РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2017 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.С.,
при секретаре Касачёвой Е.С.,
с участием представителя истца <ФИО>2 – <ФИО>3, представителя ответчика МУП «Спецавтохозяйство» - <ФИО>4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску <ФИО>2 к Муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство» о признании незаконным приказа, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Истец <ФИО>2 обратился в суд с иском к МУП «Спецавтохозяйство» о признании приказа незаконным, обязании произвести перерасчет, указав в обоснование, что истец является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Как потребителю коммунальных услуг ему выставлен счет-оферта за вывоз ТБО. МУП «Спецавтохозяйство» приказом <номер> А от <дата> «Об установлении стоимости за услуги по вывозу, транспортировке и захоронению ТКО с сектора индивидуальной жилой застройки в <адрес>» установило стоимость услуг по вывозу ТБО исходя из стоимости 922, 81 рублей (с учетом НДС) на человека в год.
С данной стоимостью услуг истец не согласен, считает, что принятие данного приказа незаконно, нарушает права истца, поскольку стоимость услуг выросла почти в два раза.
Кроме того, указал, что договор с ним, как с потребителем услуг, не заключался, о повышении стоимости истец не уведомлялся.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным приказ МУП «Спецавтохозяйство» <номер> А от <дата>, обязать МУП «Спецавтохозяйство» произвести перерасчет оплаченной суммы на вывоз твердых бытовых отходов в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в счет будущих платежей.
Истец <ФИО>2 в судебное заседание не явился, извещен о судебном разбирательстве, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца <ФИО>2 - <ФИО>3 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Спецавтохозяйство» - <ФИО>4 против удовлетворения иска возражала, указав, что предельные тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов для МУП «Спецавтохозяйство» установлены постановлениями администрации <адрес> <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата> Ответчик является коммерческой организацией, одной из целей создания которого является получение прибыли в результате осуществления своей деятельности. МУП «Спецавтохозяйство» приказом от <дата> <номер>А установило стоимость услуг по вывозу, перезагрузке, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов для населения, проживающего в жилых домах в секторе индивидуальной жилой застройки, а не тарифы на жилищные услуги, как полагает истец. Данная стоимость установлена на основании тарифов, утвержденных администрацией <адрес>, и включает в себя окончательную стоимость оказываемых предприятием услуг для граждан из расчета на одного человека в месяц. Также полагал необоснованными доводы истца о не заключении с ним договора как с потребителем услуг, поскольку из его действий по получению услуг, по оплате данных услуг усматривается выражение его воли. На основании изложенного, представитель ответчика просила в иске отказать.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что МУП «Спецавтохозяйство» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридическим лиц, ОГРН <номер>, а также состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения, что подтверждается свидетельством серии 38 <номер>, свидетельством серии 38 <номер>.
Согласно п.1.1. Устава, утвержденного <дата>, МУП «Спецавтохозяйство» создано на основании Постановления главы администрации <адрес> от <дата> <номер>, действует в соответствии с ГК РФ, ТК РФ, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другими нормативными правовыми актами, а также настоящим Уставом.
В соответствии с п.1.2. Устава предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем предприятия и собственником имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование <адрес>.
Предприятие создано с целью обеспечения санитарного состояния города, эффективного использования муниципального имущества и получения прибыли (п.2.1. Устава).
Согласно распоряжению заместителя мэра – председателя Комитета городского обустройства от <дата> <номер> на должность директора МУП «Спецавтохозяйство» <адрес> назначена <ФИО>5
В соответствии с п.3.1. подп. «б» Устава предприятие имеет право заключать договоры с юридическими и физическими лицами в соответствии с целями и предметом деятельности предприятия в порядке установленном законодательством РФ и муниципальный правовыми актами <адрес>.
Директор предприятия без доверенности действует от имени предприятия, в том числе: представляет интересы предприятия, совершает сделки от имени предприятия и заключает договоры в порядке, установленном законодательством РФ, муниципальными правовыми актами <адрес> и настоящим Уставом; принимает локальные нормативные акты (п.5.7 Устава).
<дата> директором МУП «Спецавтохозяйство» <ФИО>5 издан приказ за <номер>А «О стоимости за услуги по вывозу, транспортировке и захоронению ТКО с сектора индивидуальной жилой застройки в <адрес>», согласно которого установлена стоимость услуг по вывозу, перезагрузке, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов для населения, проживающего в жилых домах в секторе индивидуальной жилой застройки <адрес> на одного человека за месяц в размере: с <дата> по <дата> – 135, 76 рублей с НДС; с <дата> по <дата> – 787, 05 рублей с НДС.
Приказом <номер> А от <дата> в приказ <номер> А от <дата> внесены изменения и приказ изложен в следующей редакции: « установить стоимость услуг по вывозу, перезагрузке, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов для населения, проживающего в жилых домах в секторе индивидуальной жилой застройки <адрес> на одного человека в размере: с <дата> по <дата> – 135, 76 рублей с НДС; с <дата> по <дата> – 787, 05 рублей с НДС».
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе, в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> утверждены «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», согласно п. 2 которых потребителем указанной услуги в силу указанных Правил является гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору
Согласно п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
Пунктом 10 Правил установлено, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
На основании части 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В соответствии с частью 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (ч.1 ст. 438 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что <ФИО>2 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии <адрес>.
По выставленному счету-договору <номер><дата> <ФИО>2 оплатил МУП «Спецавтохозяйство» сумму в размере 922, 83 рубля, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру <номер> от <дата>
В судебном заседании представитель истца <ФИО>2 – <ФИО>3, суду пояснила, что оплата была произведена за оказание МУП «Спецавтохозяйство» услуг по вывозу мусора. Письменного договора с МУП «Спецавтохозяйства» истец не заключал, но услуги по вывозу мусора истец принимает, от данных услуг не отказывается, и оплачивает за оказанные услуги, но не согласен с установленной оспариваемым приказом платой.
Принимая во внимание положения закона, пояснения представителя истца, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на отсутствие подписанного между сторонами договора об оказании услуг по вывозу мусора, истец своим действиями по принятию услуг от ответчика по вывозу мусора, по их оплате акцептовал публичную оферту ответчика, тем самым своими действиями выразил волю на заключение договора с ответчиком об оказании услуг по вывозу мусора.
Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» от <дата> № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ч. 2 ст. 24.10 ФЗ № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> «Об утверждении Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).
Таким образом, органы местного управления утратили полномочия по установлению норматива твердых коммунальных отходов. Доказательств того, что уполномоченный орган исполнительной власти утвердил такие нормативы в судебное заседание не представлено, и судом не добыто.
Согласно Постановлений администрации <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата> утверждены предельные тарифа на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов.
Поскольку нормативы накопления твердых коммунальных отходов на момент рассмотрения спора уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ на территории <адрес> не установил, то с учетом тарифов, принятых в постановлениях Администрации <адрес> МУП «Спецавтохозяство» не лишено было право издать приказ об установлении стоимости услуг по вывозу, перегрузке, транспортировке и захоронению ТКО для жителей сектора индивидуальной жилищной застройки.
Кроме того, суд учитывает, что МУП «Спецавтохозяство» как коммерческая организация не лишена права заключать с физическими лицами договоры, в том числе издавать локальные нормативные акты, устанавливать стоимость услуг. В свою очередь, истец при несогласии с объемом представленных услуг, платой за услуги или по иным основаниям не лишен возможности отказаться от исполнения договора оказания услуг, в силу ст. 421, ст. 782 ГК РФ. Со стороны истца отказа от получения услуг по вывозу ТКО не по следовало, более того после издания приказа об установлении стоимости услуг., данные услуги истцом были оплачены, что подтверждается представленной в материалы дела квитанцией.
Кроме того, законность действий ответчика по изданию приказа <номер> А от <дата> и установлению стоимости услуг по вывозу, перегрузке, транспортировке и захоронению ТКО была проверена органами прокуратуры при рассмотрении жалобы <ФИО>6 Нарушений со стороны МУП «Спецавтохозяйство» установлено не было, меры прокурорского реагирования не принимались, что подтверждается материалами надзорного производства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца <ФИО>2 о признании приказа <номер>А от <дата> незаконным не имеется, как и не имеется оснований для перерасчета оплаченной истцом суммы за вывоз твердых бытовых отходов в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований <ФИО>2 к МУП «Спецавтохозяйство» о признании незаконным приказа МУП «Спецавтохозяйство» <номер> А от <дата>, обязании МУП «Спецавтохозяйство» произвести перерасчет оплаченной суммы на вывоз твердых бытовых отходов в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в счет будущих платежей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.С. Краснова