Решение по делу № 2а-1/2019 от 20.09.2018

Дело № 2а-1/2019

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г. Добрянка                      04 февраля 2019 года

    

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

при секретаре Стафеевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю к Кунгурцеву Виктору Владимировичу о взыскании недоимки по налогам и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Кунгурцеву В.В. о взыскании задолженности в общей сумме 2616,62 руб., в том числе: транспортный налог в размере 2075,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 541,62 руб.

Требования мотивированны тем, что Кунгурцев В.В. является плательщиком транспортного налога. Инспекцией в порядке ст. 52 НК РФ, в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления об уплате транспортного налога. В установленный срок налоги уплачены не были. В соответствии со ст. 69,70 НК РФ, должнику были отправлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок налоги в полном объеме уплачены не были. В связи с неуплатой в установленный срок налогов административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установлена законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. В порядке ст. 17.1, 123.1 КАС РФ Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка Добрянского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Добрянского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании налогов, пени с Кунгурцева В.В. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Добрянского судебного района <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа. На дату составления заявления задолженность в общей сумме 2616,62 руб., административным ответчиком не погашена.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела без его участия, на административном иске настаивает. Из письменных пояснений, представленных в суд, следует, что транспортные средства, указанные в исковом заявлении, были поставлены на учет в ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России по <адрес> по месту регистрации транспортных средств. Начисление транспортного налога в отношении транспортных средств <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ произведены Межрайонной ИФНС России , так как согласно данных информационного ресурса постановка транспортных средств произведена по месту их регистрации. Все документы по процедуре начисления и взыскания выносились Межрайонной ИФНС России по <адрес> (налоговое уведомление, требование на уплату налогов и пени, заявление о вынесении судебного приказа, исковое заявление о взыскание задолженности) и направлялись по месту жительства Кунгурцева В.В. Таким образом, налогоплательщик знал и о сумме начисленного налога и о процедуре взыскания задолженности, но транспортный налог добровольно не уплачивал. Карточки расчетов с бюджетом переданы в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика в ДД.ММ.ГГГГ, в суд истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что права и законные интересы налогоплательщика не нарушены.

Административный ответчик Кунгурцев В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №19 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> подлежат удовлетворению частично.

Судом установлено, что Кунгурцев В.В. является плательщиком транспортного налога.

Инспекцией в порядке ст. 52 НК РФ, в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: от ДД.ММ.ГГГГ о начислении транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2307,00 рублей.

В установленный срок налоги в полном объеме уплачены не были. В связи с неуплатой, неполной уплатой в установленный срок налога административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установлена законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии со ст. 69,70 НК РФ, должнику были отправлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы по сроку уплаты - ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленные сроки задолженность в полном объеме не погашена.

В порядке ст. 17.1, 123.1 КАС РФ Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка Добрянского судебного района Пермского края с заявлением о вынесении судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Добрянского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ о взыскании налогов, пени с Кунгурцева В.В.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Добрянского судебного района Пермского края вынесено определение об отмене судебного приказа.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен расчет пени (л.д. 15).

Из карточки «Расчеты с бюджетом» следует, что Кунгурцевым В.В. транспортный налог за 2015 год не уплачен.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ч.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании ст. 357 НК РФ, собственники транспортных средств обязаны уплачивать транспортный налог.

В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Исходя из ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По смыслу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).

Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

До настоящего времени требования об уплате налогов надлежащим образом административным ответчиком не исполнены.

В силу п. 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В связи с неуплатой, неполной уплатой в установленный срок налога административному ответчику в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Статьей 48 НК РФ определен порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с п. 2 которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

При вынесении решения суд учитывает, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

Порядок и сроки направления указанного требования налогоплательщику установлены статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ определено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 8 названной статьи правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, принудительное взыскание налогов и пеней, по поводу которых возник спор, с физического лица возможно лишь в судебном порядке и в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.

С учетом изложенного, необходимость уплаты пеней с причитающихся с налогоплательщика сумм налога на имущество, уплаченного с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный (дополнительный к уплате налога, на который они начислены) характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Из представленного расчета суммы пени (л.д. 15, 45), а также расшифровки пенеобразующей недоимки (л.д. 18), следует, что пени начислены на задолженность по транспортному налогу за периоды с ДД.ММ.ГГГГ годы, ДД.ММ.ГГГГ

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ).

В силу положений вышеназванного закона Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Пермскому краю утрачивает возможность взыскания пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы.

Пеня, исчисленная на недоимку по транспортному налогу за периоды ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 528,48 руб. является безнадежной к взысканию и подлежит списанию с карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Таким образом, налоговый орган утрачивает возможность взыскания с Кунгурцева В.В. задолженность по уплате пени в сумме 528,48 руб.

При этом, транспортный налог за <данные изъяты> подлежит взысканию с административного ответчика, учитывая, что транспортный налог за 2016 год не был уплачен в срок до ДД.ММ.ГГГГ, года, таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по уплате пени, исчисленной на недоимку по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,14 руб.

Согласно ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, Инспекция ФНС освобождена от уплаты госпошлины, в связи с чем, с Кунгурцева В.В. подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Кунгурцеву Виктору Владимировичу о взыскании налогов, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Кунгурцева Виктора Владимировича, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность в общей сумме 2088,14 руб., в том числе: транспортный налог в размере 2075,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 13,14 руб.

Взыскать с Кунгурцева Виктора Владимировича, проживающего по адресу: <адрес> доход местного бюджета госпошлину в сумме 400,00 руб.

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья -подпись-

Копия верна: Судья                     И.Н. Цыбина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.    

Подлинный документ подшит в деле № 2а-1/19.

Дело № 2а-1/19 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.

2а-1/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
04.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее