Решение по делу № 33-3121/2020 от 22.07.2020

Судья Косарев А.С. Дело №33-3121/2020

УИД 18RS0023-01-2019-001831-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Константиновой М.Р., Дубовцева Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Сергеевой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 12 августа 2020 года гражданское дело по исковым требованиям Юшковой Л. П. к администрации г. Сарапула о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обязании вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма, признании незаконным постановления,

по апелляционной жалобе истца Юшковой Л.П. на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 13 мая 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Юшковой Л. П. к администрации г. Сарапула о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обязании вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма, признании незаконным постановления – отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя истца Юшковой Л.П. – адвоката Чухланцева В.П. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, представителя ответчика администрации г. Сарапула – Колчиной О.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании), возражавшей против доводов жалобы, считавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юшкова Л.П. обратилась в суд с иском к администрации г. Сарапула о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что она является нанимателем <адрес> по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ней УИО г. Сарапула, она является единственным пользователем указанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия администрации г. Сарапула вынесла заключение о выявлении оснований для признания помещения в многоквартирном <адрес> непригодным для проживания. На основании этого заключения ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Сарапула вынесено постановление , которым спорное жилое помещение признано непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию г. Сарапула с заявлением о признании ее малоимущей для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей отказано в постановке на учет в качестве малоимущей в связи с тем, что администрацией г. Сарапула учтены «результаты исчисления размера доходов и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, согласно которому указанные доходы и стоимость имущества превышают размер порогового значения, установленного решением Сарапульской городской думы №5-267 от 25 января 2007 года», о чем вынесено постановление за №539. Считает, что действиями ответчика нарушены ее жилищные права на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Истец считает, что на день подачи ею заявления о признании ее малоимущей для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она имела статус «одиноко проживающего гражданина». Однако, администрация г. Сарапула при исчислении размера ее доходов и стоимости ее имущества необоснованно включила доходы и стоимость имущества, находящегося в собственности других лиц, не являющихся членами ее семьи по договору социального найма (ее дочери КОА и ее детей ГКД, ГДД).

В судебном заседании 9 ноября 2019 года истец изменила исковые требования и просила признать незаконным постановление администрации г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ, признать ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязать администрацию г. Сарапула предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма – отдельную благоустроенную квартиру общей площадью не менее 31,1 кв. м, находящуюся в черте г. Сарапула.

Истец Юшкова Л.П. в судебное заседание не явилась, будучи извещённой о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В силу статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца.

В судебном заседании:

- представитель истца адвокат Чухланцев В.П., действующий на основании ордера, поддержал исковые требования, привёл доводы, аналогичные изложенным в иске с учетом изменения исковых требований;

- представитель ответчика администрации г. Сарапула Колчина О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и в порядке возражения против иска пояснила следующее. Уровень доходов истца определялся согласно действующему законодательству, учтено всё её имущество и доходы. При расчёте какое-либо иное имущество и доходы, в том числе, иных лиц (членов семьи), не учитывалось. Поскольку истец предоставила дополнительное соглашение к договору социального найма, где она одна указана в качестве нанимателя, данных по иным лицам, указанным ранее в договоре, не выяснялось и не учитывалось. По поданным истцом сведениям она не может быть признана малоимущей и поставлена на учет нуждающейся. Представила заявление о применении последствий пропуска срока, установленного действующим законодательством для обжалования постановления администрации. Согласно данным соответствующего журнала, Юшкова Л.П. получила копию оспариваемого постановления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом заслушаны пояснения специалиста МФЦ Арсенян С.Г. (л.д. 70), которая поддержала позицию ответчика и дала пояснения о том, в каком порядке произведена работа по заявлению Юшковой Л.П. о признании ее малоимущей и о произведенных по ее заявлению расчетах.

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные содержанию иска с учетом изменения требований и пояснениям в суде первой инстанции. Считает, что судом необоснованно не установлено, какие именно обстоятельства послужили основанием для вынесения ответчиком оспариваемого постановления, поскольку в ходе судебного разбирательства администрация изменила свою позицию и умышленно не представила в суд в полном объеме материалы, находящиеся в МФЦ по ее заявлению от 13 марта 2019 года, куда входили запросы в отношении ее дочери и внуков и произведенный на этом основании расчет. Полагает, что суд принял решение на недопустимых доказательствах, а именно на основании расчета, составленного на основании заявления от 21 марта 2019 года, с которым она в МФЦ не обращалась. Довод суда о том, что она не представила своего расчета, опровергается материалами дела, так ее представитель в дополнительных пояснениях приводил доводы о том, что ее среднемесячный среднедушевой доход составляет 11 414,58 руб. (136 974,96/12), так как сумма ЕДК в размере 7 761,50 и сумма ЕДВ в размере 24 831,55 руб., включенный ответчиком в ее доход являются социальной государственной помощью и не могут учитываться в доходе одиноко проживающего гражданина, что установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512. При этом пункт 9 закона Удмуртской Республики от 13 октября 2005 г. №57-РЗ противоречит указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации. Таким образом, полагает, что суд не применил закон, подлежащий применению при разрешении спора. Кроме того, полагает, что она, как инвалид третьей группы бессрочно относится к категории граждан, которые в силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма без признания их малоимущими, что подтверждается определением Конституционного Суда РФ №551-О-О от 12 апреля 2011 г. При этом, суд не обосновал, по каким причинам она не относится в указанной категории граждан.

В суде апелляционной инстанции:

- представитель истца Юшковой Л.П. – адвокат Чухланцев В.П., действующий по ордеру, доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, иск удовлетворить;

- представитель ответчика администрации г. Сарапула – Колчина О.А., действующая по доверенности, с доводами жалобы не согласилась, полагала решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Юшковой Л.П., просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Из материалов гражданского дела следует и установлены судом первой инстанции следующие обстоятельства.

Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к этому договору истец Юшкова Л.П. является нанимателем однокомнатной <адрес> (л.д. 12-14).

Справкой УИО г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Юшкова Л.П. зарегистрирована одна в спорном жилом помещении (л.д. 40). Указанное обстоятельство подтверждается также выпиской, выданной ОВМ МО МВД России «Сарапульский» (л.д. 41), данными паспорта Юшковой Л.П. серии (л.д. 45).

В соответствии со справкой сер. от ДД.ММ.ГГГГ Юшкова Л.П. является инвалидом с детства 3 группы бессрочно (л.д. 19).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания помещения в многоквартирном <адрес> непригодным для проживания (л.д. 9).

Постановлением администрации г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, отделу по жилищным вопросам населения администрации г. Сарапула указано предложить нанимателю для временного проживания жилое помещение по договору найма из числа маневренного жилищного фонда (при наличии) (л.д. 10).

Истец Юшкова Л.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МФЦ в г. Сарапуле с письменным заявлением о признании семьи (одиноко проживающего гражданина) малоимущей (л.д. 35).

Постановлением администрации г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ после рассмотрения заявления Юшковой Л.П., представленных ею документов, на основании статей 14, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2005 г. №57-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации» Юшковой Л.П. отказано в признании ее малоимущей для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, учитывая результаты исчисления размера доходов и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, согласно которому указанные доходы и стоимость имущества превышают размер порогового значения, установленного решением Сарапульской городской думы №5-267 от 25 января 2007 года (л.д. 31).

Данные обстоятельства следуют из объяснений участников процесса и подтверждаются материалами гражданского дела.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в Удмуртской Республике установлен Законом Удмуртской Республики от 13 октября 2005 г. №57-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации" (принят Государственным Советом Удмуртской Республике 27 сентября 2005 г. №500-III).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции на основании собранных по делу доказательств, пришел к выводу о правильности и соответствии действующим законам, подзаконным актам произведенных администрацией г. Сарапула расчетов порогового значения дохода, приходящегося на одного члена семьи гражданина-заявителя, и среднемесячного (среднедушевого) дохода истца Юшковой Л.П., а также порогового значения стоимости имущества (расчетного показателя стоимости жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма), и согласился с выводом ответчика в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о том, что размер дохода Юшковой Л.П. превышает размер порогового значения, установленного решением Сарапульской городской думы №5-267 от 25 января 2007 года, что влечет отказ в признании ее малоимущей для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждены материалами гражданского дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

Доводы жалобы истца сводятся в основном к несогласию с произведенным ответчиком расчетом ее среднемесячного (среднедушевого) дохода, а именно – к несогласию с включением в указанный доход суммы ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) в размере 7 761,50 (за год) и суммы ежемесячной денежной выплаты как инвалиду (ЕДВ) в размере 24 831,55 руб. (за год).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац 3 статьи 5 указанного закона).

В обоснование приведенного выше довода, истец ссылается на то, что указанные выплаты являются социальной государственной помощью и не могут учитываться в доходе одиноко проживающего гражданина, что установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512.

Действительно пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", к которому отсылает указанный выше закон №44-ФЗ, предусмотрено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Между тем, по убеждению судебной коллегии, получаемые истцом ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЕДК) и ежемесячная денежная выплата инвалиду (ЕДВ), предусмотренная подпунктом 3 пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не могут быть отнесены к государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи.

Так, преамбулой к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 3 данного закона государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Поскольку истец малоимущей не признавалась, ее среднедушевой доход не ниже величины установленного в Удмуртской Республики прожиточного минимума, на что сторона истца не ссылалась, то, соответственно, указанные выше выплаты не могут быть отнесены к государственной социальной помощи.

Напротив, согласно тому же постановлению Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи":

1. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. №17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", которые введены в действие с 1 марта 2005 года.

Согласно общим положениям указанных Методических рекомендаций:

1.1. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

1.2. В соответствии с Жилищным кодексом установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса). При этом, поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса), данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации.

1.3. В соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса). При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

3.2. При этом при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

- пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте д), и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

3.3. При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в постановлении Правительства №512:

а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг);

б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг);

в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан.

Таким образом, подпункт 9 пункта 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2005 г. №57-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются денежные эквиваленты полученных гражданами льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, Удмуртской Республики, органами местного самоуправления, организациями, включая скидки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, полностью соответствует приведенным выше положениям постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" и Методическим рекомендациям для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Довод жалобы истца об обратном обусловлен неправильным толкованием приведенных нормативных актов.

Таким образом, произведенный ответчиком расчет среднемесячного среднедушевого дохода Юшковой Л.П. (136 974,96 руб. (страховая пенсия по старости) + 24 831,55 руб. (ежемесячная денежная выплата инвалиду) + 7 761,50 руб. (ежемесячная денежная компенсация за жилищно-коммунальные услуги)) / 12 месяцев = 14 130,67 руб. (л.д. 34, 47, 49) и положенный судом первой инстанции в основу оспариваемого решения судебной коллегией проверен и признан правильным. Ссылки в жалобе о том, что ответчиком при расчете дохода Юшковой Л.П. учтено имущество ее дочери и внуков, опровергаются приведенным расчетом.

При этом, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь положениями статей 40 Конституции РФ, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правомерно заключил, что право истца Юшковой Л.П. быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

Доводы жалобы об отнесении истца, как инвалида третьей группы бессрочно к категории граждан, которые в силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма без признания их малоимущими, являлись предметом оценки суда первой инстанции и отклонены по изложенным в решении мотивам, с которыми судебная коллегия соглашается.

Оценив указанные доводы, суд признал их несостоятельными ввиду недоказанности, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод жалобы истца о том, что оспариваемое решение вынесено на основании расчета ответчика, составленного по заявлению от 21 марта 2019 года, с которым она в МФЦ не обращалась, аналогичный возражениям стороны истца в суде первой инстанции, признается судебной коллегией несостоятельным по изложенным в оспариваемом решении суда мотивам. Указанный довод также являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции, суд дал указанному доводу соответствующую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается и не усматривает оснований повторять выводы и мотивы суда, полно и подробно изложенные в решении.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 12, 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства доводы истца о незаконности постановления администрации города Сарапула №539 от 28 марта 2019 года и наличии оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, своего подтверждения не нашли. Поскольку истец малоимущей в установленном законом порядке не признана, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Юшковой Л.П. во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего жилищного законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого по делу решения.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы районного суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами гражданского дела. Всем доказательствам по делу суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой не имеется. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. Апелляционная жалоба доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, не содержит, поэтому не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 13 мая 2020 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу истца Юшковой Л.П. – оставить без удовлетворения.

Председательствующий: И.Л. Копотев

Судьи: М.Р. Константинова    

Д.Н. Дубовцев

33-3121/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Юшкова Л.П.
Ответчики
Администрация г.Сарапула
Другие
Чухланцев Владимир Павлович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Константинова Марина Рафаиловна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Передано в экспедицию
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее