг. 03.08.2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 07 июля 2022 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи     Ратехиной В.А.

при секретаре             Сизоненко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах Новожилова Сергея Михайловича к мэрии города Ярославля, территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля обратился в суд в интересах Новожилова С.М. к мэрии города Ярославля, территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля об обязании ответчиков незамедлительно во внеочередном порядке предоставить Новожилову С.М. благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому помещению (не менее 39 кв.м.), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.

Исковые требования мотивированы тем, что Новожилов С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в <адрес> на условиях социального найма в соответствии с договором № 10784А от 21.03.2014 г. Нанимателем по данному договору являлась ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ходе прокурорской проверки установлено, что <адрес> четырехквартирный, одноэтажный, деревянный, имеется центральный водопровод, печное отопление, газ баллонный, 1960 года постройки, общая площадь дома 155,9 кв.м.

Проживание в доме стало невозможным в связи с неоднократными пожарами 11.03.2014 г., 10.05.2014 г., нанесшими значительный ущерб дому. Заключением межведомственной комиссии № 11 от 24.06.2014 г. указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Физический износ многоквартирного жилого <адрес> определен в заключении и составляет 85%. Состояние дома признано аварийным, указано о необходимости выполнения демонтажа всех конструкций здания с полным закрытием доступа. Постановлением мэрии г. Ярославля № 2034 от 14.08.2014 г. установлен срок отселения из помещений указанного дома - до 2025 г.

Новожилов С.М. собственником объектов недвижимого имущества на территории Ярославской области не является, право на приватизацию жилых помещений в г. Ярославле не использовал, приватизационного жилья в г. Ярославле не имеет.

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 107 от 05.04.2022 г. Новожилов С.М. и его супруга Новожилова Л.М. признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, приняты в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Согласно ответу мэрии г. Ярославля № 5/01-19-035574 от 02.06.2022 г. предоставление семье Новожилова С.М. жилого помещения по договору социального найма не должно происходить без учета граждан, стоящих перед ним в списке граждан, имеющих внеочередное право на предоставление жилья в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Вместе с тем, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.

Учитывая преклонный возраст Новожилова С.М., прокурор предъявляет указанный иск в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, который в силу возраста не может сам обратиться в суд.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ДГХ мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по строительству» г. Ярославля.

В судебном заседании помощник прокурора Турунтаева Л.В. исковые требования с учетом уточнения (л.д. 169-174) поддержала, дали пояснения согласно заявленному.

Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля, территориальной администрации мэрии г. Ярославля по доверенности Холявская И.Н. против удовлетворения иска не возражала, одновременно пояснила, что жилое помещение Новожилову С.М. будет предоставлено при наличии необходимого по характеристикам жилого помещения с соблюдением очередности предоставления жилья гражданам, которые также признаны нуждающимися в его предоставлении во внеочередном порядке.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля Свидетель №1, исследовав письменные материалы дела, обозрев инвентарное дело № 22224, материалы гражданского дела № 2-1798/2015, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора социального найма № 10784А от 21.03.2014 г. (л.д. 11-12) Новожилова Л.М. являлась нанимателем жилого помещения площадью 39 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен муж Новожилов С.М., который зарегистрирован по указанному адресу (л.д.43, 107).

ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти от 17.05.2022 г.

По результатам экспертного исследования, выполненного ФБУ Ярославская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 525/1-16.1 от 05.05.2014 года, сделан вывод о недопустимости эксплуатации жилого дома № в <адрес> при степени износа свыше 65%, нецелесообразности выполнения капитального ремонта жилого дома по устранению физического износа в совокупности с повреждениями, вызванными пожаром.

Заключением межведомственной комиссии № 11 от 24.06.2014 г. многоквартирный жилой дом, 1960 года постройки по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Из заключения следует, что общий физический износ дома на основании заключения ООО «Актив Проект» по состоянию на 2014 год составляет 85%. Несущие и ограждающие конструкции здания находятся в аварийном состоянии (стены, перекрытия, перегородки, полы, отделка). Несущие конструкции имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформациям, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций (л.д. 15-16). Согласно результатам детального (инструментального) обследования строительных конструкций и по совокупности дефектов и повреждений техническое состояние строительных конструкций в соответствии с положениями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в целом следует оценивать как аварийное. Необходимо выполнить демонтаж всех конструкций здания с полным закрытием доступа. Согласно Методике определения физического износа гражданских зданий, утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 27.10.1970 № 404, техническое состояние жилого помещения оценивается как ветхое, при котором состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Примерная стоимость капитального ремонта в % от восстановительной стоимости конструктивных элементов составляет 93-120%.

Постановлением мэрии г. Ярославля № 2034 от 14.08.2014 г. установлен срок отселения физических лиц из помещений указанного дома до 2025 г. (л.д.17).

Из письма территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 04.03.2021 г. № 01-16/714 следует, что расселение аварийных домов на территории г. Ярославля в настоящее время осуществляется в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Ярославля» на 2019-2025 годы, утв. Постановлением мэрии г. Ярославля № 509 от 24.04.2019 г. Указанная муниципальная программа направлена на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации с 01.01.2012 г. по 01.01.2017 г., за счет привлечения финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Источниками финансирования программы, кроме средств Фонда, являются также средства городского и областного бюджетов. Учитыва, что причиной признания <адрес> аварийным явился не физический износ, а причинение повреждений в результате пожара, данный дом подлежит расселению с привлечением средств исключительно городского бюджета, и в вышеуказанную программу расселения не включен. Ранее семье Новожиловых неоднократно предлагалось жилое помещение в маневренном фонде, но поскольку в <адрес> проживает их дочь, им необходимо проживать поблизости в указанном поселке, от предоставления жилого помещения маневренного фонда Новожиловы отказались.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объектов недвижимости в собственности Новожиловых не зарегистрировано (л.д.39-40).

По сведениям АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 30.01.1998 года у Новожилова С.М. и ФИО7 в собственности объекты недвижимого имущества на территории Ярославской области отсутствуют (л.д. 113).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются. в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таки образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В силу пункта 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 года № 1368-О-О выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 107 от 05.04.2022 г. Новожилов С.М. и его супруга ФИО7 признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, приняты в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке (как граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).

Согласно письму мэрии г. Ярославля от 02.06.2022 г. по состоянию на 01.01.2022 г. в городе Ярославле на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоит 873 семьи, имеют внеочередное право на предоставление жилья - 51, из них в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ - 31. При этом, как указано в письме, предоставление Новодилову С.М. жилого помещения по договору найма не должно происходить без учета граждан 31 семьи, состоящих перед Новожиловым С.М. в указанном списке и имеющих внеочередное право на предоставление жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Поскольку органы местного самоуправления исполняют полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях в рамках действующего жилищного законодательства Российской Федерации, в порядке очередности, и в соответствии с возможностями городского бюджета, в настоящий момент предоставить семье Новожилова С.М. жилое помещение в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма не представляется возможным.

Вместе с тем, при рассмотрении дел судами об определении сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переносе уже установленных сроков, необходимо учитывать разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

При этом, суд учитывает, что жилищным законодательством право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также нуждающихся в получении жилого помещения во внеочередном порядке, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При указанных обстоятельствах исковые требования истца о возложении на ответчиков обязанности предоставить незамедлительно во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры, равнозначное по общей площади ранее занимаемому помещению, но не менее 39 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и расположенное в границах города Ярославля, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается с обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7601001234, ░░░░ 1027600683824), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7603011277, ░░░░ 1027600625360) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 39 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░

2-443/2022 (2-3951/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля Заднепрянов М.А.
Новожилов Сергей Михайлович
Ответчики
Территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля
Мэрия г. Ярославля
Другие
ДГХ мэрии г. Ярославля
МКУ "Агентство по строительству" г. Ярославля
Новожилова Людмила Михайловна
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Судья
Ратехина Виктория Алексеевна
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2022Предварительное судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее