№ 3а-204/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации28ноября 2019 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием представителя административного истца Петровской Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лукина (...) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Лукин С.В. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником1/3 доли в праве наобъект недвижимости -нежилого помещения,с кадастровым номером (...) расположенного по адресу: (...)
По состоянию на 27 декабря 2013 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 23565102 руб.83 коп.
По инициативе административного истцанезависимый оценщик Д. А.О. подготовил отчет №(...) от 02 апреля 2019 г. об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 13354000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объектанедвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванногообъекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.Также заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанностивнести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимостьобъекта недвижимости.
Определением судьи от 28 октября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Тихий Т.А. и Лукина А.В.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоЛукин С.В. является собственником1/3 объекта недвижимости -(...), с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...) кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09 октября 2019 г.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерацииадминистративный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из егокадастровой стоимости.
В соответствии пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начинаяс даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, административный истец, являясь в силу действующего законодательства плательщиком налога на имущество, самостоятельно определяет налоговую базу объектанедвижимости исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимостис кадастровым номером (...) была определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия в 2011-2012 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те объекты капитального строительства, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки - 22 ноября 2011 г.
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».
Сведения обобъекте недвижимостискадастровым номером (...) были внесены в государственный кадастр недвижимости (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) 27 декабря 2013 г. в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэконоразвития России от 11 января 2011 г. №1.
В соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 10:01:0010141:378 определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь объекта, и составляет23565102 руб. 83 коп.по состоянию на 27 декабря 2013 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке объекта недвижимостис кадастровым номером (...) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 января 2014 г., то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился01 октября 2019 г. с административным исковым заявлением в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) по состоянию на 27 декабря 2013 г. определена на основании отчетаоб оценке рыночной стоимостинедвижимого имущества №(...) от 02 апреля2019 г., выполненного независимым оценщикоминдивидуальным предпринимателем Д. А.О. и составляет13354000 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объектанедвижимости,подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд приходит к выводу о том, что отчетв целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение сделанные в нем выводы, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает его достоверным и соглашается с рыночной стоимостьюобъектанедвижимости в размере 13354000 руб.
На основании части 4 статьи7, пункта 5 части2 статьи14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость объекта недвижимости необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Лукина С.В. удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 27 декабря 2013 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости-нежилого помещения, с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), в размере его рыночной стоимости, равной 13354000 руб. на период,начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестрнедвижимости.
В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать01 октября 2019 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено03 декабря2019 г.