Решение по делу № 33-874/2023 от 06.02.2023

    Судья – Калганова С.В.                                                             Дело № 2-3183/2022

                                                                                                     (суд первой инстанции)

                                                                                Дело № 33-874/2023                                                                                  (суд апелляционной инстанции)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи

судей

при секретаре

- Савиной О.В.,

- Устинова О.И., Герасименко Е.В.,

- Матвеевой Д.Д.,

рассмотрев апелляционную жалобу представителя ответчика – Министерства обороны Российской Федерации – Сутковецкой О.Ю. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07.11.2022 по гражданскому делу по исковому заявлению Заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры к ФКУ "Управление Черноморского флота "ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ Министерству обороны Российской Федерации Филиалу "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс" о возложении обязанности выполнить определенные действия, заслушав доклад судьи Савиной О.В.,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры обратился с вышеуказанным иском к ФКУ "Управление Черноморского флота "ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ Министерству обороны Российской Федерации Филиалу "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс".

В обоснование требований указано, что 107 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проведенной с привлечением специалистов отдела формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - Отдел), 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 637 ЦГСЭН), отдела (государственного пожарного надзора, г. Севастополь) инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу (далее - МЧС) проверкой здания общежития, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) (далее - Общежитие), установлено, что оно находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 07.11.2022 постановлено следующее:

Исковые требования Заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры к ФКУ "Управление Черноморского флота "ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ Министерству обороны Российской Федерации Филиалу "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс" о возложении обязанности выполнить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение капитального ремонта, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации, обязанность организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в общежитии по адресу: по адресу <адрес> (кадастровый ), в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации, обязанность устранить в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу нарушения требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес> (кадастровый ) изложенные в справке инспектора отдела (государственного пожарного надзора, <адрес>) инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ:

- оборудовать системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа;

- пожарные краны с рукавами и стволами разместить в навесных (встроенных или приставных) пожарных шкафах;

- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений в части освещенности эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности;

- оборудовать двери, выходящие на лестничные клетки, устройствами самозакрывания;

- обеспечить изоляцию электропроводов и кабелей;

- закрыть дверь чердачного помещения на замок и разместить на двери информация о месте хранения ключей;

- обозначить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- разработать инструкцию по мерам пожарной безопасности оперативному дежурному на объекте защиты;

- в подвале и под лестничными маршами убрать горючие материалы.

Возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации, обязанность устранить в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: г Севастополь, <адрес> (кадастровый ), изложенные в информационном сообщении 637 Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ :

- производить уничтожение насекомых в местах общего пользования в соответствии с п.126 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.4.8 постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обеспечить освещенность искусственным светом лестничных клеток в соответствии с п.3.2.6 постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- обеспечить текущий ремонт стан и потолков лестничных клеток и коридоров в соответствии с п.1.8 постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации, обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: г Севастополь, <адрес> (кадастровый ), изложенные в рапорте помощника военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ о результатах совместного осмотра мест общего пользования данного общежития с инспектором отдела формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Государственного жилищного надзора <адрес>, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда.

Запретить ФГАУ «Росжилкомплекс» и филиалу «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: г Севастополь, <адрес> (кадастровый ) до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности.

С таким решением суда представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации – Сутковецкая О.Ю. не согласна и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие надлежащего извещения ответчика судом первой инстанции. Отмечает, что судом не учтен тот факт, что дело по обжалованию действий должностного лица необходимо рассматривать в порядке КАС РФ, а также в силу специфики спорных отношений в военном гарнизонном суде. Настаивает на том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку спорные правоотношения относятся к ведению отдельных органов, в сфере жилищной политики и являющихся самостоятельными юридическими лицами (Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)»). Указывает на отсутствие в материалах дела документов подтверждающих основание проведенной прокурором проверки. Отмечает, что судом первой инстанции неправомерно проигнорирован тот факт, что истец не имел права обращаться с иском в отношении неопределенного круга лиц, поскольку круг данных лиц является четко определенным. Указывает, что суд первой инстанции вынес решение без указания порядка исполнения судебного решения, либо о необходимости принятия каких-либо мер по его исполнению. Отмечает, что материалы дела не подтверждают факта незаконного бездействия со стороны Министерства обороны РФ. Также полагает, что материалами дела не подтвержден факт нарушения чьих-либо прав действиями ответчика.

Заместителем военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Подшибякин П.Ю., участвующий в судебном заседании посредством видео-конференц-связи на базе Ростовского областного суда, настаивал на удовлетворении доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – военный прокурор Черкашина Е.В., возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.

Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 107 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проведенной с привлечением специалистов отдела формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Государственного жилищного надзора <адрес> (далее - Отдел), 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 637 ЦГСЭН), отдела (государственного пожарного надзора, <адрес>) инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу (далее - МЧС) проверкой здания общежития, расположенного по адресу:                                    <адрес> (кадастровый ) (далее - Общежитие), установлено, что оно находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.

В соответствии с актом технического состояния при приеме – передачи общежития от ДД.ММ.ГГГГ, составленного между управляющей компанией и филиалом «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» здание Общежития требует проведения капитального ремонта внутридомовых сетей электроснабжения, водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, необходимо организовать работу по установке пожарной сигнализации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В акте общего сезонного весеннего осмотра объектов жилищного фонда (акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ), представленного Филиалом, указанно, что здание Общежития требует проведения капитального ремонта.

В соответствии с рапортом помощника военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ о результатах совместного осмотра мест общего пользования общежития, расположенного по адресу: <адрес> инспектором Отдела установлено, что Общежитие представляет собой 4-х этажное здание с подвалом (1980 года постройки, общей площадью 8594,5 м. кв.). Фактов проведения капитального ремонта ранее или ведения текущего ремонта в настоящее время не установлено.

Так, фундамент строения содержит трещины в швах между блоками, присутствуют следы увлажнения стен подвала. Стены здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что вызвано вымыванием раствора из швов каменных блоков в местах отсутствия штукатурного слоя.

Осмотром кровли выявлен износ рулонного ковра кровли и неудовлетворительное состояние водосточной системы, в связи c протеканием воды. Также в перегородках присутствуют трещины и сколы в местах примыкания к несущим стенам и потолкам. Требуется замена покрытий полов внутренних помещений. Деревянные окна и двери подлежат замене. Элементы штукатурки и покраски находятся в неудовлетворительном состоянии.

Кроме того, требуется ревизия теплового обеспечения здания, по фактам определения наличия подлежащих замене металлических труб, радиаторов отопления и запорной арматуры. Водопроводно-канализационная система находится в неудовлетворительном состоянии в связи с подлежащими замене металлическими трубами, запорной арматурой и сантехническим оборудованием. Внутреннее электроснабжение, освещение и пожарное оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Пожарная сигнализация не исправна, охранная сигнализация отсутствуют.

Из информационного сообщения 637 ЦГСЭН (о фактах нарушения санитарного законодательства) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в здании Общежития 90% имеющихся осветительных приборов находятся в нерабочем состоянии. В местах общего пользования в общежитии уничтожение насекомых не производится.

Санитарно-техническое состояние внутренних помещений общежития (стен и потолков лестничных клеток и коридоров) неудовлетворительное,                                         текущий ремонт не производится.

Согласно справке специалиста МЧС от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки организации и состояния пожарной безопасности установлено, что в Общежитии выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.

Помещения общежития (далее - Объекты защиты) не оборудованы системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»).

На объектах защиты пожарные краны с рукавами и стволами не размещены в навесных (встроенных или приставных) пожарных шкафах (п. 50 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правил).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений в части освещенности эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (п. 23 Правил).

Двери, выходящие на лестничные клетки, не оборудованы устройствами самозакрывания. (п. 24 Правил).

На объектах защиты допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции (п. 35а Правил).

Дверь чердачного помещения, в котором по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей не закрыта на замок, а также на двери не размещена информация о месте хранения ключей (п. 18 Правил).

Не обозначено направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил).

Инструкция по мерам пожарной безопасности оперативному дежурному на объекте защиты не разработана (п. 392-394 Правил).

В подвале и под лестничными маршами допускается хранение горючих материалов (п. 16 «к» Правил).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание установленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии, отсутствие мер, направленных на проведение капитального ремонта здания со стороны ответчиков, счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции соглашается, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам, собранным по делу доказательствам и согласующимися с требованиями закона.

Судебная коллегия полагает выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска верными в силу следующего.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Таким образом, учреждение обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.

Довод ответчика о том, что Минобороны России не является надлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняет ввиду следующего.

В пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» указано, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Министерства обороны РФ на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции, в числе прочих, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В свете приведенных норм то, что спорное общежитие является собственностью Российской Федерации, не опровергает, а как раз подтверждает его отнесение к имуществу обороны, закрепленному на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс», соответственно, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве оперативного управления.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 года № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Положением о Департаменте жилищного обеспечения Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 (с изменениями и дополнениями), вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществление работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда, ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, перспективное и текущее планирование формирования специализированного жилищного фонда и его учет, возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс».

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, соответственно, должны отвечать требованиям, предъявляемым законом к жилым помещениям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения должны быть пригодны для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Таким образом, в целях соблюдения прав и законных интересов проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм суд обосновано удовлетворил требования истца о наложении запрета на распределение жилых помещений в данном общежитии и возложении обязанности произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в помещения, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Утверждение апеллянта о том, что какой-либо проверки, в ходе которой установлены нарушения, в том числе, требований противопожарной безопасности, и необходимость проведения капитального ремонта, не проводилось, не соответствует материалам дела.

Из материалов дела следует, что 107 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов отдела формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Государственного жилищного надзора города Севастополя, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации, отдела (государственного пожарного надзора, г. Севастополь) инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил.

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы в соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), к основным задачам которой относится, в том числе, организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции участвуют в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", дают пояснения и представляют информацию в рамках своей компетенции, готовят мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получают для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры.

Таким образом, участвуя в прокурорской проверке, должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) вправе указать на нарушение требований противопожарной безопасности.

О необходимости проведения капитального ремонта всех конструктивных элементов здания и инженерных сетей указано также в акте осмотра здания должностными лицами ТО «Севастопольский», утвержденного ВрИД Начальника территориального отдела ФГАУ «Росжилкомлпекс» Минобороны России Костенич С.А.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), включает в себя замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Учитывая зафиксированные в представленных актах разрушения, повреждения, состояние конструкций и инженерных сетей, а также отсутствие оснований для сноса, очевидна необходимость проведения капитального ремонта.

При этом ответчиками не опровергнута необходимость проведения капитального ремонта здания общежития, а также несоответствие его требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности. Ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы ответчики не заявляли. Принимая во внимание состязательность гражданского процесса, основания для проведения по делу строительно-технической экспертизы у суда отсутствовали.

Обоснованных доводов о том, что установленный судом для исполнения решения суда срок, является неразумным и невыполнимым, не приведено. Кроме того, при наличии к тому достаточных оснований ответчики могут обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Отклоняя довод относительно наличия у прокурора права обратиться в суд с настоящим иском, коллегия судей отмечает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В свете приведенных норм прокурор может обратиться в суд не только в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга, но и интересов государства.

Спорное здание общежития является собственностью государства, не выполняя обязанности по его содержанию и проведению ремонта, ответчики причиняют ущерб государству, так как ненадлежащее содержание переданного в оперативное управление государственного имущества приводит его в непригодное для использования по назначению состояние.

В соответствии с нормами действующего законодательства прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства.

При установленных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковое заявление заместителем военного прокурора 107 военной прокуратуры подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, а также лиц, которые могут находиться в данном общежитии) и государства.

Доводы апеллянта о ненадлежащем извещении ответчика Минобороны РФ о дате, месте и времени слушания дела коллегией судей отклоняются как несостоятельные, ввиду наличия в материалах дела заявления представителя ответчика Подшибякина П.Ю. об отложении слушания дела, содержащего в себе дату, место и время судебного заседания по рассмотрению настоящего дела, что свидетельствует об осведомленности стороны ответчика о рассмотрении указанного дела, а также представленные возражения.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, при этом не содержат данных, которые имели бы существенное значение, или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.

Обстоятельств, влекущих отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07.11.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – Министерства обороны Российской Федерации – Сутковецкой О.Ю. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано сторонами в течение трех месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

О.В. Савина

О.И. Устинов

Е.В. Герасименко

33-874/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры
Ответчики
ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ
Филиал Крымский ФГАУ Росжилкомплекс
ФКУ Управление Черноморского Флота
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Савина Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
06.02.2023Передача дела судье
27.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2023Передано в экспедицию
27.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее