66RS0038-01-2022-000264-0766RS0038-01-2022-000264-07
Дело №2-256/2022
Мотивированное решение
составлено 11 мая 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 28 апреля 2022 года
Невьянский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шибаковой Е.Ю.,
с участием: истца Томиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томиловой Елены Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области:
- о признании отказа Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 00.00.0000 *** незаконным и возложении обязанности на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000 с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – с 00.00.0000,
установил:
Томилова Е.В. (далее – истец) обратилась в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее – ответчик, пенсионный орган), указав в обоснование, что решением ответчика от 00.00.0000 *** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) 30 лет на дату подачи заявления. Спорные периоды не зачтены необоснованно, поскольку она занимала должности, относящиеся согласно Списку №781 к должностям, работа в которых засчитывается в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В ходе разбирательства дела истец доводы иска поддержала.
Представитель ответчика - ОПФР по Свердловской области – в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что в спорные периоды не могут быть включены в связи с тем, что включению в стаж подлежат периоды работы в учреждениях здравоохранения, тогда как место работы истца к таким учреждениям не относится. Сведения индивидуального персонифицированного учета не подтверждают особые условия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГАУ «КЦСОН Невьянского района» - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, каких-либо возражений по существу спора не представил, просил о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав истца, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Настоящий спор связан с разрешением вопроса о незаконности неназначения истцу пенсии с первоначальной даты обращения с заявлением о ее назначении; назначении пенсии с указанной даты по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
00.00.0000 истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Ранее указанная норма содержалась в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (не применяется с 01.01.2015).
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом указанных норм и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 к периодам работы истца подлежат применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее - Правила №781).
В силу подп. "б" п. 5 Правил №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В названном перечне, являющемся приложением к Правилам №781, в разделе "Наименование должностей", возможность льготного исчисления стажа предусмотрена для: медицинской сестры, медицинской сестры палатной (постовой); старшей медицинской сестры.
При этом работа в этих должностях должна быть именно в учреждениях социального обслуживания (п. 31), поименованных в разделе "Наименование структурных подразделений" этого Перечня.
Решением ответчика от 00.00.0000 *** истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа – 30 лет на соответствующих видах работ, поскольку заявитель имела на день обращения за пенсией специальный стаж 06 лет 03 месяца 06 дней.
При этом, ответчиком в стаж лечебной деятельности истца не засчитаны следующие периоды работы:
с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000 с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000: медицинская сестра стационара Муниципального учреждения «Территориальный центр социальной помощи пенсионерам и инвалидам со стационаром», Государственного областного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Невьянского района;
с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000: медицинская сестра палатная стационара Государственного областного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Невьянского района; Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» ФИО1 ....;
с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000: медицинская сестра палатная в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Невьянского района;
с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000: старшая медицинская сестра в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» п. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Невьянского района;
с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000: медицинская сестра в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» пос. Цементный Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района», Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района».
Записи в трудовой книжке истца подтверждают указанную трудовую занятость истца.
Согласно решению ответчика истец имеет 05 лет 00 месяцев 11 дней (в льготном исчислении 06 лет 03 месяца 06 дней) стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
Из устава Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района» (ГАУ «КЦСОН Невьянского района») (утв. 12.10.2017 приказом Министерства социальной политики Свердловской области №526), следует, что основной целью создания автономного учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания; предметом деятельности: социальное обслуживание, социальное сопровождение граждан, профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, в том числе реабилитации или абилитации инвалидов. Основными видами деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в соответствии с целями, для достижения которых оно создано: предоставление социального обслуживания в полустационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг; предоставление социального обслуживания в форме на дому; предоставление социального обслуживания в стационарной форме. (п. 12 Устава).
Аналогичные положения содержали: устав Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района» (утв. 03.11.2011 №1097); устав Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района» (утв. 15.07.2014 №604-пп).
Следовательно из данных документов усматривается преемственность ГАУ «КЦСОН Невьянского района» в связи с переименованием, реорганизацией.
Согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения", утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 июля 1999 года №32 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.03.2012 №251); отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначается для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. (п. 5.13.1). Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно - гигиенических услуг, при необходимости, медицинской помощи, а также организации их питания и досуга. (п. 5.14.1).
Усматривается из: положения о порядке и условиях социального обслуживания населения Невьянского района ***-С от 00.00.0000,
Положения ***-С от 00.00.0000 о социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» п. Цементный 00.00.0000 о порядке и условиях социального обслуживания населения Невьянского района,
Положения ***С от 00.00.0000 о порядке и условиях социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» п. Цементный ГБУ «КЦСОН Невьянского района,
Положения ***С от 00.00.0000 о порядке и условиях социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» п. Цементный ГБУ «КЦСОН Невьянского района,
Положения ***С от 00.00.0000 о порядке и условиях социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» п. Цементный ГБУ «КЦСОН Невьянского района,
Положения *** от 00.00.0000 о порядке и условиях предоставления социальных услуг в стационарной форме Социально-реабилитационного отделении «Рассвет» п. Невьянского района ГАУ «КЦСОН Невьянского района»,
что предметом деятельности такого отделения (подразделения) являлась организация и предоставление социально-реабилитационных услуг получателям социальных услуг (гражданам пожилого возраста и инвалидам), которая направлена на удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах.
В спорные периоды истец занимала должности медицинской сестры (в том числе старшей) в указанных подразделении (отделении) Комплексного центра социального обслуживания населения Невьянского района.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры социально-реабилитационного отделения «Рассвет» (утв. Директором ГБУ «КЦСОН Невьянского района» 00.00.0000), в должностные обязанности, в том числе, входило: оказание социально-медицинских услуг, социально-бытовых услуг клиентам отделения, способным к самообслуживанию, а также нуждающимся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, адаптационное обучение клиентов; проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм (по назначению врача); осуществление медицинских манипуляций, раздача таблетированных лекарственных средств, заваривание и раздача фиточая (по назначению лечащего врача). Должностная инструкция медицинской сестры социально-реабилитационного отделения «Рассвет», пос. Цементный (утв. Директором ГБУ «КЦСОН Невьянского района» 00.00.0000), должностные инструкции медицинской сестры палатной (от 00.00.0000, от 00.00.0000) медицинской сестры (от 00.00.0000) также предусматривают аналогичные должностные обязанности.
Исследованные в судебном заседании трудовые договоры: от 00.00.0000 ***, от 00.00.0000 *** подтверждают бессрочный характер работы истца в должностях медицинской сестры палатной, медицинской сестры.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 00.00.0000, а спорные периоды: с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000 с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000 с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000; с 00.00.0000 по 00.00.0000 – 00.00.0000 отражены без указания кода особых условий труда.
Оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района» (ранее: Государственное областное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Невьянского района; Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Невьянского района; Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района») является учреждением социального обслуживания, а не лечебным учреждением системы здравоохранения и не предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2002 №781.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из лицевого счета, индивидуальные сведения работодателем в отношении спорного периода времени представлены без кода льготной профессии; страховые взносы в указанный период с кодом льготной работы работодателем истца за нее не перечислялись.
Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не представлено.
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2002 №781, содержит исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, и расширенному толкованию не подлежат. Отнесение названным выше Списком и правилами определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, не включение вида учреждения в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В пункте 31 раздела "наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2002 №781), предусмотрены учреждения социального обслуживания, однако комплексный центр социального обслуживания населения в нем не предусмотрен.
Из справки ГАУ «КЦСОН Невьянского района» от 00.00.0000 (содержится в пенсионном деле истца) также не усматривается, что истец работала в условиях льготной профессии (в соответствующем учреждении социального обслуживания в соответствии с Правилами ***) для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку истец в спорный период работала медицинской сестрой (в том числе старшей) в комплексном центре социального обслуживания населения, которое не относится к учреждениям здравоохранения и учреждениям социального обслуживания, поименованным в соответствующем разделе указанного выше Списка от 00.00.0000 ***, то оснований для включения спорных периодов трудовой деятельности истца в указанном выше учреждении не имеется.
Наличие у КЦСОН Невьянского района отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истца в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают оснований полагать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
У истца отсутствует необходимый стаж 25 лет медицинской деятельности (для сельской местности).
Исследованные должностные инструкции, трудовые договоры, положения о деятельности подразделения (отделения) не подтверждают выполнение медицинской деятельности и деятельности по охране здоровья населения, сопряженной с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками при исполнении трудовых обязанностей в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рассвет» п. Цементный КЦСОН Невьянского района, основной функцией которого является предоставление пакета социальных услуг в условиях стационара пребывающим в нем лицам пожилого возраста и инвалидам.
В удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Государственная пошлина относится на истца и перераспределению не подлежит (уплачена по чеку-ордеру от 00.00.0000, операция ***, л.д. 2).
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий –