Дело №3-22/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2013 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,
при секретаре Беляковой С.В.,
с участием прокурора Куропаткина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» о признании недействующими постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №2/9 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 33 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года; №2/10 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 34 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 3 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года; №2/11 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 35 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года; №6/4 от 16 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 39 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 5 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года; №8/1 от 23 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 40 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 5 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее по тексту – департамент) №2/9 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» (в редакции постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года (пункт 33)) опубликованным в газете «Владимирские ведомости» от 16 февраля 2013 года №28 и от 15 мая 2013 года №84, для ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение потребителям Новоалександровского сельского поселения Суздальского района, установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на горячую воду для закрытой системы водоснабжения, в соответствии с которыми в период с 08 марта по 30 июня 2013 года тариф на горячую воду для потребителей (без учета НДС) составляет - 95, 42 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 112, 60 руб./куб.м; компонент на холодную воду – 14, 97 руб./куб.м и 17, 66 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1575 руб./Гкал и 1858, 62 руб./Гкал - соответственно. В период с 01 июля 2013 года по 07 марта 2014 года тариф на горячую воду составляет 105, 53 руб./куб.м и 124, 53 руб./куб.м; компонент на холодную воду 16, 30 руб./куб.м и 19, 23 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1746,98 руб./Гкал и 2061,44 руб./Гкал - соответственно.
Постановлением департамента №2/10 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» (в редакции постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года (пункт 34), постановления №15/1 от 25 июля 2013 года (пункт3)) опубликованным в газете «Владимирские ведомости» от 16 февраля 2013 года №28, от 15 мая 2013 года №84 и от 27 июля 2013 года №137, для ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение потребителям города Лакинск, установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на горячую воду для закрытой системы водоснабжения. В соответствии с постановлением департамента №9/5 от 07 мая 2013 года на период с 08 марта по 30 июня 2013 года тариф на горячую воду для потребителей (без учета НДС) составил - 90, 00 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 109, 74 руб./куб.м; компонент на холодную воду – 09, 49 руб./куб.м и 11, 20 руб./куб.м соответственно; компонент на тепловую энергию – 1577,96 руб./Гкал и 1861, 99 руб./Гкал соответственно. На период с 01 июля 2013 года по 07 марта 2014 года тариф на горячую воду составил 122, 02 руб./куб.м и 143, 98 руб./куб.м; компонент на холодную воду 11, 81 руб./куб.м и 13, 94 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 2065,07 руб./Гкал и 2436,78 руб./Гкал - соответственно.
25 июля 2013 года установленные тарифы на период с 01 июля 2013 года по 07 марта 2014 года были изменены постановлением департамента №15/1, в соответствии с которым тариф на горячую воду составил 106, 13 руб./куб.м и 125, 23 руб./куб.м; компонент на холодную воду 11, 81 руб./куб.м и 13, 94 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1767,32 руб./Гкал и 2085,44 руб./Гкал - соответственно.
Постановлением департамента №2/11 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» (в редакции постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года (пункт 35), опубликованным в газете «Владимирские ведомости» от 16 февраля 2013 года №28 и от 15 мая 2013 года №84, для Селивановского филиала ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение, установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на горячую воду для закрытой системы водоснабжения на период с 08 марта по 30 июня 2013 года для потребителей (без учета НДС) составил - 149, 92 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 176, 91 руб./куб.м; компонент на холодную воду – 32, 27 руб./куб.м и 38, 08 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1949,76 руб./Гкал и 2300, 72 руб./Гкал - соответственно. На период с 01 июля 2013 года по 07 марта 2014 года тариф на горячую воду составил 169, 65 руб./куб.м и 200, 19 руб./куб.м; компонент на холодную воду 39, 17 руб./куб.м и 46, 22 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 2162,37 руб./Гкал и 2551,60 руб./Гкал - соответственно.
Постановлением департамента №6/4 от 16 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» (в редакции постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года (пункт 39), постановления №15/1 от 25 июля 2013 года (пункт 5)) опубликованным в газете «Владимирские ведомости» от 20 апреля 2013 года №72, от 15 мая 2013 года №84 и от 27 июля 2013 года №137, для Ковровского филиала ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение, установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на горячую воду для закрытой системы водоснабжения. В соответствии с постановлением департамента №9/5 от 07 мая 2013 года на период с 26 апреля по 30 июня 2013 года тариф на горячую воду для потребителей (без учета НДС) составил - 94, 88 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 111, 76 руб./куб.м; компонент на холодную воду – 09, 45 руб./куб.м и 11, 15 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1429,96 руб./Гкал и 1687, 35 руб./Гкал - соответственно. На период с 01 июля 2013 года по 25 апреля 2014 года тариф на горячую воду составил 117, 92 руб./куб.м и 139, 15 руб./куб.м; компонент на холодную воду 10, 12 руб./куб.м и 11, 94 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1783,81 руб./Гкал и 2104,90 руб./Гкал - соответственно.
25 июля 2013 года установленные тарифы на период с 01 июля 2013 года по 25 апреля 2014 года были изменены постановлением департамента №15/1, в соответствии с которым тариф на горячую воду составил 106, 91 руб./куб.м и 126, 15 руб./куб.м; компонент на холодную воду 10, 12 руб./куб.м и 11, 94 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1601,56 руб./Гкал и 1889,84 руб./Гкал - соответственно.
Постановлением департамента №8/1 от 23 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» (в редакции постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года (пункт 40), постановления №15/1 от 25 июля 2013 года (пункт 5)) опубликованным в газете «Владимирские ведомости» от 27 апреля 2013 года №77, от 15 мая 2013 года №84 и от 27 июля 2013 года №137, для Гороховецкого филиала ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение, установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на горячую воду для закрытой системы водоснабжения. В соответствии с постановлением департамента №9/5 от 07 мая 2013 года на период с 01 мая по 30 июня 2013 года тариф на горячую воду для потребителей (без учета НДС) составил - 146, 96 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 173, 41 руб./куб.м; компонент на холодную воду – 24, 95 руб./куб.м и 29, 44 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 1807,62 руб./Гкал и 2132, 99 руб./Гкал - соответственно. На период с 01 июля 2013 года по 30 апреля 2014 года тариф на горячую воду составил 177, 02 руб./куб.м и 208, 88 руб./куб.м; компонент на холодную воду 24, 95 руб./куб.м и 29, 44 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 2252,89 руб./Гкал и 2658,41 руб./Гкал - соответственно.
25 июля 2013 года установленные тарифы на период с 01 июля 2013 года по 30 апреля 2014 года были изменены постановлением департамента №15/1, в соответствии с которым тариф на горячую воду составил 161, 59 руб./куб.м и 190, 68 руб./куб.м; компонент на холодную воду 24, 95 руб./куб.м и 29, 44 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию – 2024,33 руб./Гкал и 2388,71 руб./Гкал - соответственно.
ООО «Владимиртеплогаз», оказывающее услуги по горячему водоснабжению по закрытой схеме, обратилось во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 33, 34, 35, 39 и 40 постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 07 мая 2013 года №9/5 «О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области».
В обоснование заявления ссылается на противоречие оспариваемого им нормативного правового акта пункту 9 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а также пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в силу которых, по мнению заявителя, тариф на горячую воду должен быть двухкомпонентным и состоять из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, а не состоять из тарифа на горячую воду из расчета в рублях на 1 м.куб.. Кроме этого, указывает на отсутствие методики, по которой возможен перерасчет двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение в тариф, исчисляемый в рублях за 1 м. куб..
Считает, что применение тарифа, установленного в нарушение действующего законодательства, приносит ООО «Владимиртеплогаз» убытки, вопрос о компенсации которых при принятии оспариваемого решения не рассматривался.
В судебном заседании представители заявителя ООО «Владимиртеплогаз» по доверенностям Рузин С.В. и Егорова М.Е. поддержали заявление, уточнив заявленные требования. В окончательной редакции просили признать недействующими пункты 33, 34, 35, 39, 40 постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 07 мая 2013 года №9/5 «О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области», пункты 3, 4, 5 постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25 июля 2013 года №15/1 «О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области «Об установлении тарифов на горячую воду».
Таким образом, фактически заявителем оспариваются постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №2/9 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 33 постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года; №2/10 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 34 постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 3 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года; №2/11 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 35 постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года; №6/4 от 16 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 39 постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 5 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года; №8/1 от 23 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 40 постановления департамента №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 5 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года.
Также в судебном заседании представители заявителя уточнили, что оспариваемыми правовыми актами на одну оказываемую услугу (горячее водоснабжение в закрытой системе) фактически установлены альтернативные тарифы в двух вариантах: тариф в рублях на кубический метр (в пункте 1 таблиц приложений) и двухкомпонентный тариф (пункты 1.1 и 1.2 таблиц приложений), что, по их мнению, противоречит действующему законодательству, указали на нарушение процедуры изменения тарифов.
Представитель департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Меньшов М.А., действующий по доверенности, в судебном заседании просил оставить заявление без удовлетворения, придерживаясь позиции, изложенной в письменных возражениях, пояснив, что внесение 07 мая 2013 года изменений в постановления №№2/9, 2/10 и 2/11 от 12 февраля 2013 года, №6/4 от 16 апреля 2013 года, №8/1 от 23 апреля 2013 года было обусловлено предписанием Контрольно-ревизионного управления ФСТ России от 19 апреля 2013 года №4-2472, в котором предлагалось в срок до 20 мая 2013 года установить конечные тарифы на горячее водоснабжение, которые применяются при расчетах с потребителями в домах, где не установлены приборы учета. При этом новые тарифы были сохранены на прежнем уровне. Установление конечного тарифа не препятствует ООО «Владимиртеплогаз» применять в расчетах с потребителями двухкомпонентный тариф, поскольку во всех оспариваемых постановлениях он сохранен наряду с конечным тарифом. Изменение тарифа 25 июля 2013 года обусловлено изменениями тарифа на тепловую энергию. Полагал, что действующим законодательством установлена лишь процедура принятия тарифов, а не их изменений.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд находит заявление ООО «Владимиртеплогаз» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На уровне Российской Федерации правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Кроме этого, правоотношения в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы, с оплатой таких услуг регулируется Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ).
Подпункт 1 пункта 1 статьи 5 названного Закона содержит аналогичную правую норму, наделяющую органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, определяя правовые, экономические и организационные отношения в области водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, предусматривает государственное регулирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифов на услуги, в том числе в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем (статья 31).
Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 декабря 2005 года N 766 утверждено Положение о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, согласно которому органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования тарифов является департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, осуществляющий в пределах установленных законодательством Российской Федерации государственное регулирование и контроль применения цен и тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги (пункт 2).
Таким образом, оспариваемые правовые акты приняты департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области в пределах предоставленных законом полномочий.
Как установлено в суде, ООО «Владимиртеплогаз» осуществляет непосредственное производство горячей воды с использованием закрытой системы теплоснабжения, без самостоятельного забора холодной воды.
Первоначально для потребителей ООО «Владимиртеплогаз» в различных районах были установлены двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение с периодом действия на один год, с календарной разбивкой, а именно:
- постановлениями департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №2/9, №2/10 и №2/11 от 12 февраля 2013 года с 08 марта по 30 июня 2013 года, и с 01 июля 2013 года по 07 марта 2014 года;
- постановлением №6/4 от 16 апреля 2013 года с 26 апреля по 30 июня 2013 года, с 01 июля 2013 года по 25 апреля 2014 года;
- постановлением №8/1 от 23 апреля 2013 года с 01 мая по 30 июня 2013 года, с 01 июля 2013 года по 30 апреля 2014 года.
Компонент на холодную воду принят равным одноставочному тарифу на холодную воду из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, компонент на тепловую энергию - равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленным департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
07 мая 2013 года департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области принято постановление от №9/5 «О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области», пунктами 33, 34, 35, 39 и 40 которого внесены изменения в вышеупомянутые постановления и в дополнение к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду установлен также тариф на горячее водоснабжение исходя из стоимости 1 куб. метра (пункт 1 приложений к обжалуемым постановлениям).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 32).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года №520 утверждены Основы ценообразования и порядок регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее Основы ценообразования), Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе предписано разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Пунктом 47 Основ ценообразования, в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2012 года №1149 и от 08 мая 2013 года №405, действующих на момент принятия оспариваемых правовых актов в редакции постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №9/5 от 07 мая 2013 года и №15/1 от 25 июля 2013 года, установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Согласно пункту 48 Основ ценообразования тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Финансовые потребности, указанные в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Аналогичным образом регулируется данный вопрос Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №406 от 13 мая 2013 года (пункты 88 – 93), вступившими в законную силу с 23 мая 2013 года.
При этом в силу пункта 89 данных Основ ценообразования, вступивших в действие с 23 мая 2013 года, компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №47, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 04 марта №19999, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Формула, согласно которой производится расчет одноставочных тарифов на горячую воду в расчете на 1 куб. метр горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, определена в пункте 58 данных Указаний.
Таким образом, приведенное выше правовое регулирование в области установления тарифов на услуги горячего водоснабжения с использованием закрытой системы, осуществляемое регулирующими органами путем принятия соответствующих решений, после вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации №1149 от 08 ноября 2012 года и №406 от 13 мая 2013 года, не содержит запрета на установление наряду с двухкомпонентным тарифом – тарифа одноставочного (однокомпонентного) из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
В связи с чем, установление для потребителей ООО «Владимиртеплогаз» оспариваемыми постановлениями наряду с двухкомпонентным тарифом одноставочного тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. метр не противоречит действующему федеральному законодательству, а также каким – либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя об отсутствии методики перерасчета двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение в одноставочный тариф является необоснованным, поскольку как указывалось выше формула, согласно которой производится расчет одноставочных тарифов на горячую воду в расчете на 1 куб. метр горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, определена в пункте 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №47.
Из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что именно данные Методические указания и были использованы департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области при установлении одноставочного тарифа.
Каких-либо возражений относительно несоответствия цифровых показателей одноставочного тарифа данной методике заявителем не представлено.
Цифровые показатели двухкомпонентных тарифов заявителем не оспаривались.
Ссылки заявителя на судебную практику по аналогичному делу, по результатам рассмотрения которого Верховным Судом Российской Федерации постановлено определение №50-АПГ13-8 от 19 июня 2013 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный судебный акт принят с учетом иных обстоятельств дела и иного субъектного состава.
Судом также установлено, что изменению тарифов 07 мая 2013 года предшествовало письмо Федеральной службой по тарифам России №4-2472 от 19 апреля 2013 года, в котором указывалось на допущенные департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области нарушения законодательства при утверждении вышеуказанных тарифов на горячее водоснабжение и необходимость в срок до 20 мая 2013 года внесения изменений в принятые тарифные решения по горячей воде, отпускаемой с использованием закрытых систем, в части установления конечных тарифов на горячее водоснабжение.
В части 3 статьи 4 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ установлены обязательные основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, одним из которых является предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, к которым относится и Федеральная служба по тарифам России.
Учитывая смысловое содержание письма Федеральной службой по тарифам России №4-2472 от 19 апреля 2013 года, включающее в себя для департамента цен и тарифов администрации Владимирской области обязательное к исполнению в установленный срок указание, суд считает данный документ предписанием федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, дающим законное основание для пересмотра тарифов.
Принятие департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области постановления №15/1 от 25 июля 2013 года, вносящего последующие изменения в постановления №2/10 от 12 февраля 2013 года, №6/4 от 16 апреля 2013 года, №8/1 от 23 апреля 2013 года обусловлено изменением тарифов на тепловую энергию, что не оспаривалось заявителем.
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16 июля 2013 года №14/5 «О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области» были снижены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Владимиртеплогаз» своим потребителям. Данное постановление до настоящего времени не отменено.
Новые тарифы на тепловую энергию определены в рамках предельных индексов, установленных поручением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2013 года №ДК-П9-1327, письмом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06 марта 2013 года №СН-2164/5 о недопущение во втором полугодии 2013 года превышения платы граждан за коммунальные услуги более чем на 12 процентов.
Соответственно обжалуемым постановлением №15/1 от 25 июля 2013 года были пересмотрены тарифы на горячую воду в части изменения одной из его составных частей – тарифа на тепловую энергию.
Таким образом, постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №15/1 от 25 июля 2013 года не устанавливался новый тариф, а лишь была пересмотрена одна из его составных частей – тариф на тепловую энергию, с целью приведения в соответствие с утвержденными тарифами на тепловую энергию и предельно допустимыми индексами максимального роста платежей для граждан за коммунальные услуги в 2013 году, что не оспаривалось заявителем.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий граждан в сфере жилищных правоотношений, регламентированных федеральным законодательством.
Вопросы об изменении тарифов 07 мая и 25 июля 2013 года рассмотрены на заседании правления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, при наличии необходимого кворума, заседания которого являются открытыми.
Доводы заявителя о нарушении правлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области процедуры рассмотрения вопроса об установлении тарифов, предусмотренной Основами ценообразования, являются необоснованными, поскольку обжалуемыми правовыми актами новые тарифы не устанавливались, а лишь были внесены изменения в установленные ранее тарифы. Кроме этого, суд отмечает, что установленный ранее двухкомпонентный тариф постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №9/5 от 07 мая 2013 года не отменялся и не изменялся, полностью совпадает с тарифом, в соответствии с которым заявитель ранее производил расчеты с потребителями. Внесенные изменения в части установления одноставочных тарифов за горячее водоснабжение в рублях за 1 куб. метр являются конечными (итоговыми) тарифами по отношению к ранее установленным двухкомпонентным тарифам на горячую воду, рассчитанными с использованием их величин.
Утверждения заявителя о том, что предоставление услуг горячего водоснабжения с применением установленных тарифов приносит ООО «Владимиртеплогаз» убытки, вопрос о компенсации которых при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не ставился, являются преждевременными, объективно не подтвержденными, поскольку в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение и (или) водоотведение, в случае их подтверждения финансовой и бухгалтерской отчетностью, в том числе, убытки истекшего периода регулирования, подлежат учету при установлении тарифов на очередной период регулирования. Период действия тарифов, установленных оспариваемыми правовыми актами, на момент рассмотрения дела не истек. Соответственно, ООО «Владимиртеплогаз» не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов. Кроме этого, наравне с установленным конечным (одноставочным) тарифом в обжалуемых постановлениях сохранен двухкомпонентный тариф, с цифровыми показателями которого заявитель согласен, и который может им применяться и фактически применяется в настоящее время.
С учетом изложенного, ссылка заявителя на нарушение оспариваемыми постановлениями его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности является необоснованной.
В судебном заседании участниками процессами не оспаривалось, что указанные выше постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области являются нормативными правовыми актами, также не оспаривался вид нормативного правового акта.
На основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что оспариваемые правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд полагает требования ООО «Владимиртеплогаз» не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198, 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Владимирский областной суд,
Р Е Ш И Л:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» о признании недействующими постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области №2/9 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 33 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года; №2/10 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 34 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 3 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года; №2/11 от 12 февраля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 35 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года; №6/4 от 16 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 39 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 5 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года; №8/1 от 23 апреля 2013 года «Об установлении тарифов на горячую воду» в редакции пункта 40 постановления №9/5 от 07 мая 2013 года, пункта 5 постановления №15/1 от 25 июля 2013 года - оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Владимирского областного суда О.А. Кирюшина