Решение по делу № 33-1115/2024 от 30.01.2024

г. Сыктывкар      УИД 11RS0002-01-2023-000252-44

Дело № 2-1196/2023 (33-1115/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 5 февраля 2024 г. дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2023 г., которым постановлено:

исковые требования Лобаса С.Н. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки, перерасчете заработной платы, взыскании индексации, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Лобасу С.Н. тарифную ставку (оклад) с 01 января 2022 г. по 10 июня 2022 г. в размере 18072,00 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных за период с 01 января 2022 г. по 10 июня 2022 г. и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса РФ по день фактического расчета включительно.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Лобаса С.Н. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части требований Лобасу С.Н. отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.

и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 октября 2023 г., которым постановлено:

взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Лобаса С.Н. недополученную в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработную плату, отпускные и иные выплаты за период с 1 января 2022 г. по 10 июня 2022 г. в размере 244750,18 руб. денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 64553,33 руб., всего 309303,51 руб. (триста девять тысяч триста три рубля 51 коп.).

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести расчёт и выплатить Лобасу С.Н. денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с 15 сентября 2023 г. по день фактического расчёта включительно.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 6293,04 руб.

В требовании об установлении тарифной ставки с 01.06.2022 г. в размере 26476,78руб. Лобасу С.Н. отказать.

Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия

установила:

Лобас С.Н. обратился в суд с иском к МБУ «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ») об установлении оклада (тарифной ставки) с 1 декабря 2021 г. в размере 22581,27 руб., с 1 января 2022 г. – 24069,93 руб., с 1 июня 2022 г. – 26476,78 руб., перерасчете заработной платы с учетом установленных окладов, выплате недополученных сумм заработной платы с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудовым кодексом РФ, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

Соответчиком по делу привлечена Администрация МОГО «Воркута», в третьими лицами - Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия».

Судом приняты указанные выше решения, в том числе дополнительное, на которые МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» поданы апелляционные жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия оснований для их отмены не находит.

Судом установлено, что с 27 апреля 2020 г. Лобас С.Н. работал в МБУ «СДУ» в в должности... (приказ №178-к от 24 апреля 2020 г. - л.д.59), с 16 февраля 2021 г. переведен на должность инженера по безопасности и механизмов отдела промышленной безопасности и охраны труда на 0,5 ставки (приказ №48-к от 10 февраля 2021 г. - л.д. 60), с 1 марта 2021 г. переведен инженером по безопасности движения и механизмов (приказ №78-к от 1 марта 2021 г. - л.д. 78-к), 10 июня 2022 г. уволен (приказ №249-к от 2 июня 2022 г.).

Согласно приказам о переводах от 10 февраля 2021 г. №48-к, 1 марта 2021 г. № 78-к оклад Лобаса С.Н. составлял 9090,00 руб.

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем, является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018 г. № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от 19 октября 2018 г. № 201.

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями № 1,2,3,4 постановления главы администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».

Согласно приложению №1 к постановлению главы администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута» должность инженера по безопасности движения и механизмов отнесена к 3 профессиональной квалификационной группе, 1 квалификационному уровню с окладом 9 999 руб.

Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018 г. № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для 9 разряда установлен тарифный коэффициент 1,19 (л. д. 76 тома 1).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 45, 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

11 декабря 2019 г. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое действует с 1 января 2020 г. (далее – Отраслевое соглашение).

Пунктом 3.1 Раздела III. Оплата труда. Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3.2 Отраслевого соглашения).

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 п. 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, следовательно, Соглашение распространяется на данное учреждение.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни его учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляли.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о том, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к Соглашению, на ответчика распространяет свое действие указанное Соглашение, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., в связи с чем подлежат применению положения пункта 3.1 Отраслевого соглашения в части установления минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда дорожной отрасли с применением коэффициента 1,15.

Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд по заявлению ответчика применил последствия пропуска истцом сроков исковой давности по требованиям, заявленным по 31 декабря 2021 года (включительно), и рассчитал тарифную ставку (оклад) истца с 1 января 2022 г. в размере 18072 руб. (15 715 руб. х 1,15).

Принимая во внимание, что заработная плата за спорный период выплачена истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ.

При этом суд обоснованно счел не подлежащими удовлетворению требования Лобаса С.Н. об определении размера оклада с учётом величины прожиточного минимума, умноженной на тарифный коэффициент 9 разряда 1,19, повышенный на 5%, и исходил из того, что должность, занимаемая истцом, соответствовала третьей профессиональной группе, первому квалификационному уровню. Тарифные коэффициенты к указанной должности не применяются, поскольку разряд в соответствии с постановлением администрации МОГО «Воркута» от 30.07.2018 №1103 к должностям служащих не устанавливаются.

Кроме того, признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, отмечая, что расчет тарифной ставки истца произведен в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 12020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Решение суда истцом не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ», несостоятельны.

Как установлено ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 Трудового кодекса (ч. 5 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

По смыслу указанной нормы закона, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

Письмом Минтруда России от 11 марта 2020 г. № 14-4/10/В-1851 работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденному 14 января 2020 г., или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Поскольку МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не направило в установленный срок мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного Соглашения считается распространенным на данное предприятие.

Доводы апелляционной жалобы МБУ «СДУ» о том, что суд неверно определил размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1 разряда, не учел порядок пересмотра размера базовой ставки для муниципальных учреждений, судебной коллегией не принимаются во внимание.

Как указано в ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Таким образом, если возможность работодателя и представительного органа работников (иного представителя работников) обратиться к сторонам отраслевого соглашения предусмотрена соглашением и у работодателя имеются причины, по которым работодатель не имеет возможности выполнять обязательства, предусмотренные распространяющимся на данного работодателя соглашением, работодатель совместно с представительным органом работников вправе обратиться к сторонам, заключившим соглашение, с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.

Вместе с тем, доказательств наличия таких обстоятельств, как и доказательств, свидетельствующих об обращении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представителя работников к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении МБУ «СДУ», суду не представлено.

Доводы ответчика о том, что при установлении тарифной ставки в повышающем коэффициенте должны быть учтены стимулирующие выплаты, такие как надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за классность, премиальные выплаты, являются ошибочными. Размер базовой тарифной ставки рабочих 1 разряда, определен в разделе III. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в котором не указано о том, что данные надбавки и компенсации влияют на данный размер.

При этом ссылки ответчика на Региональное Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.

Расчёт недоплаты заработной платы истца за спорный период, произведённый судом с применением положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, ответчиками не оспаривается.

Компенсация за задержку выплаты заработной платы исчислена судом в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Размер компенсации морального вреда определен на основании ст. 237 Трудового кодекса РФ с учётом объёма и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, а потому признаётся судебной коллегией обоснованным.

Доводы апелляционных жалоб МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не являются основанием для отмены правильных по существу решения и дополнительного решения суда. Нарушений правил оценки доказательств при принятии решения судом первой инстанции не допущено, оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

При изложенных обстоятельствах, решение и дополнительное решение изменению либо отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2023 г. и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 5 февраля 2024 г.

Председательствующий

Судьи

33-1115/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лобас Сергей Николаевич
Ответчики
Администрация МО ГО Воркута
МБУ Специализированное дорожное управление
Другие
Муниципальное учреждение Межотраслевая централизованная бухгалтерия
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Константинова Н.В.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
05.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Передано в экспедицию
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее