Дело № 7-1443/2015
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 октября 2015 г.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Д.
рассмотрев жалобу Ленинградского областного казенного предприятия «Ленинградское областное лесное хозяйство» на определение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 августа 2015 г. об отказе в приеме жалобы на постановление начальника гатчинского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора, старшего государственного лесного инспектора Ленинградской области от 14 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника гатчинского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора, старшего государственного лесного инспектора Ленинградской области от 14 мая 2015 г. № 40200-15/Д ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Определением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 августа 2015 г. в приеме жалобы ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ» на указанное постановление отказано в связи с пропуском установленного законом десятидневного срока обжалования.
В жалобе ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ», направленной в Ленинградский областной суд, содержится просьба об отмене определения судьи как незаконного. В жалобе указывается на то, что постановление старшего государственного лесного инспектора от 14 мая 2015 г. № 40200-15/Д было обжаловано заявителем в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который принял жалобу к своему производству. Данный факт, несмотря на то, что в последующем дело было прекращено в связи с его неподведомственностью арбитражному суду, должен быть учтен судом при решении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены определения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно ч. 2 данной статьи в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
При решении вопросов о том, был ли ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ» пропущен срок обжалования постановления, необходимо учитывать, что обязанность по выяснению обстоятельств, связанных с выполнением требований ст. 30.3 КоАП РФ, лежит на органе (суде, должностных лицах) публичной власти и не может быть возложена в силу презумпции невиновности, закрепленной в ст. 1.5 КоАП РФ, на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Из материалов дела и дополнительно полученных документов усматривается, что 26 мая 2015 г. Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области было вынесено определение о принятии от ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ» к производству искового заявления, датированного 19 мая 2015 г., к комитету государственного экологического надзора Ленинградской области, в котором обжаловалось постановление начальника гатчинского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора, старшего государственного лесного инспектора Ленинградской области от 14 мая 2015 г. № 40200-15/Д.
Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июля 2015 г. производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 3) в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан, юридических и иных лиц, по единому федеральному стандарту.
Исходя из приведенных положений, а также обязанности органов публичной власти обеспечить привлекаемым к административной ответственности лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе конституционного права на судебную защиту, принимая во внимание при этом возможную недостаточную их юридическую осведомленность о порядке подачи жалобы, прихожу к выводу, что обращение ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ» с заявлением (жалобой) на постановление должностного лица органа лесного надзора в арбитражный суд, к подведомственности которого не отнесено рассмотрение такой жалобы, и которым после принятия дела к производству было вынесено решение о прекращении дела, не может рассматриваться как обстоятельство, которое является препятствием для принятия (или восстановления срока обжалования постановления) и рассмотрения жалобы по существу.
Кроме того, учитывая, что вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в рассмотрении жалобы в соответствии с правилами ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ означал бы невозможность для юридического лица реализовать свое право на судебную защиту.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
определение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 августа 2015 г. об отказе в приеме жалобы на постановление начальника гатчинского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора, старшего государственного лесного инспектора Ленинградской области от 14 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Дело направить в Гатчинский городской суд Ленинградской области для рассмотрения жалобы ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ» по существу.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья М.Ю. Попова)