Решение по делу № 8а-7373/2020 [88а-7638/2020] от 11.09.2020

    Дело № 2а-3947/2020

      № 88а-7638/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                 21 октября 2020 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.10.2020

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению До Миры Владимировны к департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении разрешения на строительство незаконным.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя До М.В. – ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

До М.В. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным отказ департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент градостроительства) от 17 декабря 2019 года № 155497-ДГ в предоставлении разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства; возложить на административного ответчика обязанность восстановить нарушенные права административного истца.

В обоснование заявленных требований указала, что она (До М.В.), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обратилась в Департамент градостроительства за получением разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. Основанием мотивированного отказа в предоставлении разрешения на строительство явилось то, что на земельном участке имеется признаки строительства до получения разрешительных документов. Считает данный отказ незаконным, нарушающим её права, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года, административные исковые требования До М.В. удовлетворены.

11 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 31 августа 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, Департамент градостроительства не уполномочен разрешать то, что было сделано без разрешения (в случае с реконструкцией). Застройщик вправе приступить к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства только после получения соответствующего разрешения. Реконструированный объект капитального строительства без соответствующего разрешения на реконструкцию является по сути самовольной постройкой. Административным истцом выбран неверный способ защиты права. Кроме этого, судами нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в рассмотрении дела с нарушением правил подсудности.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2020 года кассационная жалоба департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2020 года приостановлено исполнение решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя До М.В. – ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судами и следует из материалов дела, До М.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 4037 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под магазин промышленных товаров, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.

22 февраля 2018 года Окружной администрацией города Якутска До М.В. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства , наименование объекта «Магазин <данные изъяты> общей площадью 1345,22 кв.м на земельном участке с кадастровым номером .

14 сентября 2018 года Окружной администрацией города Якутска выдано До М.В. разрешение на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию.

25 июня 2019 года Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска в адрес До М.В. направлено свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта: «Реконструкция торгово-офисного здания по улице <адрес>» № 29_24/06/2019 от 24 июня 2019 года.

4 декабря 2019 года заместителем главы городского округа «город Якутск» издано распоряжение № 3661зр о предоставлении До М.В. разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на «Магазин».

11 декабря 2019 года До М.В. обратилась в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства - магазина <данные изъяты>.

19 декабря 2019 года департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска вынесен мотивированный отказ в предоставлении разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства № 15497-ДГ, согласно которому До М.В. отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2.23 Административного регламента, утверждённого постановлением Окружной администрации города Якутска от 20 апреля 2016 года № 90п, а именно: до подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги или в течении срока предоставления муниципальной услугу, возведён объект капитального строительства либо находится на стадии строительства без получения разрешения на строительство, и указано, что Департаментом градостроительства 4 сентября 2019 года была составлена справка об объекте, имеющего признаки самовольного строительства.

В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Так, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство, в том числе, при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи; несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Департамента градостроительства является незаконным и нарушает права До М.В., которая ранее получила разрешение на строительство объекта недвижимости, на реконструкцию и дополнительное строительство ею была предоставлена вся необходимая документация, что не оспаривается стороной административного ответчика. Назначение земельного участка соответствует виду разрешённого использования. Начало реконструкции и строительства объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости, при наличии всей необходимой документации.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции рассмотрено дело с соблюдением правил подсудности, поскольку До М.В. обратилась в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства как физическое лицо, является собственником земельного участка и спорного объекта капитального строительства как физическое лицо.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска в судах первой и апелляционной инстанций, и их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2020 года.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-7373/2020 [88а-7638/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
До Мира Владимировна
Ответчики
Департамент градостротельства ОА г.Якутска
Окружная администрация города Якутска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
21.10.2020Судебное заседание
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее