Дело УИД № 37RS0019-01-2024-000967-50
(2-663/2024)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года г. Иваново
Советский районный суд гор. Иваново в составе
председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,
при секретаре Наумовой П.А.,
с участием:
представителя истца Шаповалова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Гадяцкой Марии Савельевны к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о взыскании расходов на изготовление и установку памятника и компенсации морального вреда,
установил:
Гадяцкая М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» (далее – Военный комиссариат Ивановской области) о взыскании денежной компенсации при предоставлении соответствующих документов, но не более 51552 руб. - затрат на погребение и не более 49511 руб. – затрат, необходимых на изготовление и установку надгробия участнику боевых действий, Г.Н.Ф., являющегося ветераном боевых действий, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб. Требования мотивированы тем, что истец является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ ветерана боевых действий Г.Н.Ф.. Решением Советского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов Гадяцкой М.С. к Военному комиссариату Ивановской области признано незаконным решение комиссии Военного комиссариата Ивановской области по определению прав на льготы участникам Великой Отечественной войны, боевых действий, проверок учета и законности выдачи удостоверений от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче Гадяцкой М.С. удостоверения о праве на льготы серии ЖР № в соответствии со ст.21 Закона «О ветеранах». На Военный комиссариат Ивановской области возложена обязанность направить в подразделение отдела н,азначения, перерасчета и выплаты пенсий Октябрьского района г. Иваново ТУСЗН по г. Иваново информацию о праве Г.М,С. на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». После вступления указанного решения суда в силу, истец обращался в различные органы исполнительной власти Ивановской области и Военный комиссариат Ивановской области по вопросу увековечивания памяти супруга и возмещения расходов, связанных с его захоронением и установки надгробия. На данные обращения истец всегда получал отказ о том, что супруг умер в 1974 году, а согласно Указа Президента РФ от 03.03.2007 № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» (далее – Указ Президента РФ № 270) за счет средств федерального бюджета изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники только лицам, умершим или погибшим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако истец просил возместить расходы по погребению и установке надгробия, а не изготовить и установить надгробный памятник. В то же время истец также получил отказ и по возмещению указанных расходов со ссылкой на данный Указ Президента РФ № 270, хотя в отношении возмещения расходов в данном нормативном акте положений нет. В нем идет речь только об изготовлении и установке надгробных памятников за счет бюджета. Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) расходы, связанные с погребением, изготовлением установкой надгробного сооружения, возмещаются за счет средств федерального органа власти. Это подтверждается Указом Президента РФ от 01.09.2007 № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». все эти годы истец получал моральный вред от бездействия Военного комиссариата Ивановской области. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)» (далее – Постановление Правительства РФ № 460) предусматривались нормы расходов денежных средств на погребение и на изготовление и установку надгробных памятников. Постановлением Правительства от 23.01.2021 РФ № 46 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2024 году» с 01.02.2024 установлен коэффициент индексации 1,074 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле): на оплату услуг по погребению 51552 руб., на изготовление намогильных сооружений и их установку – 49511 руб. После получения ответа уполномоченного по правам человека в Ивановской области от 09.09.2021 истец узнал, что компенсация положена, в связи с чем Гадяцкая М.С. обратилась в суд.
Определением суда, занесённым протокол судебного заседания 05.06.2024, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, не явился. В деле участвует представитель Шаповалов С.П.
Представитель истца Шаповалов С.П. иск поддержал. Пояснил, что документов, подтверждающих несение расходов на погребение супруга истца, не имеется. расходы на установку и изготовление памятника понесены в 2014 году.
Представил ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором со ссылкой на положения Указа Президента РФ № 270 просил в удовлетворении и требований отказать, в связи с тем, что нормативными актами не установлено гарантий по увековечению памяти ветеранов боевых действий умерших до 12.06.1990 года.
Представитель третьего лица - Министерства обороны, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Су четом надлежащего извещения сторон, дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено решением Советского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов Гадяцкой М.С. к Военному комиссариату Ивановской области, что Гадяцкая М.С. является вдовой погибшего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего Г.Н.Ф,, принимавшего участие в боевых действиях.
Г.Н.Ф, умер ДД.ММ.ГГГГ.
В 2014 году Гадяцкой М.С. понесены затраты на изготовление установку намогильного сооружения.
На обращение истца о компенсации затрат ответчиком 18.03.2020 (л.д.21), 05.05.2020 (л.д.23) даны ответы, в которых со ссылкой на положения Указа Президента РФ № 270 отказано в возмещении затрат.
Полагая, что в соответствии с действующим законодательством, Гадяцкая М.С. имеет право на компенсацию понесённых в 1974 году расходов на погребение и понесенных в 2014 году расходов на изготовление и установку намогильного сооружения, истец обратился в суд.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в силу следующего.
Согласно ст. 24 Закона о ветеранах (в редакции, действующей на дату рассмотрения дела) погребение погибших (умерших) ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Указанный Федеральный закон вступил в силу 25.01.1995.
В соответствии с п.1 и п.8 ч.1, ч.3 ст.11 Закона о погребении и похоронном деле (в редакции, действующей на дату рассмотрения дела) погребению в соответствии с настоящей статьей подлежат погибшие (умершие) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях), сотрудники органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, гибель или смерть которых наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных при прохождении военной службы (военных сборов, службы), в период исполнения обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 и 8 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Погребение погибшего (умершего) лица из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также изготовление и установка ему памятника (намогильного сооружения, надгробия) осуществляются за счет средств федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), исполнял обязанности по контракту о пребывании в добровольческом формировании (служебные обязанности).
Согласно ч.4 и ч.5 указанной статьи оплате в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи подлежат следующие виды услуг: 1) услуги по погребению: оформление документов, необходимых для погребения (кремации); перевозка тела (останков) в морг и услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка и других предметов, необходимых для погребения (кремации); перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации); предоставление ритуального зала для прощания (при наличии); погребение (кремация с последующим захоронением урны с прахом); 2) услуги по изготовлению и установке памятников (намогильных сооружений, надгробий).
Нормы расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также на изготовление и установку им памятников (намогильных сооружений, надгробий) определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок погребения погибших (умерших) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оплаты услуг по погребению, а также по изготовлению и установке им памятников (намогильных сооружений, надгробий) определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (служба).
Согласно ст. 32 Закона о погребении и похоронном деле настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 года.
Соответствующие нормы расходов установлены Постановлением Правительства РФ № 460, а порядок оплаты Приказом Министра обороны РФ от 12.04.2023 N 210 «Об определении Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, оплаты услуг по погребению, а также изготовления и установки намогильных сооружений (надгробий)».
Ранее соответствующий Порядок был утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 N 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».
Указанные нормативно-правовые акты вступили в силу после смерти Г.Н.Ф,
Согласно п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Указом Президента РФ № 270 установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники: лицам, погибшим при прохождении военной службы (военных сборов) или умершим при прохождении военной службы (военных сборов) в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; лицам, умершим (погибшим) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 декабря 2014 года N 2970-О/2014, такое правовое регулирование, устанавливающее соответствующие гарантии для указанной категории граждан, не может рассматриваться как нарушающее права родственников лиц, не названных в Указе Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 270.
Следовательно, возможность изготовления за счет средств федерального бюджета памятника ветерану боевых действий или компенсации расходов на его погребение или изготовление намогильного сооружения законодатель связывает с определенным событием, а именно датой смерти указанного лица - с ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки доводам истца, Указ Президента РФ № распространяется как на изготовление и установку надгробных памятники, так и компенсацию понесенных в связи с эти затрат, что следует из буквального толкования абз.1 п.1 Указа, отсылающего к порядку, определенному федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приведенные нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат указаний на распространение их действия полностью или в части отдельных норм на правоотношения, возникшие до введения их в действие.
Поскольку Г.Н.Ф, умер в 1974 году, то изготовление и установление для него надгробного памятника за счет средств федерального бюджета или возмещение его родственникам расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, соответствующим нормативным регулированием не предусмотрено.
Кроме того, истец просит возместить расходы на погребение, в то время, как документов, подтверждающих несение в 1974 году таких расходов не представлено.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Гадяцкой Марии Савельевны к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о взыскании расходов на изготовление и установку памятника и компенсации морального вреда, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2024 года.