Дело № 2-394/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2022 года. г.Ельня.
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Зуева Н.В., при секретаре Евграфовой И.А.,
с участием ФИО2 ИК-29, УФСИН России по <адрес> ФИО7,
и.о. прокурора <адрес> Лукина М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, посредством видеоконференцсвязи, гражданское дело по иску Василькова Василия Ивановича к УФСИН России по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 500 000 рублей за счет казны,
УСТА Н О В И Л:
Васильков В.И. обратился в суд с иском к ИК-29, УФСИН России по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда за причиненный врез здоровью в размере 1 500 000 рублей, мотивируя тем, что по приговору Заднепровского районного суда <адрес> ка от 23.10.2014г. он был направлен для отбытия наказания в ИК-29 УФСИН России по <адрес>. В его обязанности входило уход за лошадью, которая находилась в данном учреждении. При этом администрация ИК-29 не предупредила его, что лошадь кусается. ДД.ММ.ГГГГг. при уходе за лошадью, по непонятной причине животное укусила его неоднократно за правую руку, отчего он испытал физическую боль. В медицинской части ему была оказана помощь, у него были выявлены телесные повреждения. Из-за причинения ему телесных повреждений, он претерпел физическую боль, то есть ему причинен физический и моральный вред.
ФИО2 ИК-29, УФМИН России по <адрес> ФИО7, действующая по доверенности, возражая против исковых требований, пояснила, что с 2015г. по декабрь 2019г. истец Васильков В.И. отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима ИК-29 УФСИН России по <адрес>. Согласно приказу начальника ИК-29, Васильков В.И. был определен на работу рабочим в учебно-производственный участок деревообработки. С осужденным Васильковым В.И., как \и с другими лицами, были проведены вводный, первичный и повторные инструктажи по работе в производственном участке деревообработки. ДД.ММ.ГГГГ Васильков В.И., в нарушение дисциплины, перешел из производственный участка деревообработки в сельскохозяйственный участок, где содержатся животные, и от лошади получил травму правой руки. Была проведена проверка, и по результатам которой было установлено, что травму он получил по своей неосторожности, и не связанной с его трудовыми обязанностями, поскольку работодатель не давал ему задание на проведение работ с животными. Вины работодателя в причинении Василькову телесных повреждений укусом животного, не имеется. Просила в иске отказать. ФИО2 казначейства по <адрес> в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия. В своем отзыве указали, что надлежащим ответчиком является УФСИН России по <адрес>. Министерство финансов не несет ответственность за действия третьих лиц. ФИО2 казначейства по <адрес> в суд не прибыл, возражений на иск не подано. Выслушав доводы ФИО2 ИК-29, УФСИН России по <адрес>, исследовав доводы истца, изложенные в иске, изучив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины. Обязанность по возмещению вреда в силу статьи 1069 ГК РФ может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда.
Исходя из смысла названной нормы, гражданин имеет право на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненного ему в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Согласно пункту 3 указанного Постановления в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. В пунктах 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 разъясняется, что моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из пояснений ФИО2 ИК-29 установлено, что Васильков В.И. был определен на работу рабочим в учебно-производственный участок деревообработки. С осужденным Васильковым В.И., были проведены вводный, первичный и повторные инструктажи по работе в производственном участке деревообработки. Данный довод подтверждается исследованными материалами дела, а именно журналом регистрации вводного инструктажа (ДД.ММ.ГГГГ), первичного инструктажа (ДД.ММ.ГГГГ),повторного инструктажа ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ) На основании приказа руководителя ФКУ ИК-29 УФИН России по <адрес>, по факту несчастного случая, связанного с Васильковым В.И. ДД.ММ.ГГГГг., была создана комиссия по расследованию нечастного случая. По результатам расследования, проведенной комиссией, в том числе специалистом по охране труда группы труда и техники безопасности ФКУ ИК-29, было установлено, что осужденный Васильков В.И. приказом ФКУ ИК-29 от ДД.ММ.ГГГГ № ос трудоустроен подсобным рабочим в учебно-производственный участок деревообработки центра трудовой адаптации осужденных. ДД.ММ.ГГГГ осужденный Васильков В.И. был выведен на территорию промышленной зоны для уборки территории от снега и наледи, а также посыпкой пути следования противогололедными реагентами. Проходя мимо стойла коня, он подошел к лошади, протянул руку, и конь внезапно укусил его за руку. Работа, при которой Васильков В.И. получил травму, не предусмотрены производственным процессом и им не производилась, работодатель не давал распоряжений на проведение того вида работ, при выполнении Васильков В.И. получил травму. Согласно справке, представленной из Медицинской части № ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России по <адрес>,8.01.2018г. Васильков В.И. обращался в здравпункт № с д\з: множественные укушенные раны правого предплечья и кисти. Повреждение сухожилий разгибателей правого предплечья. Открытый многооскольчатый перелом нижней трети правого предплечья с большим смещением. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что причинение травмы Василькову В.И. произошло не по вине работодателя, а имелась неосторожность самого Василькова В.И. при обращении с животным. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд считает, что истцом не представлены достаточные доказательства наличия прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) работодателя в лице ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>, и возникновением, как утверждает истец, травмы. С учетом этих данных, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. |
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 500 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░.
67RS0№-23