Решение по делу № 2-571/2021 от 01.06.2021

Копия

Дело № 2-571/2021 66RS0038-01-2021-000786-74

         Мотивированное решение

принято 14.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск                 07.07.2021

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Камаловой Ю.И.,

с участием лиц, участвующих в деле:

представителя истца – помощника Невьянского городского прокурора Камериловой Д.В.,

представителя ответчика – администрации городского округа Верх-Нейвинский Запеваловой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Верх-Нейвинский о возложении обязанности,

установил:

Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточнив его, к администрации городского округа Верх-Нейвинский о возложении обязанности организовать централизованную систему холодного водоснабжения на территории улиц ...., и о возложении обязанности организовать до момента организации централизованной системы холодного водоснабжения на территории улиц .... организовать нецентрализованное холодное водоснабжение на территории улиц .... с использованием подвоза питьевой воды, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

В обосновании иска указано, что Невьянской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа ..... В ходе проверочных мероприятий установлено, что территории улиц .... в .... расположены в водоохраной зоне.

Согласно полученной информации из администрации городского округа Верх-Нейвинский в соответствии со схемой вблизи водоохраной зоны, а также земельных участков по .... расположена колонка централизованного питьевого водоснабжения (и колодец нецентрализованного водоснабжения). Население вышеуказанных улиц пользуется привозной водой и водой из собственных скважин. Согласно результатам подомового опроса, проведенного специалистом администрации, организация подвоза чистой питьевой воды в указанный район не требуется. Таким образом, на территории улиц Сосновая, Розы Люксембург, Набережная, Металлургов централизованное водоснабжение отсутствует, подвоз питьевой воды не организован.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источника водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторирования, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Кроме того, на территории указанных улиц увеличилась концентрация нефтепродуктов в природных водах скважин жителей. При этом зафиксировано превышение нефтепродуктов в природных водах водохранилища, в связи, с чем использование воды из имеющихся источников невозможно, что подтверждается проведенными исследованиями.

В ходе беседы установлено, что местные жители пользуются привозной водой, водой из собственных скважин, которая для питья не пригодна, а также дождевой водой для поливки садов и огородов. Таким образом, население не обеспечено качественным и безопасным водоснабжением. При таких обстоятельствах на ответчике лежит обязанность по обеспечению безопасности населения и созданию благоприятных условий проживания для граждан.

Иск мотивирован со ссылками на ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В судебном заседании представитель истца Камерилова Д.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа Верх-Нейвинский Запевалова Е.П. возражала в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований, по обстоятельствам дела пояснила следующее.

Исковое заявление, поданное прокурором в интересах неопределенного круга лиц, не отвечает интересам заявителя ФИО4, поскольку последнего устраивает, он не заявлял оказать содействие в организации нецентрализованного водоснабжения.

Данных о том, что жители недовольны организованным холодным водоснабжением, прокурором не приведено, не доказано.

Следовательно, оснований говорить о том, что отсутствие организации нецентрализованного холодного водоснабжения улиц ...., нарушает права неопределенного круга лиц, не имеется, поскольку эго противоречит представленным доказательствам. В случае чинения препятствий или нарушения их прав, жители не лишены права обратиться в суд с иском.

Данных о том, что жители с улиц .... недовольны организованным холодным водоснабжением, прокурором не приведено, не доказано. Следовательно, оснований говорить о том, что отсутствие организации нецентрализованного холодного водоснабжения домов, нарушает права неопределенного круга лиц не имеется, поскольку это противоречит как представленным доказательствам, так и собранным по делу доказательствам.

Экономического и разумного обоснования необходимости организации нецентрализованной системы холодного водоснабжения улиц .... прокурором не представлено.

Факт неправомерного бездействия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в частности, по водоснабжению жителей, повлекшее нарушение прав граждан, не установлен.

В адрес администрации заявлений об обустройстве дополнительных источников нецентрализованного водоснабжения не поступало. Следовательно, жители не нуждаются в нецентрализованном водоснабжении.

Учитывая, что на территории городского округа Верх-Нейвинский в данном районе жилой застройки фактически постоянно зарегистрированных 25 граждан (по результатам подомового обхода), а так же наличие централизованной системы водоснабжения и жители вышеуказанных лиц самостоятельно обращаются за подключением (технологическим подключением) к централизованной системе холодного питьевого водоснабжения, организация подвоза воды будет нецелесообразна.

Выслушав лиц, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось стороной ответчика, Невьянской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Верх-Нейвинский. В ходе проверки было установлено, что на территории улиц .... отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, а также не организовано нецентрализованное холодное водоснабжение населения.

Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся среди прочего организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Данные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Водоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 72 данных Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Нецентрализованным водоснабжением согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1175 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 (п. 74 Правил).

Доводы стороны ответчика об отсутствии необходимости организации подвоза питьевой воды жителям указанных выше улиц ...., суд считает необоснованными и несостоятельными. Обход жителей с опросом относительно водоснабжения, не свидетельствует об обеспечении населенного пункта холодным водоснабжением с контролем качества питьевой воды. Из акта *** от 00.00.0000 следует, что водоразборная колонка централизованного питьевого водоснабжения находится в 100 метровом диапазоне только по ул. ..... Сведений о том, что при составлении указанного акта были учтены интересы жителей улицы ...., суду не представлены.

Обращение граждан в ОАО «<*****>» на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного питьевого водоснабжения, не освобождает ответчика от возложенной на него в силу указанных выше правовых норм обязанности организовать нецентрализованное холодное водоснабжение, при отсутствии централизованной системы.

Кроме того, из акта № 1 эколого-гидрогеологического обследования территории от 00.00.0000 следует, что по результатам лабораторных исследований скважины, расположенной по ...., выявленные концентрации нефтепродуктов существенно превышают допустимый уровень СанПин 2.00.00.0000-01.

Таким образом, отсутствие на улицах ...., нецентрализованного источника водоснабжения свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не выполняется обязанность по обеспечению населенного пункта водоснабжением, соответственно, выполнение данной обязанности следует возложить решением суда.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности организовать централизованную систему холодного водоснабжения на территории улиц .... в ...., поскольку в силу положений правовых норм, которыми мотивирован иск, на органы местного самоуправления может быть возложена обязанность только по организации водоснабжения населения. Допустимых и достоверных доказательств того, что организация водоснабжения жителей улиц .... в .... возможна только при условии организации централизованной системы холодного водоснабжения, суду не представлено.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию городского округа Верх-Нейвинский организовать нецентрализованное холодное водоснабжение на территории улиц .... в .... с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды, в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательное форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

            Судья:             И.Н. Уфимцева

Копия верна:

            Судья:        Секретарь:

2-571/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Невьянский городской прокурор
Ответчики
Администрация Верх-Нейвинского городского округа
Суд
Невьянский городской суд Свердловской области
Судья
Уфимцева Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
neviansky.svd.sudrf.ru
01.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2021Передача материалов судье
01.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее