№ 2а-2400/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» июля 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в сети «Интернет» на странице с адресом <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе мониторинга установлено, что на странице Интернет-сайта <данные изъяты> размещена информация о предоставлении услуг по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования, что противоречит действующему законодательству. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничения либо предупреждения об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Таким образом, информация, содержащаяся на интернет-сайте, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о предоставлении услуг по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования, предоставлении услуг по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования, что противоречит действующему законодательству, и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что в свою очередь может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту должен быть закрыт.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о защите информации, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Сайт в сети «Интернет», согласно пункту 13 статьи 2 Закона о защите информации - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона о защите информации).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о защите информации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 195 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 195 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно п. п. 1, 2, 20, 25, 36 Правил признания лица инвалидом (далее Правил), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95, признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с пользованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, задающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031 н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (вместе с "Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы") установлено, что бланк справки подтверждающей факт установления инвалидности, и бланк выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные настоящим Приказом, относятся к защищенной полиграфической продукции уровня "В".
Таким образом, выдача справки об инвалидности - МСЭ без медицинского освидетельствования, противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем лицам, признанными инвалидами, предоставляются льготы и гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Судом установлено, что административным истцом проведен мониторинг Интернет-сайтов, в результате чего был выявлен сайт с URL-адресом <данные изъяты> на котором размещена информация о предоставлении услуг по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования, предоставлении услуг по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования, что противоречит действующему законодательству, и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что в свою очередь может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.
В подтверждение заявленных требований были представлены скриншоты вышеуказанного сайта.
Доступ к указанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти РФ, органов местного самоуправления и действующих законов. Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.
Следовательно, в силу части 6 статьи 10 Закона о защите информации информация на вышеуказанном сайте должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации, администраторы доменных имен, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.
На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.4 ст. 265.5. КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Индустриального района г. Ижевска к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение в соответствии с положениями ч.4 ст. 265.5 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, для включения страницы сайта с URL-адресом <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Сентякова Н.А.