КОПИЯ
Дело №
24RS0№-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Л.В.
при секретаре Гафаровой Я.Д.,
при участии представителя истца Кулинской Ю.В., действующей также самостоятельно, как третье лицо,
представителя ответчика Бореевой Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Величко Д. М. к ООО Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» о защите прав потребителя, возложении обязанности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Величко Д.М. обратился в суд с иском к ООО УК ЖСК о защите прав потребителя, возложении обязанности, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что начиная с мая 2018 года в принадлежащей истцу квартире, по адресу: <адрес>, происходят подтопления. Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика ООО УК ЖСК возложена обязанность в срок не позднее трех месяцев с момента вступления с силу решения суда осуществить ремонт кровли многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, необходимый для устранения протечек атмосферных осадков в квартиру истца. Вместе с тем подтопления жилого помещения происходят до настоящего времени. Так ДД.ММ.ГГГГ из-за осадков (сильный косой дождь) произошел залив, а также ДД.ММ.ГГГГ произошло затопления, кухня залита водой, с потолка сочилась вода. Мастер аварийной службы пояснил, что снег растаял, и из-за проблем с кровлей произошел залив. На момент подачи иска ответчик жилое помещение не осмотрел, акт не составил, о причинах затопления не сообщил. При уточнении исковых требований истец указывает, что при проведении по делу судебной экспертизы установлено, что необходим капительный ремонт крыши МКД № по <адрес>. В июне 2023 года собственниками помещений МКД проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования, по результатам которого собственники единогласно проголосовали за перенос срока капитального ремонта крыши, установленного региональной программой на №. ДД.ММ.ГГГГ председателем совета дома Черкасовой Е.В. ответчику передан протокол общего собрания, при этом управляющей организацией каких-либо действий предпринято не было. В связи с этим истец самостоятельно обратился в Службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с заявлением о создании комиссии по рассмотрению вопроса о необходимости переноса сроков проведения капитального ремонта крыши и внесения соответствующих изменений в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов в <адрес>. В ответ на данное обращение из Стройнадзора поступил ответ, что для переноса сроков капитального ремонта необходимо экспертное заключение специализированной организации по обследованию технического состояния здания, то есть необходимо обследование всей крыши МКД. Полагает, что обязанность по составлению технического заключения лежит на ответчике. На основании изложенного истец, с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, просит, возложить на ответчика ООО УК ЖСК обязанность за счет средств ООО УК ЖСК обратиться в специализированную организацию, имеющую соответствующие разрешения и соответствующую требованиям № «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», для выдачи экспертного заключения обследования технического состояния крыши здания многоквартирного <адрес>, возложить на ответчика ООО УК ЖСК обязанность уведомить о дате и времени обследования технического состояния крыши задания многоквартирного <адрес> председателя совета многоквартирного дома Черкасову Е.В., возложить на ответчика ООО УК ЖСК обязанность обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского каря, действующей при Министерстве строительства <адрес>, предоставив данной комиссии экспертное заключение специализированной организации по обследованию технического состояния крыши здания в многоквартирном <адрес> и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, а также просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию моральный вред в размере 100 000 руб.
Ранее, с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, истец просил возложить на ООО УК ЖСК, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> обязанность устранить причины, по которым в <адрес> происходят подтопления и произвести ремонт имущества, находящегося в общей собственности жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также взыскать с ответчиков в пользу истца компенсацию моральный вред в размере 100 000 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части исковых требований Величко Д.М. к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории <адрес> о защите прав потребителя, возложении обязанности, компенсации морального вреда, фонд привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Истец Величко Д.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель истца Кулинская Ю.В. (по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №), действующая также самостоятельно, как третье лицо, в судебном заседании заявленные с учетом уточнения требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что права истца нарушаются с 2017 года, с требованием о ремонте крыши обращались неоднократно, по ранее вынесенному решению суда был произведен ремонт, но течь с крыши дома не устранена, заливы жилого помещения продолжаются. На этом основании просила возложить на ответчика обязанность провести экспертизу состояния крыши и представить заключение с необходимыми документами в министерство строительства для проведения капитального ремонта крыши.
Представитель ответчика ООО УК ЖСК Бореева Р.Е. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснила, что в адрес министерства строительства было направлено заявление о переносе сроков капитального строительства кровли, в своем ответе министерство строительства ссылается на обстоятельства, препятствующие переносу сроков, так как истек срок экспертизы, положенный в основу заявления, также экспертиза не соответствует ГОСТу, а кроме того ссылаются на недостаточность средств для проведения ремонта. Также указала, что инженером ООО УК ЖСК была обследована кровля, следы протекания отсутствуют, кровля в удовлетворительном состоянии, инженером также был проведен осмотр внутри помещения, высказано мнение о том, что причиной заливов может быто то, что в результате проведенной в квартире истца перепланировки потрескались межпанельные швы, и туда проникает вода. Кроме того, любая сторона может походатайствовать о проведении экспертизы по обследовании крыши, надобности в этом УК «ЖСК» не усматривает, поскольку министерство строительства в своем ответе указывает, что экспертиза проведена только над квартирой №, проведение ремонта невозможно из-за потраченных средств.
Третьи лица председатель совета дома Черкасова Е.В., Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов № администрации <адрес> в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания по делу не просили.
Третье лицо председатель совета дома Черкасова Е.В. ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поясняла, что у нее квартира также расположена на 5 этаже, в которой произсодят заливы. На верхних этажах МКД существует такая проблема. С 2017 года она и иные жильцы подавали заявления в управляющую компанию о необходимости ремонта крыши. В 2019 году Черкасова Е.В. сделала ремонт в квартире и после этого произошел залив из-за неисправности крыши, по заявлению о заливе пришли представители управляющей компании, осмотрели место залива и пояснили, что на данный момент все сухо. В настоящее время решением общего собрания Черкасова Е.В. избрана председателем совета дома, намерена заниматься этим вопросом.
Представитель третье лицо Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов <адрес> Резанова И.О. (по доверенности) в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что ремонт кровли предусмотрен региональной программой на 2035 год, для переноса срока капитального ремонта необходимо решение общего собрания собственников и экспертное заключение, которое установит, что ремонт кровли необходим в ближайшее время. При этом сам фонд таких решений не принимает. Решение принимается специальной комиссией при министерстве строительства <адрес>..
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Учитывая, что судом приняты все необходимые меры к извещению участников процесса о времени и месте рассмотрения спора, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав позицию стороны истца, третьего лица, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как установлено в судебном заседании, истец Величко Д.М. и третье лицо Кулинская Ю.В. на праве общей долевой собственности владеют квартирой №, расположенной на 5-м этаже многоквартирного <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На основании договора №-О от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО УК «ЖСК» и собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, ответчик осуществляет управление указанным жилым домом, занимается предоставлением услуг холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, вывоза бытовых отходов, ремонта общего имущества.
В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.3 данного договора управляющая организация обязана осуществлять управление домом в соответствии с требованиями законодательства РФ; выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии к тому оснований, предусмотренных действующим законодательством (необходимости их проведения); проводить при необходимости предупреждения преждевременного износа, поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов текущий ремонт.
Согласно п.п. 3.1.2, 3.1.6 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ООО УК «ЖСК» обязана оказывать услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением № к настоящему договору, обязана организовать работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровью граждан, а также к порче имущества.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО УК «ЖСК» с претензией, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ в результате дождя произошел потоп квартиры, принадлежащей истцу, ДД.ММ.ГГГГ по вызову истца пришел мастер ООО «Соратник» и составил акт от ДД.ММ.ГГГГ, истец просил выявить причины, по которым в <адрес>, по адресу: <адрес> происходят подтопления, а также произвести ремонт имущества, находящегося в общей собственности жильцов многоквартирного дома.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленного мастером ООО «Соратник» Казановским А.В., в <адрес>, по адресу: <адрес>, со слов собственника швы промерзают около 5 лет, в кухне в месте примыкания потолка видны следы намокания и промерзания, в зале жёлтые разводы вдоль натяжного потолка. На момент осмотра вентиляция находится в исправном состоянии, намокание швов происходят во время дождя.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Величко Д.М. к ООО УК ЖСК о защите прав потребителя, наложении обязанности осуществить ремонт общедомового имущества, компенсации морального вреда, удовлетворены частично, согласно которому ООО УК ЖСК обязано в срок не позднее трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить ремонт кровли многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, необходимый для устранения протечек атмосферных осадков в <адрес> вышеуказанного жилого дома, с ООО УК ЖСК взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей, а всего взыскано 4 500 рублей.
Как установлено указанным решением суда, с июня 2018 года истец Величко Д.М. неоднократно обращался в аварийно-диспетчерскую службу, а также в ООО УК «ЖСК» с жалобами на протечки кровли жилого <адрес> в результате атмосферных осадков, от которых его <адрес> подвергалась затоплению дождевыми водами, что подтверждается выпиской из заявок аварийной службы, претензией от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту внепланового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителем ООО УК «ЖСК», при проведении осмотра кровли жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что в 2008 году в указанном доме был выполнен некачественный капитальный ремонт кровли, в результате которого в настоящее время происходит задувание снежных масс у карнизов, оцинкованного конька кровли. Для устранения выявленных недостатков необходимо произвести локальный ремонт кровли по текущему ремонту с устройством оцинкованной стали под шиферные листы у карнизов, смену оцинкованного конька для восстановления примыкания и герметизации стыков шиферных листов с вентиляционными каналами.
Во исполнение решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК ЖСК заключило № договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в соответствии с договором подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту жилищного фонда <адрес> и сдать их Заказчику, а заказчик обязуется принять указанные работы и оплатить их. Согласно приложению № к указанному договору по адресу <адрес> требуется ремонт кровли, в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 146 176,94 руб.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ подписанному представителем №» и ООО УК ЖСК, ДД.ММ.ГГГГ была произведена приемка работы по ремонту кровли МКД по адресу <адрес>.
Обращаясь в суд с настоящим иском Величко Д.М. ссылался на то, что после проведения ремонта крыши заливы повторились, полагая, что причина залива не устранена.
Так, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении № по <адрес>, в кухне по примыканию с потолком видны следы от намокания и промерзания, в зале желтые разводы вдоль натяжного потолка.
В ходе судебного разбирательства, по ходатайству стороны истца, была проведена судебная экспертиза, на разрешения поставлены следующие вопросы: 1. Каковы причины затопления в квартире по адресу: г. № Какие работы, в какие сроки и в какое время года (температурный режим) необходимо провести для того, чтобы устранить причины затопления квартиры по адресу: <адрес>? Специалисты какого профиля компетентны провести данные работы? 3. Относятся ли данные ремонты к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома?
Согласно выводам заключения № ДД.ММ.ГГГГ №-ОР, причинами затопления в квартире по адресу: <адрес>, является: негерметичность монтажных швов примыкания карнизных плит и стеновых панелей (имеются повреждения, пустоты); примыкание вентиляционных шахт, каналов, коробов расположенных на чердаке к перекрытию не герметично; конструкция крыши имеет повреждения. Выявлены узлы кровельной системы (в том числе вдоль свесов кровли, под коньком кровли) через которые на чердачное перекрытие попадают атмосферные осадки и птицы. Чтобы устранить выявленные повреждения, необходимо выполнить ремонт: частичную или полную замену кровельного покрытия с устройством примыканий; ремонт деревянных конструкций крыш с полной или частичной заменой стропильных ног, мауэрлатов обрешетки; ремонт, утепление вентиляционных шахт, каналов, коробов расположенных в чердачном помещении; ремонт канализационных (фоновых) стояков, расположенных в чердачном помещении, вывод канализационных стояков за пределы чердачного помещения; Ремонт и (или) замену слуховых окон; ремонт лазов на кровлю; герметизацию монтажных швов примыкания карнизных плит к стеновым панелям; более полный перечень работ (в том числе сопутствующих) по ремонту крыши, должны составить специалисты управляющей компании с подрядчиком работ после обследования всей конструкции крыши. Работы по ремонту крыши предпочтительно проводить в теплое время года, в сжатые сроки, чтобы исключить попадание атмосферных осадков на перекрытие. Выполнить данные работы компетентны специалисты строительных специальностей. В соответствии со ст. 166, главы 15, раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации: ремонт крыши относится к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и финансируются за счет средств фонда капитального ремонта. Перечень необходимых работ по ремонту крыши жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> соответствует приложению к Приказу министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №н «Состав работ, которые могут выполняться при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, в рамках утвержденной предельной (удельной) стоимости каждого из видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории <адрес>», и относится к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям ч.ч. 3, 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает заключение судебной экспертизы по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех доказательства по делу.
Доказательств, отвечающих признакам допустимости и относимости того, что экспертиза проведена с нарушением установленного законом порядка, сторонами суду не представлено. Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ крыши отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме и ответственность за ее надлежащее состояние в силу прямого указания в законе лежит на управляющей организации.
Как указано выше, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006№, общее имущество, в состав которого в силу подп. "б" п. 2 включаются крыши, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. В силу п.п. «б», «г» п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирное доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в состоянии, обеспечивающем сохранность имущества физических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п.п. «а» п. 16 названных Правил, надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Согласно подп. «в» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных ПостановлениемПравительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома.
В соответствии с подп. «г» п. 6. Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. (п. 37 22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подп. "а" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 42 названных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что на управляющей организации лежит обязанность осуществлять должным образом содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе - осуществлять контроль за состоянием кровли здания и при наличии протечек своевременно проводить работы по их устранению.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п в соответствии со статьей 166 ЖК РФ, статьей <адрес>, статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>", утвержден Перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение и (или) оказание которых осуществляется при финансовой поддержке, предусмотренной статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, который включает в себя, в том числе, ремонт крыши.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" мониторинг технического состояния многоквартирных домов осуществляется органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном <адрес>. Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом - лица, уполномоченные собственниками помещений в этом многоквартирном доме, ежегодно в срок до 1 февраля представляют в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления информацию о техническом состоянии многоквартирных домов. Информация о техническом состоянии многоквартирных домов представляется в порядке и по форме, утвержденным <адрес>.
В силу пп. «а», «д» п. 8 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" перенос установленного региональной программой капитального ремонта срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период (продление межремонтных сроков), сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме допускается по результатам технических осмотров многоквартирного дома, проводимых в порядке, установленном законодательством, с внесением соответствующих изменений в региональную программу капитального ремонта, а также осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, если: а) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; д) в порядке, установленном <адрес>, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома.
Решение о продлении межремонтных сроков, сокращении перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме принимается собственниками на общем собрании на основании акта, составляемого в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете лицом, ответственным за эксплуатацию многоквартирного дома, или региональным оператором, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора - с обязательным участием представителей органа государственного жилищного надзора и органов местного самоуправления (п. 9 ст. 16).
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, председателем Совета дома был избран Железный А.В., и.о. председателя Совета дома избран Кайль А.И. Этим же протоколом Совет дома был наделен полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. Вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта, решает общее собрание собственников, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ.
Правом на инициирование общего собрания собственников обладают в равной степени, как сами собственники, так и управляющая компания (ч. 1, 7 ст. 45 ЖК РФ, ч. 2 ст. 189 ЖК РФ).
Согласно п. 21-23 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений в МКД для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно ч. 7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 4 ст. 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Так п. 10 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти края в порядке, определенном <адрес>.
Согласно положениям Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п,в целях рассмотрения заявлений об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, подготовке предложений об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах министерством строительства <адрес> (далее - министерство) создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - комиссия).
В соответствии с п. 6 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта, с инициативой о рассмотрении вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме могут выступать следующие заявители: региональный оператор; служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес>; орган местного самоуправления муниципального образования <адрес>; орган муниципального жилищного контроля; управляющая организация; лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Для установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме заявитель представляет в министерство следующие документы: а) заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; б) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительное техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; в) заверенную управляющей организацией копию технического паспорта многоквартирного дома; г) заверенные управляющей организацией копии актов осмотра технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; д) копия заключения специализированной организации по обследованию технического состояния здания по форме, установленной приложением Б к государственному стандарту ГОСТ 31937-2011. "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенному в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1984-ст (далее - заключение), содержащего информацию об обследовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и полученного не ранее чем за 3 месяца до даты подачи заявления, заверенная управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме, лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме; е) заверенные управляющей организацией копии актов проверок технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, и (или) актов плановых (внеплановых) проверок, выданных органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный жилищный контроль (при наличии); ж) копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, содержащего решение о проведении зачета ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случае, указанном в абзаце втором пункта 3 Порядка; з) копии технической документации (проектной документации и локальных сметных расчетов), договоров подряда (оказания услуг), товарных накладных, счетов-фактур, актов приемки выполненных работ или иных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), планируемых к проведению в соответствии с региональной программой в случаях, указанных в абзацах втором, третьем пункта 3 Порядка; и) заверенную органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> копию решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (при наличии); к) материалы фотофиксации, имеющие четкое цветное фотоизображение, технического состояния многоквартирного дома, конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома; л) иные документы и информацию по собственной инициативе (п. 7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта).
Согласно представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выбран председатель совета многоквартирного дома собственник помещения <адрес> Черкасова Е.В., а также принято решение перенести с установленного региональной программой, утвержденной в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, срок капитального ремонта крыши многоквартирного дома с №
ООО УК «ЖСК» ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес Министерства строительства <адрес> было направлено заявление о рассмотрении вопроса о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по <адрес>, на более ранний. К заявлению были приложены: копия заключения №» от ДД.ММ.ГГГГ, копия техпаспорта, копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома и фотоматериал.
На указанное заявление поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о возврате документов, со ссылкой на истечение срока экспертизы, положенного для подачи заявления о проведении капитального ремонта крыши, кроме того данная экспертиза не соответствует форме, устанавливающей необходимость переноса сроков проведения капитального ремонта объекта в доме на более ранний: «заключение выполнено не по форме, установленной приложением «Б» к государственному стандарту № «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела нашел подтверждение факт длительного ненадлежащего состояния кровли (крыши) дома по адрес: <адрес>, в результате чего происходит затопление квартиры истца при выпадении атмосферных осадков. Согласно заключению судебной экспертизы для приведение крыши в надлежащее состояние необходимо провести капитальный ремонт.
Вместе с тем, управляющая компания каких-либо мер по инициированию вопроса проведения капитального ремонта крыши не предпринимала, несмотря на то, в соответствии с вышеприведенными нормативными положениями, обследование и оценка состояния общего имущества МКД, в том числе на предмет необходимости капитального ремонта, входит в ее обязанности, и управление МКД предполагает подготовку предложений по капитальному ремонту.
Таким образом, как следует из материалов дела, именно допущенное ООО УК ЖСК бездействие по надлежащему содержанию и обследованию крыши многоквартирного дома (акты ежегодных осмотров общего имущества содержат сведения на удовлетворительное состояние крыши) привело к возникновению и усугублению повреждений кровли, которые привели к подтоплениям в квартире истца. Указанные виновное бездействие ответчика находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими неблагоприятными последствиями в виде причинения ущерба истцу, как владельцу квартиры по адресу: <адрес>.
Учитывая длительность нарушений прав истца, что также отражено в решении Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также тот факт, что управляющая организация ненадлежащим образом исполняются обязательства по управлению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, обязанность по содержанию крыши в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ООО УК ЖСК обратиться в специализированную организацию, имеющую соответствующие разрешение и соответствующую требованиям ГОСТ №. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», для выдачи экспертного заключения обследования технического состояния крыши здания многоквартирного <адрес>, с уведомлением о дате и времени обследования технического состояния крыши задания многоквартирного <адрес> председателя совета многоквартирного дома Черкасову Е.В., а также с последующим обращением ООО УК ЖСК в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского каря, действующей при Министерстве строительства <адрес>, с предоставлением в данную комиссии экспертного заключения специализированной организации по обследованию технического состояния крыши здания в многоквартирном доме и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, указанными в п. 7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
При этом управляющая компания вправе провести вышеуказанное обследование за счет собственных средств, либо инициировать общее собрание собственников МКД для решения вопроса финансирования обследования крыши.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, в частности - необходимости обеспечения исполнимости принимаемого решения, а также принимая во внимание сроки проведения экспертизы, суд полагает возможным установить для ООО УК ЖСК двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей в части проведения обследования крыши, и десятидневный срок после получения технического заключения для обращения в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Обсуждая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, суд отмечает следующее.
На основании ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда возлагается судом на нарушителя в случае, если его действиями нарушаются личные неимущественные права гражданина, либо в других случаях, предусмотренных законом. Согласно ч.2 ст.1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 15 закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд учитывает, что факт нарушения ответчиком прав истца, выразившихся в ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, отказа в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя, достоверно установлен в судебном заседании, что свидетельствует о виновном нарушении ООО УК «ЖСК» прав истца, как потребителя его услуг, следовательно, истец имеет право на компенсацию ответчиком морального вреда.
Учитывая характер и степень нравственных страданий истца, субъективные особенности его личности и отношение к нарушению прав ответчиком, принципы разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 900 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Величко Д. М. к № о защите прав потребителя, возложении обязанности, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
На общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» №) возложить обязанность в срок не позднее двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обратиться в специализированную организацию, имеющую соответствующие разрешение и соответствующую требованиям № «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» для обследования технического состояния крыши многоквартирного <адрес> и выдачи экспертного заключения.
На общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» №) возложить обязанность уведомить о дате и времени обследования технического состояния крыши многоквартирного <адрес>, председателя совета многоквартирного дома Черкасову Е. В..
На общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные системы Красноярска» возложить обязанность в срок не позднее десяти рабочих дней с момента составления заключения по обследованию технического состояния крыши, обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского каря, действующей при Министерстве строительства <адрес>, предоставив данной комиссии экспертное заключение специализированной организации по обследованию технического состояния крыши здания в многоквартирном <адрес> и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ №, с приложениями, указанными в п. 7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью №) в пользу № компенсацию морального вреда в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Председательствующий Л.В. Алексеева
Решение суда изготовлено в полном объеме 30.11.2023
Копия верна:
Судья Л.В. Алексеева