Решение по делу № 2-488/2022 от 10.08.2022

Дело № 2-488/2022

УИД 46RS0028-01-2022-000564-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2022 года г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Звягинцевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Артемовой Л.Н.,

с участием представителя истца помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Шуст М.В.,

представителя ответчика ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» Ковкуто Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция», Комитету по управлению имуществом Курской области о возложении обязанности по финансированию и разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника,

у с т а н о в и л:

Щигровский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» о возложении обязанности обеспечить разработку проекта ориентировочного санитарно-защитной зоны скотомогильника, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной Щигровской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства, а также об экологической экспертизе в указанной сфере, в ходе которой было установлено, что по ул.Маяковского г.Щигры в границах земельного участка с кадастровым номером расположен скотомогильник, находящийся на праве оперативного управления за ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция». Установлено, что размещение указанного объекта (скотомогильника) осуществляется с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам, в отношении которых разработка проектов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны является обязательной, однако вопреки требованиям закона ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» мер к разработке проекта ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны не принимает. Отсутствие санитарно-защитной зоны нарушает интересы Российской Федерации, так как создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, здоровью людей. С учетом уточнений, просил обязать Комитет по управлению имуществом Курской области обеспечить финансирование работ по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильнику с кадастровым номером площадью 910 кв.м в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать к ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» обеспечить разработку проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильнику с кадастровым номером площадью 910 кв.м и течение 4 месяцев с момента выделения финансовых средств Комитетом по управлению имуществом Курской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Шуст М.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» Ковкуто Ю.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, указав, что собственником скотомогильника с кадастровым номером , расположенного по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского, является Комитет по управлению имуществом Курской области, который передал его ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» на праве оперативного управления. ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» является некоммерческой организацией, целью создания которой является обеспечение эпизоотического благополучия закрепленной территории, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных. К полномочиям учреждения не относятся полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также полномочия по содержанию скотомогильников, а лишь учет и контроль за состоянием скотомогильников, включая сибиреязвенные. Просила признать ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» не надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель Комитета по управлению имуществом Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, направил в суд возражения относительно заявленных требований, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В поданных возражениях указал, что комитет по управлению имуществом Курской области является не надлежащим ответчиком по делу, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества. Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также главным распорядителем средств бюджета для ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» является управление ветеринарии Курской области. Решение об обязании комитета по управлению имуществом Курской области обеспечить финансирование работ по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника будет неисполнимым в силу требований ст.158 Бюджетного кодекса РФ.

Представитель третьего лица Управления ветеринарии по Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, указав, что основными задачами управления являются, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции государственной политики в сфере ветеринарии, а также защита населения от болезней, общих для человека и животных. В ведении управления находится ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция», которому на праве оперативного управления комитетом по управлению имуществом Курской области на праве оперативного управления передан скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского. ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» самостоятельных средств на цели, указанные в исковом заявлении не имеет, управление ветеринарии не имеет законных оснований для выделения денежных средств на данные цели, считают, что ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» является не надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель третьего администрации г.Щигры Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела документальные доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В абзаце 10 статьи 1 Закона № 52-ФЗ определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее по тексту - санитарные правила).

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пп.12.1.4 п.12.1 раздела 12 таблицы 7.1 Санитарной квалификации объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сибиреязвенные скотомогильники, скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу объектов категории «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Согласно данным Правилам санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Судом установлено, что Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами животноводства, а также экологической экспертизе в указанной сфере на основании решения от 09.08.2022.

Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства от 09.09.2022, в ходе проверки установлено, что по ул.Маяковского г.Щигры в границах земельного участка с кадастровым номером расположен скотомогильник, находящийся в соответствии с реестром государственного имущества Курской области в собственности региона и закрепленный в соответствии с решением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления за ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция». Вопреки требованиям законодательства в отношении скотомогильника, расположенного по ул.Маяковского г.Щигры в границах земельного участка с кадастровым номером ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» мер, направленных на разработку проекта ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны не принято.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в нем содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером , расположенном по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского, площадью 910 кв.м, наименование – скотомогильник, 2007 года постройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , правообладателем которого на праве оперативного управления является ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» на основании решения комитета по управлению имуществом Курской области ДД.ММ.ГГГГ , правообладателем на праве собственности – Курская область.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского, площадь. 910 кв.м, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – специальная деятельность. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Согласно решению комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном имуществе» и перечню, за ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» на праве оперативного управления закреплен скотомогильник с кадастровым номером , площадью 910 кв.м, расположенный по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского.

Акт о приеме-передаче объектов нефинасовых активов от ДД.ММ.ГГГГ утвержденный председателем комитета по управлению имуществом и руководителем ОБУ «МВС», свидетельствует о передаче вышеуказанного объекта недвижимости с балансовой стоимость 1 руб.

В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция», учреждение является некоммерческой организацией, имеет статус государственного областного бюджетного учреждения, учредителем которого является Курская область. Функции и полномочия учредителя в соответствии с федеральными законами, законами Курской области, НПА Курской области осуществляет управление ветеринарии Курской области. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении осуществляет комитет по управлению имуществом Курской области.

Согласно п.1.8 Устава комитет по управлению имуществом не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Пунктом 2.2. Устава предусмотрено, что целями создания учреждения являются обеспечение эпизоотического благополучия закрепленной территории, в том числе обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных, для достижения которых учреждение, в том числе, проводит учет и контроль за состоянием скотомогильников, включая сибиреязвенные (п.2.3.2).

Источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг, субсидии на иные цели, средства, полученные от оказания услуг, средства, полученные от приносящей доход деятельности, пожертвования и иные. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным Управлением ветеринарии планом финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно п.2.1 Положения об Управлении ветеринарии Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 10.11.2011 №457-пг основными задачами управления являются: осуществление на территории Курской области в пределах своей компетенции государственной политики в сфере ветеринарии, а также защита населения от болезней, общих для человека и животных, организация деятельности государственной ветеринарной службы Курской области.

Пунктом 3.7.5 Положения к функциям Управления отнесено осуществление проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников, расположенных на территории Курской области.

Кроме того, управление ветеринарии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него полномочий, а также главного администратора доходов областного бюджета, осуществляет финансовый контроль за подведомственными учреждениями ветеринарии (получателями бюджетных средств) в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Из реестра изменений планов финансово-хозяйственной деятельности на 2022 ОБУ «МВС» следует, что финансирование деятельности учреждения обеспечено субсидией на финансовое обеспечение выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели не предоставлено.

Таким образом, к функциям как управления ветеринарии, так и ОБУ «МВС» отнесена деятельность в области ветеринарии, а также надзорные (контрольные) полномочия в указанной области, в том числе в отношении скотомогильников, в не полномочия по их содержанию.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ОБУ «МВС» обязанности принять меры к разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника не подлежат удовлетворению, так как это не соответствует целям учреждения, определенным Уставом.

Согласно п.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По смыслу закона выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

В силу пп.12.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Поскольку заявленные прокурором требования не относятся к случаям, при разрешении которых суд вправе выйти за пределы заявленных требований, требования прокурора о возложении на комитет по управлению имуществом Курской области обязанности обеспечить финансирование работ по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника с кадастровым номером , разработку которого прокурор просил возложить на ОБУ «МВС», удовлетворению также не подлежат, поскольку комитет по управлению имуществом Курской области не является главным распорядителем средств бюджета для ОБУ «МВС».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом Курской области, ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» о возложении обязанности по финансированию и разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 18.11.2022.

Судья Н.Н. Звягинцева

Дело № 2-488/2022

УИД 46RS0028-01-2022-000564-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2022 года г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Звягинцевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Артемовой Л.Н.,

с участием представителя истца помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Шуст М.В.,

представителя ответчика ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» Ковкуто Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция», Комитету по управлению имуществом Курской области о возложении обязанности по финансированию и разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника,

у с т а н о в и л:

Щигровский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» о возложении обязанности обеспечить разработку проекта ориентировочного санитарно-защитной зоны скотомогильника, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной Щигровской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства, а также об экологической экспертизе в указанной сфере, в ходе которой было установлено, что по ул.Маяковского г.Щигры в границах земельного участка с кадастровым номером расположен скотомогильник, находящийся на праве оперативного управления за ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция». Установлено, что размещение указанного объекта (скотомогильника) осуществляется с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам, в отношении которых разработка проектов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны является обязательной, однако вопреки требованиям закона ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» мер к разработке проекта ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны не принимает. Отсутствие санитарно-защитной зоны нарушает интересы Российской Федерации, так как создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, здоровью людей. С учетом уточнений, просил обязать Комитет по управлению имуществом Курской области обеспечить финансирование работ по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильнику с кадастровым номером площадью 910 кв.м в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать к ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» обеспечить разработку проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильнику с кадастровым номером площадью 910 кв.м и течение 4 месяцев с момента выделения финансовых средств Комитетом по управлению имуществом Курской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Шуст М.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» Ковкуто Ю.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, указав, что собственником скотомогильника с кадастровым номером , расположенного по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского, является Комитет по управлению имуществом Курской области, который передал его ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» на праве оперативного управления. ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» является некоммерческой организацией, целью создания которой является обеспечение эпизоотического благополучия закрепленной территории, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных. К полномочиям учреждения не относятся полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также полномочия по содержанию скотомогильников, а лишь учет и контроль за состоянием скотомогильников, включая сибиреязвенные. Просила признать ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» не надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель Комитета по управлению имуществом Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, направил в суд возражения относительно заявленных требований, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В поданных возражениях указал, что комитет по управлению имуществом Курской области является не надлежащим ответчиком по делу, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества. Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также главным распорядителем средств бюджета для ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» является управление ветеринарии Курской области. Решение об обязании комитета по управлению имуществом Курской области обеспечить финансирование работ по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника будет неисполнимым в силу требований ст.158 Бюджетного кодекса РФ.

Представитель третьего лица Управления ветеринарии по Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, указав, что основными задачами управления являются, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции государственной политики в сфере ветеринарии, а также защита населения от болезней, общих для человека и животных. В ведении управления находится ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция», которому на праве оперативного управления комитетом по управлению имуществом Курской области на праве оперативного управления передан скотомогильник с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского. ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» самостоятельных средств на цели, указанные в исковом заявлении не имеет, управление ветеринарии не имеет законных оснований для выделения денежных средств на данные цели, считают, что ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» является не надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель третьего администрации г.Щигры Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела документальные доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В абзаце 10 статьи 1 Закона № 52-ФЗ определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее по тексту - санитарные правила).

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пп.12.1.4 п.12.1 раздела 12 таблицы 7.1 Санитарной квалификации объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сибиреязвенные скотомогильники, скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу объектов категории «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Согласно данным Правилам санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Судом установлено, что Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами животноводства, а также экологической экспертизе в указанной сфере на основании решения от 09.08.2022.

Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства от 09.09.2022, в ходе проверки установлено, что по ул.Маяковского г.Щигры в границах земельного участка с кадастровым номером расположен скотомогильник, находящийся в соответствии с реестром государственного имущества Курской области в собственности региона и закрепленный в соответствии с решением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления за ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция». Вопреки требованиям законодательства в отношении скотомогильника, расположенного по ул.Маяковского г.Щигры в границах земельного участка с кадастровым номером ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» мер, направленных на разработку проекта ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны не принято.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в нем содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером , расположенном по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского, площадью 910 кв.м, наименование – скотомогильник, 2007 года постройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , правообладателем которого на праве оперативного управления является ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» на основании решения комитета по управлению имуществом Курской области ДД.ММ.ГГГГ , правообладателем на праве собственности – Курская область.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского, площадь. 910 кв.м, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – специальная деятельность. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Согласно решению комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном имуществе» и перечню, за ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» на праве оперативного управления закреплен скотомогильник с кадастровым номером , площадью 910 кв.м, расположенный по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Маяковского.

Акт о приеме-передаче объектов нефинасовых активов от ДД.ММ.ГГГГ утвержденный председателем комитета по управлению имуществом и руководителем ОБУ «МВС», свидетельствует о передаче вышеуказанного объекта недвижимости с балансовой стоимость 1 руб.

В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция», учреждение является некоммерческой организацией, имеет статус государственного областного бюджетного учреждения, учредителем которого является Курская область. Функции и полномочия учредителя в соответствии с федеральными законами, законами Курской области, НПА Курской области осуществляет управление ветеринарии Курской области. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении осуществляет комитет по управлению имуществом Курской области.

Согласно п.1.8 Устава комитет по управлению имуществом не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Пунктом 2.2. Устава предусмотрено, что целями создания учреждения являются обеспечение эпизоотического благополучия закрепленной территории, в том числе обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных, для достижения которых учреждение, в том числе, проводит учет и контроль за состоянием скотомогильников, включая сибиреязвенные (п.2.3.2).

Источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг, субсидии на иные цели, средства, полученные от оказания услуг, средства, полученные от приносящей доход деятельности, пожертвования и иные. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным Управлением ветеринарии планом финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно п.2.1 Положения об Управлении ветеринарии Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 10.11.2011 №457-пг основными задачами управления являются: осуществление на территории Курской области в пределах своей компетенции государственной политики в сфере ветеринарии, а также защита населения от болезней, общих для человека и животных, организация деятельности государственной ветеринарной службы Курской области.

Пунктом 3.7.5 Положения к функциям Управления отнесено осуществление проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников, расположенных на территории Курской области.

Кроме того, управление ветеринарии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него полномочий, а также главного администратора доходов областного бюджета, осуществляет финансовый контроль за подведомственными учреждениями ветеринарии (получателями бюджетных средств) в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Из реестра изменений планов финансово-хозяйственной деятельности на 2022 ОБУ «МВС» следует, что финансирование деятельности учреждения обеспечено субсидией на финансовое обеспечение выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели не предоставлено.

Таким образом, к функциям как управления ветеринарии, так и ОБУ «МВС» отнесена деятельность в области ветеринарии, а также надзорные (контрольные) полномочия в указанной области, в том числе в отношении скотомогильников, в не полномочия по их содержанию.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ОБУ «МВС» обязанности принять меры к разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника не подлежат удовлетворению, так как это не соответствует целям учреждения, определенным Уставом.

Согласно п.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По смыслу закона выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

В силу пп.12.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Поскольку заявленные прокурором требования не относятся к случаям, при разрешении которых суд вправе выйти за пределы заявленных требований, требования прокурора о возложении на комитет по управлению имуществом Курской области обязанности обеспечить финансирование работ по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника с кадастровым номером , разработку которого прокурор просил возложить на ОБУ «МВС», удовлетворению также не подлежат, поскольку комитет по управлению имуществом Курской области не является главным распорядителем средств бюджета для ОБУ «МВС».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом Курской области, ОБУ «Межрайонная ветеринарная станция» о возложении обязанности по финансированию и разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны скотомогильника отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 18.11.2022.

Судья Н.Н. Звягинцева

2-488/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Щигровский межрайонный прокурор Курской области
Ответчики
Областное бюджетное учреждение "Межрайонная ветеринарная станция"
Комитет по управлению имуществом Курской области
Другие
Управление Ветеринарии Курской области
администрация города Щигры Курской области
Суд
Щигровский районный суд Курской области
Судья
Звягинцева Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
shigrovsky.krs.sudrf.ru
10.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2022Подготовка дела (собеседование)
13.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее